700 верст на одном баке. Это вы можете
BP: ралли двух столиц
BP: ралли двух столиц
С повязанными руками
Золотое правило — перед междугородным перегоном наполнить баки по горловины. Пусть на трассах полно АЗС, но вдруг, пока мы в пути, топливо вздорожает в несколько раз? Не скажешь, что это для россиян из области совсем уж невероятного.
Но нам устроили сущий кошмар: на зону трассы рухнул локальный дефолт, на деньги, что в кошельках, уже не купишь и литра горючего, а редкие банкоматы дружно вырубились. К тому же у всех десяти машин заклинило пробки бензобаков: даже если топливо случайно найдешь в канистре на обочине, в бак его не залить.
Осторожненько ползти? Не получится: за каждые десять минут опоздания на финиш сверх контрольного времени к результату расхода приписывается по литру горючего!
Одна надежда: организаторы всех наших бед пообещали, что в Питере встретят, накормят, а самые экономные экипажи одарят по бочке первоклассного ВP Ultimate (бензина или солярки, в зависимости от того, «раллийная» машина с обычным мотором или дизельным).
Добраться до финиша — не фокус
Рассчитаем, хватит ли запаса в баках? Мы продвигались на двух моделях автомобилей.
У Audi Q7 TDI quattro объем бензобака — 100 л. По паспортным техническим характеристикам расход на трассе — 9,3 л/100 км. Но понятно же, что столько сожжешь разве что на автобане: при безостановочном движении, в рамках экономичного режима, с несменяемым темпом, лучше всего — с круиз-контролем… Наша дорога — ни разу не автобан, мягко говоря: один за другим следуют населенные пункты. Так что возьмем за ориентир паспортный показатель расхода при смешанном цикле — 11,3 л. Пересчитываем на 707 км дистанции — солярки должно хватить, еще и остаться.
У Audi A7 Sportback quattro емкость бака — 65 л, расход в смешанном цикле — 8,0 л/100 км. Значит, тоже должно хватить. Но ведь фокус не в том, чтобы хватило до финиша, а чтобы расход был наименьшим…
За бочку горючки
«Раллисты» ехали по-разному. Часть группы не верила, что итоги экипажей будут сильно различаться. В населенных пунктах приходится держать практически одинаково унылую скорость. Вне поселений тоже нельзя ни плестись, ни тем более разгоняться — на обочинах полно гаишников с компьютерными фиксаторами скорости (чуть забегая вперед: в нескольких местах установлены предупреждающие знаки о видеоконтроле, но один из наших все-таки попался).
Большинство же пилотов охватил азарт, и эти жадничали со страшной силой. Было ради чего! Выигрыш не только сэкономит на плате за горючее для собственной или редакционной машины. Из закоксованного мотора, пропустившего через себя первую сотню призовых литров Ultimate, вымоются все отложения, и для очистки двигателя не понадобятся ни СТО, ни моющие жидкости.
Спокойствие, только спокойствие!
На современных авто контролировать убывание топлива просто: в меню бортового компьютера найди и зафиксируй на дисплее показатели моментального и среднего расхода. Казалось бы, с таким гаджетом даже не надо напрягаться. Но у конкурентов те же возможности! Чтобы победить, электроника не помощник — призывай опыт и выдержку.
Большинство претендентов на звание «суперэконом» использовали приемы, применяемые как при езде на «механике», так и на «автомате» (все наши Audi — с автоматическими КП).
Не рекомендуется, поддерживая дистанцию на полосе, педаль газа давить-отпускать рвано: при каждом нажатии, с подъемом оборотов коленвала моментальный расход возрастает. Понятно, что если давишь в пол, он может подскочить до 40 и больше литров. Отсюда - оставайся безучастным, не жми, если в просвет между тобой и впереди идущей машиной кто-то вклинивается, держи «свою» скорость. А если едешь накатом, поезжай так до последнего, пока не поймешь, что в следующую секунду, когда твоя машина, потеряв инерцию, замедлит скорость потока и всех задних начнет раздражать.
