Орех вишневый возле хаты...

ОРЕХ ВИШНЕВЫЙ ВОЗЛЕ ХАТЫ...

ПОПЫТКА ОБЗОРА УКРАИНСКОГО АВТОПРОМА

Усохшая вишня ожила и стала родить... яблоки с орехами. Нечто подобное произошло и с древом украинского автопрома. Почти все его "легковые" ветви несут на себе - и чем дальше, тем больше - российские плоды. К этой удивительной картине стоит присмотреться.

ЛУЦКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД (ЛуАЗ)

Выпускал в год до 16 тысяч спартанских джипов, ценимых за уникальную проходимость, но после распада СССР стал быстро хиреть. В 1999-м установил траурный рекорд - изготовил 27 (двадцать семь!) автомобилей... Спасся от верной гибели благодаря отечественному инвестору (концерну "Укрпроминвест"), купившему у государства 81% его акций. Весной 2000-го начал сборку ВАЗов и УАЗов из российских машинокомплектов. В 2001-м собрал 5909 автомобилей четырех вазовских моделей (2107, 21043, 21093 и 21099) и 1260 ульяновских вседорожников, а сверх того - как бы ностальгируя - 61 ЛуАЗ-1302... План 2002 года - 12 тыс. ВАЗов - обречен на перевыполнение. Этому весьма способствует 32-процентная спецпошлина, введенная украинскими властями на импортируемые из России автомобили с двигателями 1,0-1,5 литра. В результате украинские ВАЗы оказались существенно дешевле ввозимых, и спрос на них на внутреннем рынке резко возрос. В 2003 году завод намерен выпустить до 20 тыс. вазовских машин.

А что же родимый ЛуАЗ-1302? Он окончательно снят с производства. На смену придет более комфортабельная модель ЛуАЗ-1301 со стеклопластиковым кузовом и 1,2-литровым мелитопольским двигателем МеМЗ-2457 мощностью 58 л. с. Первая партия - 500 штук - будет изготовлена в 2003-м.

В ближайшие пару лет автозавод хочет построить современный окрасочный цех и ведет на эту тему переговоры во Франции.

СП "АВТОЗАЗ-ДЭУ"

В 1998 году к старой запорожской ветви прищепили корейскую. "Дэу" внес в совместное предприятие 150 млн. долларов деньгами, АвтоЗАЗ - столько же основными фондами. Получив от законодателей целый пакет налоговых льгот, СП могло стать хозяином на внутреннем рынке, но из-за неповоротливости и самонадеянности не сумело. До недавнего времени загрузка его производственных мощностей не превышала 10% (в 2001-м сделали 14 810 автомобилей, в том числе около 12 тыс. "таврий" и "славут"). В 2002 году дела пошли веселее - СП рассчитывает продать не менее 25 тыс. машин. Помогла вышеупомянутая спецпошлина, а также приватизация ОАО "АвтоЗАЗ" (82% его акций купила за 10 млн. долларов корпорация "Укравто", имеющая развитую торгово-сервисную сеть).

Модельный ряд СП сегодня представлен, кроме машин семейства "Таврия", корейскими "Ланосом", "Нубирой", "Леганзой", а также автомобилем "Сенс" (" Дэу Ланос" с мелитопольским 1,3-литровым двигателем). В Запорожье не надеются в ближайшие 10 лет создать собственную модель мирового уровня - денег на это не сыскать и во всем бюджете Украины. Зато вполне реальна сборка автомобилей чужих марок. Информация о том, что "АвтоЗАЗ-Дэу" начал собирать "мерседесы", прозвучала почти как анекдот. И хотя первые полсотни Е-240 уже проданы с трехлетней гарантией по 44 600 евро, это, скорее, имиджевый проект без серьезной экономической перспективы. Другое дело - договор с "Опелем" о сборке его моделей от "Астры" до "Вектры", где цифры выпуска должны быть больше на два порядка. В Запорожье в обстановке секретности доставлены первые машинокомплекты. По нашим данным, сборка "Астры" будет мелкоузловой, включающей сварку и окраску кузова.

А вот не менее интересное известие: на ЗАЗе должна начаться мелкоузловая сборка "девяток"! Поскольку ЛуАЗ к этому не готов, его хозяин "Укрпроминвест" заключил с запорожцами соответствующее соглашение. В ближайшие полгода предполагают выпустить около 10 тысяч "93-х" и "99-х". Редкий для Украины пример взаимовыгодной кооперации конкурентов.

ХЕРСОНСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД "АНТО-РУС"

Второй на Украине производитель ВАЗов. Специализируется только на них. Выкупив у судостроительного завода пустующий цех и склад, успел собрать в 2001-м 700 "шестерок". В плане этого года 1100 "четверок" и "семерок". В 2003-м смонтирует дополнительный конвейер, чтобы поднять выпуск до 7 тыс. машин. Поставил на 2005 год честолюбивую задачу - 30 тысяч! Ведет в Европе переговоры о покупке окрасочной линии.

КРЕМЕНЧУГСКИЙ АВТОСБОРОЧНЫЙ ЗАВОД (КрАСЗ)

Не путать с КрАЗом! Созданный в 1995 году на базе механического завода, занимался крупноузловой сборкой "газелей". В 2001-м после отмены Россией экспортного НДС это потеряло смысл - цена "подлинных", нижегородских стала на Украине такой же. Пришлось переключиться на автомобили, при ввозе которых таможня взимает акциз (что, понятно, дает ценовую фору местной сборке). В этом году завод соберет 1000 "волг" двух моделей: 3110 и 310221. В плане 2003-го 7 тыс. автомобилей разных марок. Следуя украинской народной мудрости "розумне теля двоих маток ссе", заключили контракт и с АвтоВАЗом. Более того, кременчугские умники потихоньку собирают УАЗы и в любой момент готовы начать сборку машин Izh 2126 "Ода" и ИЖ-2117...

