Ну? баранки гну!

НУ? БАРАНКИ ГНУ!

/РЕАКЦИЯ

НУ? БАРАНКИ ГНУ!

МОЖНО ЛИ ОЧИСТИТЬ НАШ РЫНОК ОТ ОПАСНЫХ ТОВАРОВ?

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

С недавних пор наши торговцы запчастями ринулись закупать "модные" турецкие рули - скроенные с претензией и... дешевые. В отличие от штатных, сделанных в Сызрани, смахивают они на спортивные, а это для многих из разряда "гонщиков" самое привлекательное. Довольно быстро "красавцы" из Турции стали теснить простецких сызранских "пареньков" не только на российских авторынках, но даже на прилавках крупных московских магазинов.

Между тем у одного из читателей ЗР турецкое "произведение искусства", установленное на его "девятке", прямо на ходу оторвалось от рулевой колонки. Водитель чудом не пострадал. Сломанный руль был передан на экспертизу (ЗР, 2001, № 7), и специалисты ЛАРО МАДИ (лаборатории по анализу разрушений деталей автомобилей) выдали заключение: причина разрушения в некачественной сварке и неграмотной состыковке деталей.

Попутно редакция выяснила, что, самовольно используя товарные знаки LADA, SAMARA, а также фирменную "ладью" АвтоВАЗа, турецкие изготовители просто-напросто вводили потребителей в заблуждение: никакого отношения к Волжскому автозаводу эти рули не имели, притом, что его одобрение на товар приемлемого качества получить не так уж сложно и не так-то дорого. Но зачем одобрение, если и без него берут?

Самое интересное, что все это до случившегося происшествия и вмешательства ЗР никого не взволновало. Обращение журнала в Торгинспекцию возымело действие. Инспекторы проверили 825 торговых точек от Москвы до Владивостока и изъяли 718 рулей в Воронеже, Курске, Кирове, Барнауле, Тюмени, Красноярске, Казани, Ярославле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Астрахани, Владимире и Йошкар-Оле. Фальшивки поступали в регионы с авторынков Тольятти, Новосибирска, Москвы и других городов, а также от фирм "Автоблок", ДЖЭВЛ, "Спектр-Авто", "Авторосс", "Викония", "АлВи", "Салют" и других. Торговцы заплатили 303 тысячи рублей штрафов.

Инспектора к каждому торгашу не поставишь, так что подарочки из Турции до сих пор встречаются даже в Москве. Есть ли способ справиться со "стихией"? Мы обратились в Министерство по антимонопольной политике (МАП), наделенное правом возбуждать дело о нарушении закона "О конкуренции" и запрещать турецким производителям использовать без разрешения чужие товарные знаки. Увы, МАП побоялся это сделать... Чиновники министерства посоветовали адресоваться в Госстандарт РФ (который, к слову, к делам о конкуренции вообще никакого отношения не имеет).

Все же мы обратились в Госстандарт, но не по поводу незаконного использования фирменных символов ВАЗа, а с просьбой организовать принудительный отзыв рулей с российского рынка. Стандартизаторы ответили, что дело это не простое и они им заниматься не будут.

Дирекция ОАО "АвтоВАЗ" не осталась равнодушной к "турецкой" проблеме и по нашей просьбе разослала информационное письмо по своим СТО. Теперь при техобслуживании инженер по гарантии должен будет предупреждать автовладельцев о возможных последствиях установки нештатных рулей.

Чего только не встретишь на российском рынке: просроченную тормозную жидкость, бракованные тормозные цилиндры, восстановленные как попало шаровые опоры. Все это нельзя оставлять без последствий. Если вы располагаете информацией о появлении подобных изделий в торговле, обязательно сообщайте в местную торгинспекцию. Иначе, кто кроме вас это сделает?

/ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЭКСПЕРТИЗЕ

В ходе теста охлаждающих жидкостей (ЗР, 2001, № 12, с. 96) специалисты, проводившие оценку их смазывающих свойств, констатировали, что продукт фирмы "Гелена Химавто" довольно быстро попал в область сухого трения. Это послужило причиной прекращения испытаний. По просьбе фирмы эксперимент был продолжен до конца, невзирая на "сухое трение". В результате диаметр пятна составил от 1,09 до 1,24 мм, что соответствует показателям других кондиционных продуктов. Следовательно, "Гелена Химавто" также относится, по принятому у нас определению, к "добросовестным производителям". z

Подпишитесь на «За рулем» в