100 лет Chevrolet: всегда доступен

Блистательная марка Chevrolet отмечает 100-летний юбилей. Многие автомобильные бренды США, возникшие одновременно с ней или даже чуть позже, давно прекратили существование. А Chevrolet не просто выжила, но и укрепила свои позиции, став всемирной!

Chevrolet

Chevrolet

Chevrolet

Chevrolet

3 ноября 1911 года родилась одна из самых известных автомобильных марок, логотип которой в виде галстука-бабочки узнаваем во всем мире, — Chevrolet. Название компании являлось фамилией ее основателя — автогонщика Луи Шевроле. Но не только Шевроле стоял у истоков компании имени себя. Она бы и вовсе не появилась на свет, если бы не Уильям Крапо Дюрант — автомобильный магнат, биржевой игрок, оптимист и авантюрист, который будто сошел со страниц романов Драйзера и Фитцджеральда про жестокий капиталистический мир чистогана. «Местный Наполеон» — так называли Дюранта в мичиганском городке Флинт. Человек, который по воспоминаниям одного из современников «носил на стальной руке мягкую перчатку».

Louis Chevrolet

Louis ChevroletЛуи-Жозеф Шевроле (1878–1941) родился в Швейцарии, эмигрировал в Америку, где прославился как гонщик заводской команды Buick. Неоднократно выигрывал Кубок Вандербильта — один из  самых престижных призов США. В компании Chevrolet работал недолго, вернувшись обратно в автоспорт. Кризис 1929 года обанкротил его фирму по постройке гоночных машин, и Шевроле возвратился на завод Chevrolet, но  уже в качестве обычного механика
Луи-Жозеф Шевроле (1878–1941) родился в Швейцарии, эмигрировал в Америку, где прославился как гонщик заводской команды Buick. Неоднократно выигрывал Кубок Вандербильта — один из  самых престижных призов США. В компании Chevrolet работал недолго, вернувшись обратно в автоспорт. Кризис 1929 года обанкротил его фирму по постройке гоночных машин, и Шевроле возвратился на завод Chevrolet, но  уже в качестве обычного механика

В 1908 году Дюрант основал корпорацию General Motors, которая объединила дюжину автомобильных фирм, таких как Buick, Oldsmobile, Cadillac, Oakland, Elmore и других, и еще десяток производителей запчастей и аксессуаров, но спустя три года корпорация стала нести убытки, и группа акционеров отстранила Дюранта от руководства.

William C. Durant

William C. DurantУильям Крапо Дюрант (1861–1947) родился в Бостоне, с ранних лет пошел работать — сначала на лесопилку, а затем продавал сигары. В 1886 году основал фирму по производству повозок Flint Road Cart Company, которая быстро стала лидером в этой области. С 1904- го был сначала управляющим, а потом и совладельцем компании Buick. В 1908 году основал General Motors, после окончательного ухода из которой учредил Durant Motors — эта корпорация обанкротилась в 1936-м
Уильям Крапо Дюрант (1861–1947) родился в Бостоне, с ранних лет пошел работать — сначала на лесопилку, а затем продавал сигары. В 1886 году основал фирму по производству повозок Flint Road Cart Company, которая быстро стала лидером в этой области. С 1904- го был сначала управляющим, а потом и совладельцем компании Buick. В 1908 году основал General Motors, после окончательного ухода из которой учредил Durant Motors — эта корпорация обанкротилась в 1936-м

ДЕНЬ ПЕРЕЕЗДА

Лишившись даже права голоса в совете директоров General Motors, Дюрант покинул им же основанную корпорацию, но только для того, чтобы вернуться туда спустя недолгий промежуток времени. Начало возвращения было впечатляющим — он основал сразу несколько автомобильных фирм: Mason Motor Car Company и Little Motor Car Company. А 3 ноября 1911 года появилась Chevrolet Motor Car Company. В 1913-м Дюрант собрал в единый концерн все три разрозненные фирмы, и теперь доходы стали расти с невероятной быстротой — это позволило ему начать скупку акций GM. Фантастически авантюрным трюком стало объявление о том, что Дюрант меняет пять акций сверхприбыльного Chevrolet на одну акцию General Motors, чьи держатели уже устали ждать дивидендов.

