АВТОТОР: 240 000 в год

С распадом СССР оборонка в Калининградской области быстро захирела, а вместе с ней и вся экономика анклава. Сборочное предприятие АВТОТОР наряду с другими подобными стало для региона спасением.
В таком виде приходят в Калининград машинокомплекты; здесь из них делают автомобили.

Идея создать здесь с нуля автосборочное производство возникла у бывшего первого зампреда Совета министров СССР, а на тот момент главы фонда «Интерприватизация» Владимира Щербакова (кстати, начинал трудовую биографию инженером на АВТОВАЗе). Фонд, которым он руководил, в начале 1990-х активно скупал за приватизационные чеки пакеты акций крупных предприятий, в том числе в Калининградской области. Там в 1994 году была основана компания АВТОТОР. Чтобы сделать любое производство в анклаве рентабельным, в 1996-м приняли Федеральный закон об особой экономической зоне: он позволял ввозить комплектующие для сборки беспошлинно.

Пятнадцать непростых лет

АВТОТОР в том же 1996 году начал переговоры с руководителями малоизвестной тогда корейской фирмы «Киа»; а уже осенью следующего, 1997 года из переоборудованного цеха судоремонтного завода «Янтарь» – естественно, оборонного – вышел первый собранный в России седан «Киа-Авелла Дельта». Как вспоминает В. Щербаков, в стране тогда просто не существовало таможенного законодательства применительно к промсборке, его пришлось писать практически заново, учитывая опыт работы АВТОТОРа. А предприятие постепенно обрастало новыми партнерами.

За 12 лет на АВТОТОРе собрали свыше 50 тыс. седанов и внедорожников марки БМВ. Немцы считают это производство одним из лучших по качеству.

С 1999 года в Калининграде собирают автомобили премиум класса БМВ, а «Киа» перевели на новый завод на окраине города; он разместился на территории бывшего оборонного предприятия с обманчиво мирным названием «Буммаш». Там в 2000-м открыли и полноценную сборку иномарок – со сваркой (впервые в России!) и окраской кузовов. Первенцем стал вседорожник «Киа-Спортидж».

В 2003 году в Калининград пришел еще один стратегический партнер – американский «Дженерал Моторс». Начали, как водится, с крупноузловой сборки престижных моделей «Хаммер» и «Кадиллак», а теперь на АВТОТОРе собирают массовые модели «Шевроле» и «Опель». Для этого несколько лет назад совместно с «Джи-Эм» построили новое производство, где выполнялись сварка, окраска и сборка.

Цех окраски работает уже три года. Мировые стандарты требуют, чтобы воздух на всем предприятии был чистым. Поэтому всю территорию заасфальтировали и регулярно моют специальными средствами.

Было бы неправдой сказать, что автосборочный проект в Калининграде развивался гладко. Несколько лет назад выгодное для предприятия экономическое решение породило большие проблемы. Видимо, потому, что руководители АВТОТОРа недооценили политические риски. А началось с того, что в середине нулевых российская компания привлекла к сотрудничеству ведущую китайскую компанию «Чери». В Калининграде освоили крупноузловую сборку ее моделей «Амулет» и «Тигго».

Руководители АВТОТОРА даже объявили, что начинают строительство новых цехов, где будут выпускать ежегодно до 250 тыс. китайских автомобилей для российского рынка. Но в российском правительстве к тому времени сформировалась четкая позиция: ограничить допуск «китайцев» на наш рынок (ни одной компании из КНР не удалось достичь соглашения о промсборке, хотя заявки подавали многие!).

Вид сверху на основную промплощадку АВТОТОРа в поселке Космодемьянского, на окраине города. Трудно представить, что еще десять лет назад здесь, в корпусах довоенной постройки, тихо умирал оборонный завод.

С появлением в России «Чери» внезапно активизировалась таможня, которая вдруг посчитала, что машинокомплекты для сборки (все, не только китайские) всегда ввозились в Калининград незаконно. ФТС по этому поводу возбудила множество дел, судебные разбирательства продолжались почти четыре года. Все эти дела АВТОТОР выиграл – но сколько потребовалось сил и средств!

Одновременно в правительство полетели письма от других российских автопроизводителей и их профессиональных объединений с требованием лишить АВТОТОР таможенных льгот. Ведь благодаря им, утверждали авторы писем, нарушаются условия свободной конкуренции между производителями. В общем, через год контракт с китайской компанией был расторгнут. Официально – по причине неисполнения каких-то условий.

