Нечистая сила отдыхает

НЕЧИСТАЯ СИЛА ОТДЫХАЕТ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЕЗ МИСТИКИ

НЕЧИСТАЯ СИЛА ОТДЫХАЕТ

"И ВДОЛЬ ДОРОГИ МЕРТВЫЕ С КОСАМИ СТОЯТ!.."

ТЕКСТ, ФОТО / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Есть на автодорогах участки, которые молва именует "чертовыми", "проклятыми", "бермудскими". Автоинспекция называет их сухо и прозрачно: "места концентрации ДТП".

Почему они бьют рекорды по числу аварий на километр пути? Простейшее объяснение - опасный характер дороги. Но в том-то и закавыка, что многие из таких мест на первый взгляд вполне безобидны: ни перекрестков, ни крутых поворотов, а вот поди ж ты...

Не так давно на "зарулевском" сайте www.zr.ru обсуждалась заметка пензенской журналистки "Яма смерти". В ней говорилось, что на 35-м километре дороги Пенза - Тамбов практически ежедневно бьются машины и погибают люди. И что эту "дорогу проложили через маленькое сельское кладбище"...

Участники обсуждения разделились примерно поровну на "мистиков" и "материалистов". Первые нашли подобные примеры в своих регионах - в частности, "аварийноопасную дорогу Казань - Набережные Челны, проложенную, по словам старожилов, по семи (!) сельским кладбищам".

- Вообще-то с давних времен считалось, что построенное на человеческих костях будет приносить несчастье, - комментирует "Саня-Passat".

А "Горыныч" из Владивостока рассказал о "большой горе из выброшенных и битых кузовов", рядом с которой на дороге часто случались аварии. Он считает их причиной "отрицательную энергию человеческих страданий, которую несут на себе остатки погибших машин".

Владимир из лагеря "материалистов" резонно возразил ему:

- Со свалкой авто понятно. Раз в деревне я пошел с ребенком змея воздушного запускать - так каждый проезжавший, глазея, норовил улететь с дороги...

- Это проще всего валить на черт знает что, - кратко выразил позицию антимистиков "Шурок".

А ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?

Поклонников гоголевского "Вия" должна немало разочаровать диссертация, защищенная во Львовском политехническом институте. Ее название стоит привести полностью: "Измерение параметров электромагнитных полей на автодорогах и анализ их влияния на дорожно-транспортные происшествия". Автор, теперь уже кандидат технических наук Любомир Сопильник доказал тесную связь между электромагнитными аномалиями на отдельных участках дорог и количеством аварий на них. Таких участков, где напряженность ЭМП (электромагнитного поля) превышает санитарную норму в десятки и сотни раз, только во Львовской области около 50. Особенно опасны эти места в период магнитных бурь.

- Ну и что? - спросит скептик. - Одной диссертацией больше. Кого и как она может уберечь на дороге?

Действительно, в отечественной науке с внедрением всегда было туго. Но здесь особый случай: Любомир Сопильник, инженер по образованию, работает начальником отдела Львовского областного управления ГАИ. А значит, ему и карты в руки.

- Кстати, они у нас действительно есть. Электромагнитные карты дорог, - сказал мне Любомир Иванович. - Мы наносим на них значения напряженности ЭМП и на этой основе разрабатываем маршруты наших патрулей. Стараемся, чтобы они чаще находились в местах аномалий - и прежде всего в дни магнитных бурь, прогноз которых мы регулярно получаем из магнитной обсерватории. Nissan Patrol GR/">Патруль, конечно, не снизит напряженность поля, а вот скорость движения - наверняка. Пусть водители в таких местах "перемигиваются" на здоровье...

- Но им нужна и прямая информация об электромагнитной опасности!

- Щиты с ней хотим устанавливать перед аномальными участками дорог. Кроме того, мы предложили новый предупреждающий знак "Действие электромагнитного поля": в треугольнике на желтом фоне черная молния.

При поддержке ученых Львовского политеха Сопильник создал и запатентовал портативный прибор, жидкокристаллический датчик которого в поле высокой напряженности замыкает цепь звукового и светового сигналов. Возможно, со временем такой прибор станет у автомобилистов не менее популярным, чем антирадар.

Но что же все-таки происходит с водителями в зоне аномалии? Почему они, если только выжили, дружно твердят, что встречный непонятно откуда взялся? Ответ лежит на стыке физики и физиологии. Сопильник популярно объяснил мне так:

- Согласно новым исследованиям, мозг и роговица глаза состоят из жидких кристаллов, свободно ориентированных в пространстве. Под действием поля кристаллы переориентируются вдоль силовых линий, и при этом нарушаются естественные обменные процессы на молекулярном и клеточном уровнях. Эффект примерно таков же, как при легком сотрясении мозга: замедление реакции и снижение внимания...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Возвращался я из Львова не выспавшись: в мотеле за стенкой всю ночь веселилась компания. Под Бродами невесть откуда взялось колхозное стадо, невозмутимо пересекавшее в утренней дымке международную трассу. Никаких сигнальщиков - что вы! Визг тормозов, и на последнем метре корова прилегла мне на капот... Уже дома заглянул в подаренный Сопильником перечень аномалий. Так и есть, на том участке 50-кратное превышение! Но если бы выспался да не забыл старую шоферскую истину, что дорога полна дураков, ничего бы не произошло. Так что поле полем, а контролировать надо прежде всего себя.

По просьбе ЗР статью комментирует заведующий отделом геомагнетизма Института геофизики АН Украины доктор геологических наук Михаил Иванович ОРЛЮК:

- Геологическая неоднородность земной коры (глубинные разломы, залегание руд) порождает геофизические поля - в частности, электромагнитные. Теперь представьте: водитель с большой скоростью пересекает магнитные силовые линии. При этом в его организме (где, кстати, многие процессы, включая передачу зрительных сигналов, имеют электрическую природу) по закону Эрстеда наводится электродвижущая сила. Естественно, она не может не влиять на эти процессы. Свое влияние оказывает и другой фактор: соотношение в воздухе положительных и отрицательных ионов, но это уже другая тема для исследований.

Предлагаемый знак "Действие электромагнитного поля"

и прибор Сопильника, сигнализирующий о въезде в аномальную зону.

Подпишитесь на «За рулем» в