Chevrolet Series C Classic Six

Chevrolet  Series C Classic Six 1911 г. Первенец марки — Chevrolet Series C Classic Six — получился не по-американски изысканным и внешне откровенно смахивал на  дорогие европейские модели фирм Metallurgique и Austro-Daimler
1911 г. Первенец марки — Chevrolet Series C Classic Six — получился не по-американски изысканным и внешне откровенно смахивал на  дорогие европейские модели фирм Metallurgique и Austro-Daimler

16 сентября 1915 года Уильям Крапо Дюрант объявился на совещании акционеров GM. «Джентльмены, — он говорил тихо, — теперь эту компанию возглавляю я!» В тот день многим менеджерам GM пришлось расстаться с насиженными местами… Некоторые хотели уйти сами, например, Уолтер Перси Крайслер, но Дюрант, высоко ценивший его, предложил полумиллионный годовой оклад, если он согласится остаться еще на три года. Сам Дюрант к 1916-му преобразовал акционерную верхушку GM в орган верховной власти корпорации, а себя назначил его президентом.

1914 г.

1914 г.1914 г. Модель с индексом 490, обозначавшим ее стоимость в долларах, открыла эпоху конкуренции Chevrolet и Ford — этот процесс с переменным успехом продолжается и по сегодняшний день
1914 г. Модель с индексом 490, обозначавшим ее стоимость в долларах, открыла эпоху конкуренции Chevrolet и Ford — этот процесс с переменным успехом продолжается и по сегодняшний день

С возвращением Дюранта в семействе GM появились новые прибавления. В первую очередь, разумеется, Chevrolet — компания вошла в состав корпорации в 1918 году. Помимо поставщиков комплектующих, приобретается также Guardian Frigerator Company — производитель холодильного оборудования! «Не вижу никаких особых различий между автомобилем и холодильником, — заявил Дюрант членам совета директоров GM, — и то, и другое — всего лишь ящик с мотором».

1918

19181918 г. Появившийся в 1918  году Chevrolet с двигателем V8 стоил, как два с половиной экземпляра самой дешевой модели, — 1385 долларов. Автомобили с таким числом цилиндров в те годы производили немногие фирмы
1918 г. Появившийся в 1918  году Chevrolet с двигателем V8 стоил, как два с половиной экземпляра самой дешевой модели, — 1385 долларов. Автомобили с таким числом цилиндров в те годы производили немногие фирмы

Но, как и всем людям, Дюранту было свойственно ошибаться. Так, он считал, что послевоенный покупательский бум будет длиться вечно, поэтому и приобретал еще мелкие фирмы, расходуя на это огромные деньги. Через пару лет GM была продана в счет погашения долгов. 30 ноября 1920 года Дюрант уже навсегда покинул GM, сделав это без лишней суеты и шума — закрыл свой несессер, надел шляпу и с улыбкой на лице сказал: «Сегодня день переезда».

1926

19261926 г. От 510 до 765 долларов колебалась цена на модели Chevrolet в 1926 году. Цветной рекламный постер из журнала Country Life называл автомобили этой марки солидными, надежными и легкими в управлении
1926 г. От 510 до 765 долларов колебалась цена на модели Chevrolet в 1926 году. Цветной рекламный постер из журнала Country Life называл автомобили этой марки солидными, надежными и легкими в управлении

НА $5 МЕНЬШЕ

Эмблема в виде галстука-бабочки впервые появилась в 1914 году на четырехцилиндровой модели Series H — ее Дюрант считал главным конкурентом Ford T. По легенде, Дюрант впервые увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице, впечатлился его простотой и гениальностью настолько, что даже вырезал кусок себе на память. Но основным конкурентом Ford T стала серия 490, запущенная в производство в 1915 году, — в ее индексе была зашифрована стоимость в 490 долларов, что было на 5 долларов меньше, чем цена Ford.