А7 — с 7-ступенчатой АКП. Передачи с одной на другую перескакивают мягко, эти переходы практически неощутимы. Так обостри свои ощущения и, набрав разгон, тонко «поиграй» педалью. Ее можно чуток приподнять и благодаря этому «поймать» более высокую ступень. С тем обороты падают (но мощности 300-сильного мотора хватает, чтобы поддержать равномерный темп) — и аппетит двигателя снижается. Такой прием применим к машинам с любыми АКП, а с уже несовременными 4-ступенчатыми «ловить скорость» даже легче.
Держись за фурой
Победители эконом-ралли (об их результатах разговор ниже) сполна использовали метод под названием «за фурой». Пристраивались «в хвост» большегрузных трейлеров, шли впритык к ним, находясь, таким образом, в «воздушном мешке». Благодаря этому Audi не приходилось тратить энергию (значит, и горючее) на преодоление атмосферного сопротивления.
Если держаться за фурой, идешь с большей средней скоростью (но равномерно), и меньше вероятность нарваться на гаишников. Все дальнобойщики — с рациями, передают в эфир сведения о ситуации и условиях в пути. Гнать они не станут, если есть риск, но и не будут притормаживать, когда его нет. И потом, сидят высоко, обстановку оценивают лучше… В нашем ралли на отрезках, проходящих сквозь несколько населенных пунктов (дорога — две-три полосы, съезды с полосами торможения, с обеих сторон отбойники), пристроившись к фурам, мы шли под девяносто…
Этим премудростям многие поездившие, конечно, обучены.
Уйти на нейтраль — дороже
А вот о чем многие не знают — только читатели «За рулем», следившие за публикациями в журнале примерно пятилетней давности, в которых вот что рассказывал руководитель техцентра «За рулем» Геннадий Емелькин.
Если едешь накатом, не нужно во имя экономии горючего переходить на «нейтраль». Блок управления двигателем сам все «поймет» и прекратит поставку топлива. А включишь «нейтраль» — горючее продолжит поступать в цилиндры. Сомневаетесь? Убедитесь на машинах с бортовым компьютером.
Мы в этом пробеге еще раз провели такой эксперимент. С отпущенной педалью газа, идя накатом на Drive, показатель моментального расхода уходил в ноль. После переключения на «нейтраль», без прикосновения к педали газа, на табло появлялась единица-единица с чем-то, в зависимости от уклона полотна под колесами.
Этот эффект свойственен автомобилям и с МКП, и с АКП, с бензиновыми и дизельными двигателями. Но только впрысковыми! И еще надо знать, что эконом-режим работает, если обороты не ниже определенного значения (какие именно для вашего авто, проще всего определить опытным путем). И конечно, топливо должно быть качественным, как, например, Ultimate.
Упоминание о нем неслучайно. Когда пять лет назад компания BP вывела на российский рынок эту марку бензина, специалисты признали его достоинства как превосходящие свойства горючего конкурентов. А через несколько лет и пользователи подтвердили: с этим бензином мотор чувствует себя лучше, «сохраняет молодость» дольше… Вслед и другие нефтефирмы предложили продукты с такими же свойствами. Но бензин Ultimate, а с нынешнего года и дизельное топливо той же марки, удерживают завоеванную репутацию.
Что в остатке?
Въехали в предместье Санкт-Петербурга — уткнулись в пробищу. Все, подумали, коту под хвост наши старания — будет пережог… Но нет, спасло устройство «старт-стоп», для эконома — удобная штука… Полчаса потолкались — вынырнули. А вскоре и финиш.
Лучший результат среди «дизельных» экипажей — 45,850 л, то есть 6,485 л/100 км. (В этом месте надо бы задержаться, чтобы оценить показатели.) Результаты остальных участников ушли недалеко, они довольно плотные. Если бы баки были 60-литровыми, солярки хватило бы всем участникам, чтобы доехать куда-нибудь в центр Питера и даже на его противоположный край.
Лучший среди экипажей, ехавших на бензиновых Audi A7, израсходовал 50,830 л - это 7,189 л/100 км. И даже худший из участников «бензинового зачета» израсходовал топлива меньше, чем вмещает бак. Но это достоинство скорее не этих «раллистов», а автомобиля. Увы, для машин организаторы не предусмотрели вручения призов.