Unimog отмечает юбилей

Многофункциональный трактор-грузовик отметил 60- летний юбилей.
Unimog

Вообще-то, прообраз машины появился раньше – в 1946-м. В обнищавшей послевоенной Европе фермеры не могли позволить себе иметь в хозяйстве трактор и грузовик одновременно – это было накладно. Тогда-то конструкторы компании и предложили гибрид под маркой Erhard & Söhne. И лишь спустя пять лет, в 1951-м, представили первый «Унимог» – Universal Motorgerät, универсальное транспортное средство.

За долгую историю машину научили почти всему: сеять и убирать, чистить дороги и канализацию, таскать самолеты и железнодорожные вагоны, воевать и спасать, стричь газоны, перерабатывать мусор, бурить скважины…

Навесной комплекс для переработки бревен в опилки приводится валом с носка коленвала двигателя (модель U2450). Работает шумно, зато споро!

Не умеет разве что летать и плавать. Впрочем, новому концепту Unimog море по колено: этот может не только гнать волну, но и ползать по болоту. В его основе агрегаты модели U5000 и максимально облегченная конструкция кузова: сталь уступила место алюминиевым сплавам и стеклопластику. Кабина с мощной центральной дугой не имеет крыши – в случае чего экипажу проще покинуть тонущее судно. А чтобы как можно дольше продержаться на поверхности топи, на колесах предусмотрены раздвижные лапы-спицы, создающие дополнительный упор. И хотя конструкция спиц вызывает ухмылку у опытного инженера, на данном этапе важна сама идея.

Конечно, в показанном виде машину не поставят на конвейер – слишком много спорных решений. Например, алюминиевая рама хуже переносит знакопеременные нагрузки, чем традиционная стальная. А она, между прочим, благодаря своей гибкости и упругости – одно из ключевых звеньев, обеспечивающих отменную артикуляцию подвесок. На некоторых серийных моделях перехлест мостов при диагональном вывешивании превышает 30º, и не последняя заслуга в этом податливой на кручение рамы. А как вам пластиковые бамперы? Уверен, что заказчик будет недоволен хрупким и при этом дорогостоящим обвесом.

Хотя внедорожные способности модели U400 скромнее, но и ей ничего не стоить взять с места 80-процентный уклон.

Тем не менее, будущее у подобной машины есть. Она может быть востребована строителями газо- и нефтепроводов, геологами, спасателями. Не исключено, что и российскими, хотя для нас такая техника неоправданно дорога. Точных цен на уже проданные автомобили Unimog не называет (коммерческая тайна), но, пошарив в интернете, узнаешь – за один дорожно-уборочный Unimog можно купить два, а порой и три МАЗа или КамАЗа с отечественным навесным оборудованием такого же назначения. Понятно, что по проходимости и условиям труда водителя они уступают «немцу», но разве это волнует владельцев предприятий?

Газонокосильщик для дорожных обочин может быть оборудован второй косой сзади машины.

И все же спрос на нашем рынке есть: за прошлый год продано 72 Unimog, а с начала текущего – шесть. В основном это машины, не имеющие аналогов: например, МЧС закупило передвижной госпиталь из 28 автомобилей на базе модели U4000 с кунгами различного назначения.

Модель U4000, рассчитанная на экстремальное бездорожье, уверенно двигается при боковом крене 38º.

Подпишитесь на «За рулем» в