1927

19271927 г. «Прекрасный внешний вид в сочетании с хорошей экономичностью». В 1927  году за 395 долларов продавали шасси, а за  755 — фургон грузоподъемностью в одну тонну
1927 г. «Прекрасный внешний вид в сочетании с хорошей экономичностью». В 1927  году за 395 долларов продавали шасси, а за  755 — фургон грузоподъемностью в одну тонну

Затем с тем же самым Ford T конкурировали уже другие модели Chevrolet. И все же настоящим подарком для GM стало прекращение выпуска «фордика» в 1927 году и последующий спад производства, вызванный постановкой на конвейер Ford A. Продажи Chevrolet в это время взлетели в разы.

1928

19281928 г. Цифра 500 000 относится не ко всем автомобилям Chevrolet, изго- товленным за 17 лет (с 1911 года), а только к тем, которые были собраны на заводе в городке Джейнсвилл штата Висконсин
1928 г. Цифра 500 000 относится не ко всем автомобилям Chevrolet, изго- товленным за 17 лет (с 1911 года), а только к тем, которые были собраны на заводе в городке Джейнсвилл штата Висконсин

БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ

Но в 1928 году конкуренция обострилась еще сильнее — на американском рынке появился третий игрок в лице новообразованной марки Plymouth, принадлежащей Chrysler Corporation. В 1924-м бывший менеджер GM Уолтер Перси Крайслер основал свою собственную автомобильную компанию, а потом и целую корпорацию. Теперь Plymouth, Ford и Chevrolet стали именоваться «низкоценовой тройкой». Уже в 1929-м шестицилиндровая модель Chevrolet резко подешевела и рекламировалась как «шесть по цене четырех». В 1930 году Chevrolet продал семимиллионную машину. Тогда же в рекламе марки появился слоган «Великая ценность». В передней подвеске машин Chevrolet вместо рессор и балки появилась независимая подвеска — через каких-то пару лет это станет стандартом для всех американских машин, и только упрямый Генри Форд будет цепляться за свою поперечную рессору.

1935

19351935 г. Реклама Chevrolet Master Six De Luxe Sport Sedan 1935 года делает упор уже не на низкую цену, а на высочайшее качество
1935 г. Реклама Chevrolet Master Six De Luxe Sport Sedan 1935 года делает упор уже не на низкую цену, а на высочайшее качество

1936 Chevrolet Suburban Carryall

1936 Chevrolet Suburban Carryall1936 г. Так Suburban выглядел в 1935 году — впервые американские семьи получили большой и вместительный автомобиль, популярность которого оказалась настолько высокой, что модель с таким именем выпускается и сегодня
1936 г. Так Suburban выглядел в 1935 году — впервые американские семьи получили большой и вместительный автомобиль, популярность которого оказалась настолько высокой, что модель с таким именем выпускается и сегодня

Главный конкурент Chevrolet в 30-е годы решил сыграть на другом — появился не очень дорогой Ford V8 мощностью 87 л.с., но модель создавалась в спешке и не была лишена врожденных дефектов. «Шестерка» от Chevrolet, наоборот, отличалась простотой и надежностью — чугунный блок и ничего лишнего. Chevrolet вышел победителем — доверия фордовскому V8 у покупателей было мало. Годовой тираж моделей превышал полмиллиона машин — без Chevrolet не было бы GM, так как в силу огромного тиража это подразделение вытягивало остальные отделения концерна. Наконец, в послекризисные годы появился восьмиместный Suburban — новый класс универсальных легковых автомобилей. Модель с таким именем выпускается с 1935 года по сегодняшний день, побив все рекорды долгожительства.

