Как «Гранта» поплывет…

Большой и сложный процесс подготовки производства автомобилей Lada Granta вышел на финишную прямую. Игорь Моржаретто и Александр Кульнев (фото) подсмотрели, как в Тольятти собрали предсерийную партию седанов.
Lada Granta

Дотянуться до стандарта

…Сваренные и окрашенные корпуса «грант» пока встречаются на линии сборки нечасто: они идут вперемешку с хэтчбеками и универсалами «Калина» в соотношении 1:20. В те дни, что мы пробыли на АВТОВАЗе, таким образом, выпустили партию из 60 автомобилей (все - оснащенные 8-клапанными двигателями в комплектации «Норма»). И это уже не «конструкторы» для отработки навыков сборки, а вполне себе серийные машины, только вот до покупателей они не дойдут. Часть из них отправятся к дилерам для проведения тест-драйвов, остальные поедут на ходовые испытания.

Сборочная линия Lada Granta.

Что такое «предсерийная партия»? По сути это последнее испытание производственного комплекса на готовность к товарному выпуску модели. Именно на этом этапе выясняется, насколько точно выверены все техпроцессы, еще можно внести последние корректировки… Собственно, все операции уже отлажены – и те, что производятся в автоматическом режиме с помощью роботов, и те, что делаются руками рабочих. Сейчас, по словам специалистов, идет «набор статистики», чтобы в случае, если возникнут какие-нибудь отклонения от нормы, можно было бы на это немедленно отреагировать. Поэтому на линии сборки «калин» пока непривычно людно – наряду с рабочей сменой здесь постоянно толкутся конструкторы, технологи, забегает высокое заводское начальство… Но при этом на самой ленте конвейера особой суеты и нервозности не чувствуется – люди нормально работают, благо скорость линии пока не слишком велика. Она настроена на выпуск «всего» 33 автомобилей в час. Это немного – по планам уже к 1 марта она должна выйти на нормальную скорость (60 машин в час), для чего сейчас как раз готовят третью рабочую смену. К работе она приступит уже 1 декабря – и поехали…

Идет установка деталей салона Lada Granta. Он очень сильно отличается от привычного салона «Калины».

Директор проекта «Гранта» Олег Груненков на конвейере проводит по нескольку часов в день. Говорит, что самым сложным моментом было отработать систему поставок и подачи к рабочим местам комплектующих, ведь теперь взамен одной привычной «Калины» (хотя и в двух вариантах кузовов) появляется еще одна модель. Пусть и «близкородственная», но ведь отличий достаточно много. Общей осталась разве что «клетка» кузова (пол-крыша-двери), все остальное новое. Да и те же двери теперь иные: там установлены другие стеклоподъемники, обшивка и т.д.

Заправка техническими жидкостями.

- Логистика стала более сложной, но система работает без сбоев, и готовые автомобили получают высокие оценки со стороны специалистов по качеству, - уверяет О.Груненков.

И рассказывает «не под запись» о том, как непросто было с поставщиками, ведь «его» «Гранта» обязана стать этапным автомобилем для АВТОВАЗа – в первую очередь по уровню качества. От услуг многих привычных, почти что ставших родными поставщиков пришлось отказаться. Увы, они не «дотянулись» до высоких критериев альянса «Рено-Ниссан». Им пришлось искать замену, в первую очередь – среди иностранцев, которые или уже открыли свои предприятия в России, или готовы создавать СП с нашими компаниями. В отличие от привычных «калин», импортными или эспэшными у «Гранты» стали сиденья и стеклоподъемники, системы отопления и охлаждения двигателя…

За марку Lada теперь не будет стыдно.

- Мы не ставим перед собой задачу поменять российских поставщиков на иностранных, нет, - уверяет руководитель проекта. – Отказываемся от услуг только тех, кто не хочет развиваться, вкладывать средства в модернизацию своего производства, современное оборудование. Если поставщик хочет развиваться – напротив, мы ему всегда поможем. Словом, сейчас уже практически сформировался новый «пул» партнеров. И всю систему контроля качества выпускаемых изделий мы перенесли на их предприятия. Нам теперь важнее «входной» контроль качества. Если вдруг возникают проблемы – к партнерам выезжают наши специалисты, помогают разобраться в причинах.

