Русские горки

РУССКИЕ ГОРКИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКСПЕРИМЕНТ

РУССКИЕ ГОРКИ

АМЕРИКАНЦЫ ТАК ЕЗДИТЬ НЕ УМЕЮТ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ,

АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Москва забита автомобилями "под завязку". Новички, выехавшие на дорогу, едва освоившись, подчиняются навязанному им наглому стилю вождения. Общую ситуацию усугубляет еще и то, что на дорогах нет ориентиров - полноценных схем развязок и объездов, указателей направлений.

Как почувствует себя в этом месиве, где выживает сильнейший, нормальный, цивилизованный водитель? Допустим, иностранец. Пусть он расскажет, как выглядят со стороны "русские горки".

На дерзкое предложение "покататься по Москве" откликнулся американец Alexander (родился в Москве, в конце 80-х уехал и уже 10 лет работает в США). Не беда, что не коренной янки. За годы его отсутствия в российской столице так много изменилось: автомобилей стало в два раза больше, организацию движения серьезно перекроили, да и за руль сели люди совсем иного воспитания. Нашему гостю должно хватить впечатлений - решили мы и посадили его... в 18-летнюю "копейку".

ALEXANDER И СЛОНЫ

Вам не приходилось перебегать дорогу перед стадом слонов? Такой аттракцион ежедневно к вашим услугам на Садовом кольце возле Сухаревской площади. Задачка пустяковая. Всего-то и надо: на участке в 50 метров перестроиться из крайнего правого (восемь рядов) в крайний левый и развернуться. При этом надо быть либо смельчаком, либо законченным пофигистом, потому что другие на такой маневр в этом месте не отваживаются. Дикое стадо, несущееся наперерез, уступать дорогу не намерено и способно на непредсказуемые маневры.

Сюда мы и "бросили" янки. Он изрядно понервничал, когда "слоны" чуть было не помяли ему бока, но дорогу себе пробил! "Американцы так ездить не умеют. Кинь в такую мясорубку домохозяйку из Сан-Франциско - не выдержит. Откачивать придется", - прокомментировал наш гость.

Пробираясь дальше по Садовому в толчее машин, мы расспрашивали о других впечатлениях. Американец сморщил нос: "Жутко пахнет. Даже в самом грязном городе мира - Мехико - дышать намного легче". Мы как раз приткнулись к ЗИЛу, и грузовик невозмутимо обдавал нас черными клубами из выхлопной трубы. С другого бока подбавлял "сизости" "Москвич". Саня прикрыл форточку. "В Калифорнии раз в два года на любой заправке можно отрегулировать двигатель и получить специальную наклейку - свидетельство чистоты выхлопа. Этим никто не брезгует. Даже у тех афроамериканцев, которые порой покупают автомобили за 300 долларов, машины так не воняют..."

"ГДЕ ПОВЕРНУТЬ-ТО МОЖНО?"

Первое испытание американец выдержал, хотя и не без ущерба для нервных (и легочных!) клеток. Теперь другая задачка: найти поворот с Новослободской на внешнюю сторону третьего кольца. Не так-то просто, если не знаешь. Получив боевое задание, он метнулся в одну сторону, в другую... На кольцо так и не попал - наша "копейка" стремительно удалялась в ином направлении. "Сейчас найду разворот и попробую снова", - успокаивал нас Alexander. Давай, давай... "Разворот-то еще найти надо. Ты через две сплошные - и в дамки!" - чуть было не вырвалось у нас, "опытных московских водителей".

"Закрутив" нелепый крюк, Саша все-таки оказался на третьем кольце. Теперь пусть найдет, как с него съехать. "Поехали на Комсомольский проспект", - подначили мы гостя к очередному "подвигу". Он подкатил к развязке и... начал размышлять: что же зашифровано на указателе? Нужный поворот остался... позади. "На редкость бестолковая информация. Не понять: когда поворачивать? Прямо здесь или только через два километра?" - удивлялся наш "подопытный".