1942

19421942 г. Последний «мирный» модельный год Chevrolet — в 1942-м предлагались и консервативного вида седан Fleetline Sportmaster, и более обтекаемый с ниспадающей назад крышей Fleetline Aerosedan
1942 г. Последний «мирный» модельный год Chevrolet — в 1942-м предлагались и консервативного вида седан Fleetline Sportmaster, и более обтекаемый с ниспадающей назад крышей Fleetline Aerosedan

В 1941-м Chevrolet выпустил рекордное число легковых и грузовых автомобилей — 1,6 млн. С началом войны производство моделей для гражданского населения прекратили. Мощности были брошены на военные нужны — гильзы для снарядов, зенитные орудия, авиадвигатели и, конечно же, автомобили. Грузовики Chevrolet воевали на всех фронтах, включая Советский Союз, куда они поставлялись по ленд-лизу.

1944

19441944 г. В годы войны Chevrolet работал исключительно на оборонку, выпуская грузовики с колесной формулой 4х2, 4х4 и 6х6, которые поставлялись в армии всех стран антигитлеровской коалиции
1944 г. В годы войны Chevrolet работал исключительно на оборонку, выпуская грузовики с колесной формулой 4х2, 4х4 и 6х6, которые поставлялись в армии всех стран антигитлеровской коалиции

В первые послевоенные годы с конвейера сходили модели 1942 года, но уже в 1950-м отделение представило новинку — модель Bel Air с кузовом хардтоп. Одновременно появилась и автоматическая КП — двухступенчатая Powerglide. В 1953 году был выпущен Chevrolet Corvette — первый в Америке серийный спортивный автомобиль. 1958-й ознаменовался рождением модели Impala, соединившей в себе размеры роскошного Cadillac с доступной ценой Chevrolet. На следующий год появился первый пикап El Camino. Тогда же, в 50-х, доля корпорации GM на рынке впервые и единожды за свою историю превысила 50% — вряд ли бы такое достижение оказалось возможно без отделения Chevrolet.

1950 г.

1950 г.

1953

19531953 г. Chevrolet Corvette — первый американский спорткар, который своим появлением открыл новый класс автомобилей. Начиная с 1953 года Corvette пережил несколько поколений, нынешнее — уже шестое
1953 г. Chevrolet Corvette — первый американский спорткар, который своим появлением открыл новый класс автомобилей. Начиная с 1953 года Corvette пережил несколько поколений, нынешнее — уже шестое

1955

19551955 г. В середине 50-х Bel Air получил новую платформу с пониженной рамой, что позволило создать низкий и широкий кузов с панорамными стеклами, не имеющий ничего общего с прежними моделями Chevrolet
1955 г. В середине 50-х Bel Air получил новую платформу с пониженной рамой, что позволило создать низкий и широкий кузов с панорамными стеклами, не имеющий ничего общего с прежними моделями Chevrolet

1957

19571957 г. С 1950 по 1952 год имя Bel Air использовалось для обозначения хардтопов модели Styleline Deluxe, а с 1953-го стало названием самостоятельной модели — самой дорогой и хорошо укомплектованной
1957 г. С 1950 по 1952 год имя Bel Air использовалось для обозначения хардтопов модели Styleline Deluxe, а с 1953-го стало названием самостоятельной модели — самой дорогой и хорошо укомплектованной

1958

1958В 1958 году появляется комплектация Bel Air Impala, которая с 1959-го стала отдельной моделью Impala — на ступеньку выше Bel Air. До 1965 года это был самый дорогой легковой Chevrolet
В 1958 году появляется комплектация Bel Air Impala, которая с 1959-го стала отдельной моделью Impala — на ступеньку выше Bel Air. До 1965 года это был самый дорогой легковой Chevrolet

1959

19591959 г. El Camino — ют, представленный к началу 60-х. Ютом называют пикап в стиле Coupé utility — легковой автомобиль с открытой грузовной платформой
1959 г. El Camino — ют, представленный к началу 60-х. Ютом называют пикап в стиле Coupé utility — легковой автомобиль с открытой грузовной платформой

1962

19621962 г. Компактная модель Nova производилась с 1962  по 1979 год. На протяжении своего выпуска она неоднократно модернизировалась, несколько раз менялся кузов, но все выпущенные серии объединяла технологическая преемственность
1962 г. Компактная модель Nova производилась с 1962  по 1979 год. На протяжении своего выпуска она неоднократно модернизировалась, несколько раз менялся кузов, но все выпущенные серии объединяла технологическая преемственность