"КРЫМАВТОГАЗ"

"Маленькая симферопольская СТО с двумя подъемниками и одной смотровой канавой сделала удивительную карьеру и претендует ныне на второе место в автомобилестроении Украины" (ЗР, 1998, № 11). В 2000 году "КрымавтоГАЗ" собрал из нижегородских машинокомплектов около 11 тыс. "волг", "соболей" и "газелей". Обзавелся окрасочным комплексом американской фирмы "Хайден" и уже примерял к себе название "Южноукраинский автомобилестроительный завод". Предполагалось, что после постройки сварочного цеха его мощность составит 60-65 тыс. автомобилей в год. В 2001-м, однако, начался черный период. Та же отмена российского экспортного НДС похоронила сборку "газелей", составлявших более половины продукции "КрымавтоГАЗа". А долг ЗАО за банковский кредит, взятый на строительство цеха окраски и за машинокомплекты, вырос до 30 миллионов долларов. Крымчане сделали отчаянную попытку договориться с АвтоВАЗом и Внешэкономбанком о широкомасштабном производстве газовских и тольяттинских моделей. Увы, поговорка об умном теленке здесь не сработала. ГАЗ, хоть и увеличил свою долю в ЗАО с 20% до блокирующего пакета (25%+1 акция), не стал помогать своему дочернему предприятию выбраться из долговой ямы. В итоге в Симферополе в 2001 году собрали менее 3 тыс. машин, результаты 2002-го будут того же скромного порядка. Недавно был вынужден уйти в отставку директор и создатель "КрымавтоГАЗа" Анатолий Лазарев. Состоится ли Южноукраинский автомобилестроительный, покажет недалекое будущее.

ЗАВОД "ЧЕРНИГОВАВТОДЕТАЛЬ"

Многие называют его по старой привычке заводом карданных валов. Девяносто процентов своих валов поставляет Горьковскому автозаводу. Собирал в год до 4 тыс. "волг", "газелей" и "соболей", дыша порой в затылок "КрымавтоГАЗу". Похоже, его руководство тоже не сработалось с новым газовским, так как объявило в августе о "временном прекращении сборки автомобилей". Для завода это сильный удар, но не катастрофа: его карданные валы и запасные части для сельхозмашин пользуются спросом даже в Германии. Владелец контрольного пакета акций - киевский "Эталонбанк".

ЗАВОД "ЕВРОКАР"

Построен без зарубежных инвестиций в свободной экономической зоне "Закарпатье". В 2003 году планирует собрать из чешских машинокомплектов около 7 тыс. автомобилей "Октавия" и "Фабия", загрузив мощность своей первой очереди почти наполовину (ЗР, 2002, № 11). На 2004-й намечено создание второй очереди мощностью 45 тыс. машин в год по сборке "шкод" и коммерческих "фольксвагенов". Является также генеральным импортером "Шкоды" на Украине.

АВТОКРАЗ

Нельзя обойти вниманием и "грузовую" ветвь древа. Когда-то она гнулась до земли под тяжестью 30 тысяч КрАЗов - примерно столько выпускал в лучшие годы Кременчугский автозавод. В середине 90-х он едва подавал признаки жизни: на Украине его сверхтяжелые грузовики оказались невостребованными, а российский рынок по понятным причинам был в значительной мере потерян. В результате приватизации владельцем 86% акций АвтоКрАЗа стало украинско-немецкое СП "Мега-Моторс". В 2001 году произведено 2 тысячи автомобилей, в 2002-м ожидается такой же результат. Около 80% продукции завод экспортирует в Россию - в основном это шасси под оборудование для нефтегазового комплекса и самосвалы. Десять процентов машин покупают Вьетнам, страны Ближнего Востока и Северной Африки.

ЛАЗ

И наконец, Львовский автобусный. Государство сумело продать его только с четвертой попытки: в трех первых приватизационных конкурсах никто не захотел участвовать. Контрольный пакет - 70% акций - купило за 5 млн. долларов малоизвестное российско-украинское СП "Сил-Авто". И для начала еще 1 миллион инвестировало в новое оборудование, чтобы заменить устаревший модельный ряд во главе с музейной 695-й моделью... В 2002 году планируют изготовить 2 тыс. автобусов, а в следующем - уже 5 тысяч с учетом машинокомплектов, которые должны поставляться в Калининградскую область для крупноузловой сборки. Объявлено также, что через год завод начнет выпуск собственных дизелей. Скорее всего, это будут лицензионные горизонтальные двигатели РАБА-МАН.

Во Львове на все лады обсуждалась загадка: кто на самом деле приобрел ЛАЗ? Ведь у скромного "Сил-Авто" не может быть такого финансового размаха, потому что не может быть никогда... Звучали две версии: "Сибал" или украинский "Стальпром", лидер в производстве и поставках труб. Как бы там ни было, завод ожил и львиную долю своей продукции будет, как прежде, поставлять в Россию.

Обзор не басня и не нуждается в морали. А все-таки отрадно, что украинский автопром - не отрезанный черствый ломоть, как многие за последние 10 лет привыкли думать, а живой организм, переплетенный корнями с рынком и автозаводами России. Это и помогло ему выжить. Как и приватизация, которая дала предприятиям, может быть, не лучших, но реальных хозяев. Как и законодательство, взявшее под защиту - пусть с многолетним опозданием и не всегда разумно - интересы отечественных производителей (в частности, почти удалось покончить с "теневым" ввозом иномарок).

Вот такое дерево растет у соседа...

Подпишитесь на «За рулем» в