Часы с заводом: GG Quadster

Когда несколько лет назад я впервые увидел этот аппарат на выставочном стенде, мелькнула мысль: «вот еще один шоу-стоппер, который вряд ли когда-нибудь выберется на дорогу»…
GG Quadster: квадроцикл, 2010 г., 1293 см³, 175 л.с., 390 кг, около 50 000 евро (цена в Германии).

Но стоило подойти поближе, как под веселым, с хитрецой взглядом автора этого детища – швейцарца Вальтера Грютера, пришлось со стыдливым удивлением признать: игрушка-то настоящая! Не-ет, это не просто квадроцикл на низкопрофильных дорожных колесах с мотором BMW! Это наглядное пособие по технологиям века – или, если хотите, произведение инженерного искусства, коих во все времена были единицы. Наверное, чтобы придумать и сделать такое, нужно родиться в стране часовщиков и ювелиров.

Как Вальтер Грютер – главный конструктор и основатель компании Gruter und Gut, выпускающей эти машины. Впрочем, он не стесняется сам встать к станку, чтобы выточить по своим чертежам детали (работа на токарном или фрезерном станке с ЧПУ – одна из его профессий), сам крутит гайки и в завершение испытывает свою продукцию. И похоже, дело вовсе не в том, что в компании каждая пара рук на счету (всего там работает 7 человек, причем сплошь мотоциклисты), – просто уже с первых минут разговора становится понятно, что Джи-Джи, как его называют знакомые, по уши влюблен в свою работу.

Свои дорогие игрушки Вальтер Грютер делает для таких же, как он сам, перфекционистов, которые оценят и выточенный из цельной отливки картер заднего моста, в котором живет дифференциал ограниченного проскальзывания, и параметрический усилитель рулевого управления, и расположенный на высоте ступиц колес центр тяжести. Дизайн Джи-Джи тоже разрабатывает своими силами – и, похоже, весьма удачно. Даже огромные кованые колеса GG производит сама, только болванки заказывает на стороне. Но, как я уже говорил, игрушка получилась вполне боевая, что не помешало ей получить омологацию для движения по дорогам. Правда, в Швейцарии Quadster – маленькая машина, а в Германии – большой 4-колесный мотоцикл. Отсюда и разные категории в правах.

Впрочем, в немецком Гармиш-Партенкирхене, куда съехались владельцы мототехники баварской марки, эти аппараты настолько примелькались на дорогах, что полицейские не останавливают GG и ради любопытства. Даже если за рулем совершенно посторонние люди (Джи-Джи-то все узнают и в шлеме!). Что же, для короткого теста вполне хватит одного из окрестных серпантинов.

ВЕРХОМ НА КАРТЕ. Первые метры осваиваюсь за рулем. Он довольно широк, и к нему приходится наклоняться над высоким фальш-баком (по заказу в нем можно сделать удобный «бардачок»). Впереди меня на приборной панели от HP-sport – красный колпачок. Нет, это не стоп-кран – он закрывает тумблер включения заднего хода, как мне объяснил Джи-Джи: «Чтобы сдать назад, надо остановиться и, удерживая тормоза, включить тумблер». При этом для движения назад можно использовать любую передачу. Чтобы вернуть передний ход, закрываю колпачок и вновь прожимаю педаль тормоза.

«Передним тормозом не пользуйся, – предупреждает Джи-Джи, – от педали приводятся оба контура, передний и задний.» Что ж, логично. Тем более, что под дождем, который в этот раз льет почти не переставая, сорвать аппарат в занос не так и сложно.

На первых двух передачах квадр реагирует на газ, как мощный карт, мгновенно бросаясь вперед с пробуксовкой колес задней оси. Надо отдать должное: он не рыскает на траектории, как можно было предположить – спасибо частично блокируемому межколесному дифференциалу! Но очень чувствительный руль заставляет быть осторожным: аппарат меняет траекторию от одного прикосновения к рулю. Но как только требуется больше «заломить» траекторию, руль наливается тяжестью, а «Квадстер» едва заметно приседает на наружные колеса. Шины Dunlop Sport Maxx быстро прогреваются даже на влажном, затененном листвой асфальте и начинают цепляться за дорогу так, что кажется: еще мгновение – и меня выкинет наружу из седла. Постепенно большие ускорения перестают пугать, как и занос заднего моста при резком открытии «газа».

Наверное, автомобилистам Quadster окажется ближе по духу, чем мотоциклистам, несмотря на рогатый руль и мотоциклетные органы управления. И отсутствие электронных помощников на этом механическом шедевре воспринимается вовсе не как попытка сэкономить (да уж какая там экономия после 40 тыс. евро!), а как прозрачный намек: не нужны тут эти ошейники! И точно, даже намеки на дрифт заднего моста мгновенно рубятся легким сбросом газа. Ну а если вы хотите большего… Я не хочу. Во всяком случае, на дорогах общего пользования. А вот тормоза проверить стоит. Нажимаю на педаль – и Quadster встает как вкопанный. Заметьте, без ABS. Браво!