1963 Chevrolet Corvette Split Window

1963 Chevrolet Corvette Split Window1963 г. Sting Ray — «электрический скат». Над созданием модели трудились Уильям Митчелл и Ларри Шинода, работавший до  этого над Ford Mustang Boss — конкурентом Camaro и Corvette
1963 г. Sting Ray — «электрический скат». Над созданием модели трудились Уильям Митчелл и Ларри Шинода, работавший до  этого над Ford Mustang Boss — конкурентом Camaro и Corvette

1965

19651965 г. В середине 60-х предлагалась люксовая комплектация Impala Caprice — четырехдверный хардтоп, нацеленный против Ford Galaxie
1965 г. В середине 60-х предлагалась люксовая комплектация Impala Caprice — четырехдверный хардтоп, нацеленный против Ford Galaxie

1967 Chevrolet Camaro RS

1967 Chevrolet Camaro RS1966 г. Camaro появился как ответ на Ford Mustang. Название стало сленговой интерпретацией слова camarade — друг или товарищ. Менеджеры шутили, что камаро — это маленькое злое животное, которое питается мустангами
1966 г. Camaro появился как ответ на Ford Mustang. Название стало сленговой интерпретацией слова camarade — друг или товарищ. Менеджеры шутили, что камаро — это маленькое злое животное, которое питается мустангами

1970

19701971 г. Модель Monte Carlo появилась в 1970-м и производилась до 2007  года — за это время сменилось шесть поколений. Сначала купе было заднеприводным с двигателем V8, но с 1995-го обрело платформу Lumina с мотором V6 и передним ведущим мостом
1971 г. Модель Monte Carlo появилась в 1970-м и производилась до 2007  года — за это время сменилось шесть поколений. Сначала купе было заднеприводным с двигателем V8, но с 1995-го обрело платформу Lumina с мотором V6 и передним ведущим мостом

1982

19821982 г. Chevrolet Cavalier — представитель среднего класса, выпускавшийся с 1982  до 2005 года и ставший одним из наиболее популярных автомобилей в США в течение всего производства модели
1982 г. Chevrolet Cavalier — представитель среднего класса, выпускавшийся с 1982  до 2005 года и ставший одним из наиболее популярных автомобилей в США в течение всего производства модели

1983

19831983 г. был отмечен началом выпуска лидера полноприводных авто — модели Chevrolet Blazer S-10, сочетавшей в себе качества внедорожника и городского автомобиля
1983 г. был отмечен началом выпуска лидера полноприводных авто — модели Chevrolet Blazer S-10, сочетавшей в себе качества внедорожника и городского автомобиля

1995

19951995 г. Полноразмерный внедорожник Tahoe вырос из четырехдверного Blazer, появившегося в 1994-м, и получил свое новое имя спустя год
1995 г. Полноразмерный внедорожник Tahoe вырос из четырехдверного Blazer, появившегося в 1994-м, и получил свое новое имя спустя год

2002

20022002 г. Компактный внедорожник Chevrolet Niva — плод СП GM-АвтоВАЗ. Модель стала началом экспансии GM на российский рынок
2002 г. Компактный внедорожник Chevrolet Niva — плод СП GM-АвтоВАЗ. Модель стала началом экспансии GM на российский рынок

Всемирное будущее

Свое столетие Chevrolet встречает вовсе не как американская марка, а с грузом ответственности и почестями огромного всемирного бренда. Модели с так знакомой землянам эмблемой разрабатывают и продают на всех континентах. Свежайшая новинка  — пикап Colorado, спроектированный в Бразилии и поставленный на конвейер в Таиланде. Наконец, экология. Следующие 100 лет под этим брендом мы увидим множество электромобилей — от уже выпускающегося Volt до серийной версии экспериментального «яичка» EN-V.

Chevrolet Centennial

Chevrolet Centennial

Chevrolet Centennial Milford Proving Ground

Chevrolet Centennial Milford Proving Ground

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые