Во власти "праворуких"
Чтобы понять, как велика, богата и разнообразна наша Родина, надо сесть на самолет (у кого есть время - на поезд) и отправиться на восток. Через 8-9 часов полета вы попадаете в перевернутый мир. Природа здесь совсем не похожа на среднерусскую, время опережает московское на 7 часов, а по правой стороне улиц сплошным потоком движутся праворульные автомобили.
ВЛАДИВОСТОК
Столица Приморского края не может похвастаться ни возрастом (чуть более ста тридцати лет), ни уникальной архитектурой. Но сюда приезжают со всей России не любоваться памятниками, а - за автомобилями. Тут Владивосток действительно уникален. Во-первых, в городе с 600-тысячным населением (это официально; реально, говорят, уже почти миллион) - один из самых высоких показателей насыщенности автомобилями. И при этом... нет ни одного автосалона, в котором можно купить новую машину - отечественную или импортную. Теоретически можно заказать, но зачем? Ежедневно из местного морского порта к Японским островам отправляются несколько пароходов, чтобы через неделю вернуться с палубой, заставленной "японками". Хотите - поручите покупку иномарки знакомому моряку, фирме или перегонщику-частнику, есть время и желание - отправляйтесь в Страну восходящего солнца самостоятельно... Благо, недельный тур за автомобилем обходится в 370-380 долл., плюс 400 - за провоз машины.
Но проще отправиться на самый большой и знаменитый авторынок России "Зеленый угол", который расположен на окраине города. Человека, попавшего сюда впервые, он потрясает и завораживает. Обычно здесь одновременно продается до 5 тыс. автомобилей, а в конце лета в ожидании новых пошлин их собралось на склонах сопок до 12 тысяч! Поднимаешься на любую вершину, а вокруг - сотни, тысячи машин, самых разнообразных, порой диковинных. Глядишь на это изобилие и удивляешься - неужели такое количество автомобилей способен поглотить не самый густонаселенный Приморский край? Конечно, нет. Надежные и современные (не только по нашим меркам) праворульные автомобили разъезжаются отсюда по Сибири; немало их уже и за Уралом. Даже в избалованную Москву вагоны, груженные "японками", идут регулярно. А почему бы и нет? Высокое качество "железных коней", выпущенных в Японии для японцев, известно всем, и это - при вполне доступных ценах. Добавим богатство оснащения, небольшой пробег по хорошим дорогам, регулярное обслуживание на фирменном сервисе...
Приплюсовав нынешнюю невысокую пошлину, получаем примерный состав "товара" на "Зеленом углу": легковые автомобили от трех до восьми (реже - десяти) лет от роду, с пробегом 60-120 тыс. км по Японии, рабочим объемом 1,6-2,4 л (примерно половина - полноприводные). Цены колеблются в диапазоне от 3 до 7 тыс. долл. Абсолютный лидер продаж - " Тойота Калдина" (аналог известной в Европе "Карины Е" с кузовом универсал). Джипы в основном с дизельными двигателями; 3-4-летние машины встречаются редко, а 5-7-летние могут стоить до 10 тыс. долл. Самый популярный вседорожник - "Сузуки-Эскудо" (аналог "Витары"). Рынок грузовых автомобилей не менее разнообразен, особенно в секторе малотоннажных (для водителей категории "В"), да и цены приемлемые; возраст машин в основном 7-10 лет.
Из чего складывается цена подержанного автомобиля? Та же "Калдина" (типичная комплектация: двигатель 1,8 л, 16 клапанов, 135 л.с., передний привод, коробка-"автомат", полный электропакет, кондиционер или климат-контроль) 1995 года в Японии обойдется в среднем в 1 тыс. долл., провоз на теплоходе - 400 (если везет моряк, который не платит за тур и визу), таможенный склад во Владивостоке - 80 долл., таможенное оформление - 50 долл., пошлина - 1,5 тыс., оформление в ГАИ плюс дорожный налог - 30 долл. Итого - 3150 долл. Место на рынке стоит 70 руб. в будний день, в выходные сумма удваивается, мытье машины - 50 руб. Сегодня в среднем автомобиль продается в течение месяца - значит, плюс еще 200 долл., да 50 - рынку с каждой продажи. 200 - средняя выручка продавца. В итоге получаем 3600.
Еще 500 руб. за справку-счет, и - на стоянку для отправки. Доставка до Москвы в крытом багажном вагоне обойдется в 30 тыс. руб. (платить можно сразу или при получении на месте назначения); ехать она будет 10-15 дней. По деньгам вроде бы выгодно - подобную машину в подобной комплектации (с правым же рулем) меньше чем за 6500 долл. в Москве не найти. Леворульная потянет еще на 2 тыс., да и комплектация такая встречается крайне редко. А что до удобства вождения автомобиля с правым рулем, так это дело привычки. Говорят, единственное, что напрягает - обгоны на узкой трассе. Но среди тех, кто выбирает "праворукую" машину, сумасшедшие гонщики встречаются крайне редко.
ХАБАРОВСК
Всего 800 км от Владивостока, а рынок уже немного другой. Как-никак, почти на тысячу километров ближе к Европе... В Хабаровске, правда, тоже нет дилеров ВАЗа, но уже можно купить новую "Волгу", "Газель" и УАЗ. Объемы продаж, правда, невелики - такие автомобили покупают в основном краевые и муниципальные власти: им по штату положено поддерживать отечественного производителя. А вот огромное типовое здание бывшего центра продаж и обслуживания машин Волжского автозавода на 90% сдано в аренду: тут и мебельный салон, и магазин запчастей, и даже пункт инструментального контроля. Лишь закуток с двумя подъемниками выделен для вазовского сервиса...
А буквально рядом, в районе той же улицы Инструментальной, бушует красками второй по значению на Дальнем Востоке авторынок. Конечно, и тут "правят бал" подержанные "праворукие" иномарки. Основные поставщики - все те же: Владивосток, Находка, а также свои порты - Ванино и Совгавань. До каждого из них 400-800 км, поэтому в цене появляется и транспортная составляющая - 100-200 долл. Зато отсюда отправить автомобиль в Сибирь или Европу значительно проще и несколько дешевле. И еще одно местное "ноу-хау": с авторынком граничит рынок запчастей (как новых, так и подержанных), поэтому имеет смысл перед отправкой "под завязку" загрузить ими машину. К примеру, комплект 14-дюймовой резины в хорошем состоянии на литых дисках можно купить примерно за 100 долл.