Жаль, что на российских дорогах мы вряд ли увидим эти уникальные машины – у нас их было продано всего несколько штук, а теперь, с введением нового техрегламента, дорога такой экзотики оказалась фактически перекрыта. Разве что кто-то из любви к искусству решит сертифицировать этот аппарат. Впрочем, сам Джи-Джи уверяет, что зачастую проще построить новую машину, чем омологировать старую. Для этого, собственно говоря, и был создан трехколесный GG Taurus – всего за 18 месяцев.

Много фрезерованного алюминия, чуть меньше пластика и никаких электронных ограничителей. Непривычно смотреть в низко расположенные зеркала, под руку. Но обзор в них хороший и грязь не попадает.
За кинематику подвески отвечают алюминиевые фрезерованные треугольные рычаги на жестких шарнирах. Амортизаторы – с плавной регулировкой гидравлики. Вынув заглушку, можно изменить настройки глушителя.
Привод управления коробкой передач.
Кованые колеса в GG вытачивают самостоятельно. Оборудование позволяет.
Панель приборов от HP2 лаконична и достаточна. Под красным колпачком – выключатель заднего хода.
Привод карданным валом. Стрелкой показан «ручник».
Передней подвеске Quadster позавидуют иные Формулы. Весь направляющий аппарат подвески рассчитан и изготовлен Gruter + Gut.
Заводская табличка на рулевой колонке.
Боковые понтоны одновременно служат вместительными кофрами. Бывает бардачок и в фальшбаке.
Штучное производство Quadster'ов и отсутствие дилерской сети – отнюдь не препятствие для отдаленных рынков. Благодаря широкому присутствию комплектующих BMW, регламентное обслуживание и ремонт многих систем доступен у любого дилера баварской марки.

«Наши клиенты прекрасно понимают, что именно они покупают. А высокий уровень технологии – наша защита от конкурентов. Многие пытались пойти по нашему пути, но ограничились упрощенными копиями, которые не занимают нашу нишу».

Когда и почему возникло желание заняться четырехколесным мотоциклом?

С машинами и станками я связан уже 28 лет. В начале 90-х занялся созданием мотоциклов с коляской, организовал небольшую компанию. В 1993 году мы начали производство GG Duetto – разработанного нами «колясочника» с мотором BMW (1100 см³), который позволял одинаково проходить левые и правые повороты – уникальный мотоцикл. Но емкость рынка таких машин была очень мала (при этом 30% мы продавали в Японию), и в 1998 году производство свернули. Ну а три года спустя появился Quadster.

А ваше стремление все делать самостоятельно – это традиция или способ защиты от конкурентов?

Да нет, конкурентов я не боюсь. Во-первых, нас защищает уже сам уровень технологий: чтобы начать с нами конкурировать, нужно сделать дешевле при сравнимом качестве – это очень сложно. Впрочем, были попытки скопировать наши машины, но негде взять такой мотор. А BMW не продаст свои двигатели для производства посторонним. К тому же, например, в Германии мы даем двухлетнюю гарантию на нашу продукцию – это тоже дополнительное преимущество.

Трудно было омологировать Quadster для дорог общего пользования?

Невероятно! В США на получение сертификата я потратил год, в Швейцарии – три, в Японии перебрал четыре компании – безрезультатно. Зато в Германии мне удалось пробить новую категорию TUV – четырехколесные мотоциклы. Это большая победа.

Но каков же выход для остальных рынков?

Построить трехколесник. По тем же технологиям. Это куда проще и быстрее. Мы создали Taurus за 18 месяцев практически с чистого листа. И их уже начали покупать.

Каковы ближайшие планы?

Развивать сеть. Это наша главная цель на сегодня. А что предложить – у нас есть.

Трицикл – аппарат еще более «дрифтовый», чем четырехколесник, а чтобы исключить возможность опрокидывания, загружен 40 кг балласта.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА GG Quadster (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Год выпуска 2010
Сухая масса, кг 390
Длина × ширина, мм 2330×1430
База, мм 1700
Объем бензобака, л 26
Максимальная скорость, км/ч 210

ДВИГАТЕЛЬ

Тип R4, 4T
ГРМ DОНС, 4 клапана на цил.
Рабочий объем, см³ 1293
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 80×64,3
Степень сжатия 13:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин 175/9250
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 140/8200
Система питания впрыск топлива
Система охлаждения жидкостная
Система запуска электростартер

ТРАНСМИССИЯ

Сцепление многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач 6 передач, задний ход
Главная передача вал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама пространственная, замкнутая, алюм. сплав
Передняя подвеска на двойных треугольных рычагах, регулируемая
Ход колеса, мм 100
Задняя подвеска на двойных треугольных рычагах, регулируемая
Ход колеса, мм 100
Тормозная система гидравлическая, комбинированная
Передний тормоз плавающий диск Ø 270 мм, 4-поршневая скоба
Задний тормоз плавающий диск Ø 270 мм, 4-поршневая скоба
Колеса кованые, алюм. сплав
Передние шины 205/40 ZR17
Задние шины 245/35ZR18

Подпишитесь на «За рулем» в