ДОБРЫЕ, НО НЕРВНЫЕ

"Я что-то не так сделал? - неожиданно спросил Alexander, когда мы въезжали в тоннель. - Вон тот тип недружелюбно на меня посмотрел". Сзади "обвешанная" "девятка" нервно пыталась пойти на обгон справа. Не обращай внимания. Вчера мы видели, как человек в белом пиджаке вышел из своей "Тойоты" и саданул ногой по соседнему "Фольксвагену"... Не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не треснул своему "обидчику" хотя бы кулаком по форточке. Народ в Москве добрый, но нервный...

За разговором мы оказались на Новом Арбате. По резервной полосе, разместившейся между потоками, пролетали "ауди" Госдумы и правительства, за ними милиция, а следом просто "крутые" "гелендевагены". "Можно мне тоже?" - попросился американец, показывая вслед "литерным" (видно, кровь взыграла). "Лучше не надо. Ты же медленно едешь - ИМ будет очень "обидно"... - отговорили мы его.

"Разве полицейские не обязаны убрать эту машину?" - Alexander показал на нахальную "Хёндэ" с синими номерами. Иномарка выехала на красный сигнал светофора и, уткнувшись в хвост плотной пробки, перекрыла своим "телом" перекресток. Чего ж тут странного? "Синие номера" - "полиция" и есть. Им в "общей очереди" мыкаться недосуг. (Кстати, за время поездки мы видели не раз, как "синие номера" летели по встречной, пересекали сплошную разметку, не пропускали пешеходов без всякой на то необходимости - попробуй после этого требовать соблюдения ПДД от простых водителей.)

ЗА ЧТО ОБЛАЮТ И КОГДА ПНУТ

Сможет ли янки пробраться, например, с Нового Арбата на Лубянку? Это довольно просто... если знать. Несколько лет назад, уже после того как наш гость уехал в Калифорнию, вокруг Кремля движение направили в одну сторону, но схемы проезда нет и по сей день. Мы показали Саше только направление - езжай туда. Alexander сказал: "Попробую". Долго петлял по переулкам... Был даже "атакован" военным грузовиком (на "большом" транспорте у нас в узких местах без нахрапа не проехать - никто не пропустит). Бывший москвич с заданием не справился, даже используя карту города!

...Вот мы почти дома, осталось чуть больше километра. Наш гость было добавил газу, как вдруг слева водитель престарелого "Форда-Гранада" безжалостно подрезал "копейку" (даже не повернув головы). Саша с испугу дернул рулем. "Не скажу, что в Нью-Йорке такого не встретишь. Только на месте хама будет невинная полуслепая старушка, которая просто не умеет ездить. Может, это вас удивит, но в Америке торопиться не принято".

Alexander в очередной раз зазевался и тут же получил в спину недовольный гудок от подержанной "Мазды". "Обдудись, ты!" - неожиданно сорвалось с уст американца. Похоже, он стал осваиваться.

Перекресток занят? Ерунда!

Троллейбус? На таран!

"Синим номерам" закон не писан.

Резюме, которое выдал житель Калифорнии по возвращении в редакцию: "Бардак. Но и в нем есть своя логика. По крайней мере понятно, за что могут облаять и когда пнуть. Все едут как хотят и куда хотят - прут напролом даже там, где это нельзя или просто невозможно. Не думаю, что люди виноваты. Они поставлены в такие условия. Слишком все бестолково. Организовывать движение нужно так, чтобы ни у кого - "хам" ты или "тихоня" - не возникало соблазна нарушить. Ну, а пока... живи я в Москве, продал бы автомобиль".

Вместо послесловия. Выходит, мы просто толстокожие дикари, раз существуем на наших дорогах и до сей поры не получаем нервных срывов. Бесконечное хамство и дефицит здравого смысла в поведении водителей способны кого угодно довести до ручки. Но только не нас. Мы держимся, невзирая на жуткое напряжение в бешеном потоке "свихнувшихся" автомобилей. После цивилизованных дорог, где движение подчинено единому и понятному всем ритму, американец в московском водовороте, естественно, испытал настоящий шок. Он решил продать автомобиль. Но разве кто-то из нас последует его примеру? Вряд ли. Будем и дальше приспосабливаться (приноравливаться, привыкать) к адской езде. Или, может быть, выберем другой путь - среди общего беспорядка сохранять чувство такта, быть предупредительными к другим и... надеяться на помощь ГИБДД.

Подпишитесь на «За рулем» в