Больной за рулем: чихать я хотел

Человек за рулем с температурой, кашлем, насморком – не преступник, но и не молодец.

Звучали самые различные предложения, как сделать меня больным. Варварские (например, сломать руку или ногу) отмели сразу, за что коллегам низкий поклон. Нашли гуманный и легко реализуемый вариант: пусть, мол, чихает. К тому же это наиболее частая защитная реакция организма не только при простуде, но и при аллергии. Да и здоровые люди чихают сплошь и рядом. Моя же задача – выяснить, насколько чих мешает управлять автомобилем. Ведь на некоторое время водитель волей-неволей отвлекается от дороги и даже теряет ориентацию (в пространстве).

Чихаю я довольно банально, среднестатистически, что как раз подходит для эксперимента. Расписываю процесс по этапам: делаю страшную гримасу, слегка закидываю голову, выдаю звучное «апчхи» и немного подаюсь вперед, вслед за выдыхаемым воздухом, а затем возвращаюсь в исходное положение.

На все про все у меня уходит в среднем 0,8 с. За это время автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, успевает проехать чуть больше 13 м. Немало с точки зрения безопасности! Но так ли это страшно в реальных условиях?

Выстраиваю конусами трассу со «змейкой», короткими прямыми и поворотом. Проезжаю несколько раз, фиксирую время по трем зачетным кругам (см. таблицу). Теперь привлекаю на помощь волшебные снадобья и подручные предметы, чтобы вызывать чих… Не знаю, сколько прошло времени до его прихода, но уснувший фотограф чуть не пробил головой потолок, когда грянул первый залп.

Апчхи! Салон автомобиля заметно потряхивает, я пытаюсь лавировать между конусами, отклоняясь от траектории при каждом громовом раскате. Правда, ни на прямой, ни в повороте эти неконтролируемые позывы серьезных проблем не доставляют; главное – быть готовым к следующему потрясению и принять превентивные меры: например, заранее задать автомобилю нужную траекторию и зафиксировать руки, чтобы случайно не дернуть рулем. Лишь на «змейке», где нужно быстро и четко перекладывать автомобиль, чихи мешают инстинктам. Неудивительно, что там я и потерял больше всего времени, а один конус и вовсе прочихал.

Финиш! Фотограф протирает объектив, а я подвожу итоги. Чих, безусловно, отвлекает от управления, но не настолько, чтобы серьезно повлиять на безопасность. Кроме того, в запасе есть обычно пара секунд, чтобы снизить скорость и подготовиться. Дополнительно обезопасить себя можно, если прислушаться к нашим советам (см. рядом). Кроме того, чих – далеко не самое страшное проявление недовольства, на которое способен человеческий организм. Это вам любой физиолог подтвердит.

ЧИХ ПО ЗАКАЗУ

Попробуйте заставить человека чихнуть против воли его организма. На мне перепробовали кучу разных средств: щекотали нос травинкой, заставляли смотреть на свет и даже капали в нос настойку чудодейственной (так меня заверяли бывалые) травы, а точнее, листьев некоего каланхоэ, от которой, как меня уверяли, «чихают долго и счастливо».

Кто-то, вспомнив юность, предложил другой беспроигрышный вариант – нюхательный табак. По совету продавца купил самый ядреный, понюхал, подождал – не проняло. Что в конце концов сработало, так и останется тайной – наверное, всё помаленьку. В любом случае спасибо всем, кто помогал вызывать чихи, – без вас этого теста не получилось бы.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИХАТЬ ЗА РУЛЕМ

- Чих нельзя предотвратить, поэтому не пытайтесь с ним бороться. Лучше зафиксируйте дорожную картинку, спрогнозируйте ситуацию и обязательно прикройте лицо рукой – стеклоочистители внутри салона не устанавливают даже на дорогих моделях.

- При первых признаках чиха прижмитесь к спинке сиденья и упритесь руками в руль. Это оградит вас от неприятного контакта с элементами интерьера.

- Не пытайтесь минимизировать отдачу от чиха резким нажатием на акселератор. Вырывающийся из вас воздушный поток за доли секунды набирает скорость 150 км/ч – такое ускорение не снилось даже пилотам Формулы1.

- Если расчихались, сбросьте скорость, а то и вовсе остановитесь на обочине. Получите не только лишнюю звездочку за безопасность, но и удовольствие от процесса.

- Если громкость вашего чиха превышает 150 дБ, ездите всегда с открытым окном (а лучше закажите кабриолет), чтобы ударная волна не разрушила стекла и не вызвала ложного срабатывания подушек безопасности.

Подпишитесь на «За рулем» в