АВТОТОР лихорадило еще несколько лет, окончательно ситуация стабилизировалась лишь год назад. Тогда премьер-министр подписал распоряжение ведущим министерствам подготовить программу развития автомобильной промышленности в Калининградской области. Естественно, на базе АВТОТОРа, который уже давно превратился в градообразующее предприятие.

Бывшие пустыри засадили деревьями.

Балтийский интернационал

В 2010 году на АВТОТОРе собрали более 170 тыс. легковых автомобилей пяти марок: БМВ, «Кадиллак», «Киа», «Опель», «Шевроле» – всего 26 моделей. Понятно, что выпуск одних штучный, другие тиражируют десятками тысяч. План нынешнего года еще более амбициозный: 240 тыс. автомобилей. Но цифра не выглядит заоблачной, ведь за первое полугодие выпущено 113,8 тыс. машин. Между прочим, по объемам производства АВТОТОР вышел на первое место среди предприятий, где собирают иномарки, а в общем списке автопроизводителей занимает второе место (после АВТОВАЗа). В масштабах же Калининградской области предприятие и вовсе выглядит очень солидно.

Пятнадцать лет назад его просто не существовало, а сегодня АВТОТОР дает 40% товарной продукции на территории области, а платежи холдинга составляют 46% всех собранных здесь налогов! И – крупнейший же инвестиционный проект в регионе: в две промышленные площадки и инфраструктуру за полтора десятка лет вложили более 380 млн. евро. Кроме того, в одной только Калининградской области с АВТОТОРом сотрудничает 220 компаний-партнеров. Всего (вместе с основным производством) – около 10 тыс. человек.

В цехе сварки автомобилей «Шевроле».

– Нашей целью изначально было сделать АВТОТОР мультибрендовым предприятием, – объясняет политику руководства компании генеральный директор Валерий Горбунов. – Во-первых, это гарантирует постоянную загрузку мощностей и мы не зависим от одного-единственного партнера. Во-вторых, мы хотим присутствовать во всех сегментах рынка. Единственное, что до сих пор невозможно узнать, – кто же собственник компании.

АВТОТОР был учрежден 17 лет назад международным фондом «Интерприватизация». Сейчас, как говорит генеральный директор В. Горбунов, акционеры – некие «физические и юридические лица, как российские, так и иностранные». Увы, более ничего про структуру собственности неизвестно. Правда, как обещают, в ближайшие год-два холдинг собирается вывести акции предприятия на одну из ведущих мировых бирж, и тогда уж придется стать белыми и прозрачными.

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

Компания «АВТОТОР» основана в 1994 году. Опираясь на Федеральный закон об особой экономической зоне, в 1996-м заключила соглашение о промсборке с фирмой «Киа», чьи автомобили выпускает с 1997 года. Двумя годами позже освоили сборку машин БМВ, а с 2003-го стратегическим партнером АВТОТОРа стал также концерн «Дженерал моторс». Начав со сборки «хаммеров» и «кадиллаков», в дальнейшем сделали ставку на массовые модели «Шевроле» и «Опеля».

Схема открывается в полный размер по клику.

В середине 2000-х по контракту с компанией «Чери» (КНР) некоторое время собирали модели «Амулет» и «Тигго».

В ОЖИДАНИИ 2016-ГО

Как будет развиваться предприятие? Уже известно, какие новые модели пойдут с конвейера в конце нынешнего и первой половине следующего года. Понятно, что некоторые из них останутся на уровне крупноузловой сборки (это в первую очередь касается премиум-марок), но главное – будет расширяться производство по полному циклу: со сваркой и окраской. С 2008 года в Калининграде в таком ключе налажен выпуск «Шевроле-Лачетти», на подходе новые модели «Дженерал моторс». Идут переговоры и с другими компаниями.

– Мы заранее стараемся подготовиться к 2016 году, когда закончится действие Федерального закона № 19‑ФЗ о льготах для компаний, которые работают в особой экономической зоне, – рассказывает гендиректор АВТОТОРа В. Горбунов. – К этому времени, надеюсь, Россия будет и полноценным членом ВТО. Мы делаем все, чтобы работа с нашим предприятием приносила выгоду партнерам не только благодаря немалым таможенным и налоговым льготам. Сохранятся они или нет, неизвестно. Но у нас уже есть надежная репутация фирмы, чья продукция соответствует всем современным требованиям качества. И мы уже сегодня готовы собирать автомобили не только для российского рынка.

Подпишитесь на «За рулем» в