Кстати, помимо «обычных» (уже) стандартов «Рено» при оценке качества начиная с пилотных партий в полном объеме применяется еще одна система альянса «Рено-Ниссан» - AVES (оценка качества глазами потребителей). Это дает свои результаты – говорят, улучшение показателей наблюдается в каждой новой партии…

Что подтвердил во время своего визита на АВТОВАЗ в сентябре исполнительный вице-президент по производству компании «Ниссан» Хидитоши Имадзу.

- Очень важно для успеха будущей массовой модели «Гранта» обеспечить стабильно высокие показатели качества с первых дней выпуска, чтобы она хорошо себя зарекомендовала и имела высокий спрос, - считает он. - Это касается правильной организации технологических процессов не только на АВТОВАЗе, но и у всех его поставщиков. Как я убедился, в Тольятти очень серьезно подошли к решению этого важного вопроса. Изменения в действующей здесь системе качества и полученные результаты дают основания считать, что цель будет достигнута, и автомобили «Лада» будут иметь очень хорошую репутацию на рынке.

Роли исполняют

Нас очень интересовало – а как наказывают рабочего, который непосредственно допустил брак? Штрафуют, шельмуют, выгоняют с позором с работы? Оказывается, все не так страшно. Как рассказал руководитель проекта, все рабочие на конвейере прошли курс обучения перед тем, как приступить к сборке новой модели, получили сертификаты на те или иные операции, а также именные печати. Чтобы можно было отследить, кто и когда «напортачил» (если это случится). И если на каком-то этапе выявляются нарушения процесса, на «разбор полетов» тут же бросается команда специалистов. Их задача – не наказать виновника, а обнаружить суть проблемы и найти пути ее решения. Хотя, конечно, материальный стимул тоже присутствует: если претензий по качеству нет, сотрудник получает дополнительно к окладу 34%. Есть претензии – ну что же, извините, стараться надо…

Проверка по всем параметрам на стенде. Причем проверка – далеко не последняя…

В 2012 году АВТОВАЗ планирует выпустить более 100 тыс. автомобилей «Гранта», и к концу года на конвейере соотношение изменится: на одну «Калину» на линии придется уже как минимум один новый седан. Впрочем, изменится и сама привычная уже «Калина» - во втором полугодии ее ждет плановый рестайлинг. Но это совсем другая история…

Перед отправкой к дилеру – несколько кругов на разных скоростях на треке. Как едет машина, как управляется, как тормозит? А дальше – счастливого пути!

- С появлением «Гранты» мы надеемся окончательно сломать сложившиеся стереотипы по поводу российских машин, - уверен директор по внешним связям предприятия Игорь Буренков. - У наших автомобилей есть бесспорные преимущества – цена, стоимость владения, возможность сервисного обслуживания в любом регионе страны. И покупатели «Лады» - отнюдь не малообеспеченные люди, а прагматики, которые считают свои деньги и хотят за них получить отличное средство передвижения. Где, кстати, есть все необходимые опции для безопасных и комфортных поездок.

Предварительная запись на Lada Granta открыта с 7 сентября. Пока будут продаваться автомобили только в комплектациях «Стандарт» (229 тыс. руб.) и «Норма» (256 тыс. руб.). В рамках ежегодного Гран-при журнала «За Рулем» пять автомобилей «Гранта» получат в качестве призов и наши читатели.

…И мы тоже надеемся, что новая модель станет для крупнейшего российского производителя «новым шагом» в «светлое завтра». Рынок «Гранту» ждет, и тому есть немало доказательств. Заявки на покупку нового автомобиля на конец сентября оставили уже свыше 20 тыс. человек (притом что тест-драйвы у дилеров начнутся только в ноябре, а продажи – с декабря!). А дилеры с сентября вынуждены были снизить цены на «самары» почти на 30 тыс. рублей – спрос на них упал. Еще бы – все ждут недорогую, но более современную «Гранту»!

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Granta (20)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
LADA Granta  2014
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Лично для меня комфортнее соляриса, ауди А4, лансера 10, киа рио, весты. Это то с чем сравнивал.

Недостатки:

Неправильно спроектирована установка ручника, а сейчас добавилась еще и цена

Комментарий:

Своих доработок немного: круиз-контроль, правильные светодиоды (лучше один раз заплатить до 500 руб и забыть(Китай, но правильный)) во все фонари, кроме головного света и ПТФ. Задний ход - светодиодная Н4. Головной свет и ПТФ - только Hella. Передние тормозные колодки ATE...

-40