Ремни безопасности: черная полоса

Встав на стражу жизни более полувека лет назад, ремни безопасности и поныне остаются главными телохранителями при аварии.
Преднатяжитель с электроприводом системы PRE-SAFE от «Мерседеса».

Два слова об основных элементах любого ремня безопасности. Лямки изготавливают из синтетических лент и скрепляют специальными нитями. Механизм замка защищен от деформации и легко открывается даже после удара, а болты с особой резьбой удержат крепления на своем месте при предельных перегрузках.

Передние ремни многих современных моделей оснащены регулировкой верхней точки крепления по высоте. Правильное расположение данной точки очень важно, ведь задранная вверх лямка может повредить шею, а резко уходящая вниз сломает ключицу при перегрузке.

В замок обычно встраивают датчик, «вычисляющий» непристегнутого пассажира. В его корпусе расположен подпружиненный сердечник с магнитом на конце. Вставляете пряжку в замок, магнит подходит к геркону, контакты в нем замыкаются – импульс идет на блок управления подушками и выключает предупредительную сигнализацию. При этом система не забывает опросить «весы» под подушкой сиденья о наличии на ней пассажира.

На задних сиденьях «Форда-Эксплорер» в диагональные лямки встроены надувные секции. При аварии они дополнительно амортизируют, снижая давление на внутренние органы. Из-за риска ожогов в ремнях используют холодный газ под меньшим давлением, чем в подушках.

Неотъемлемая часть современного трехточечного ремня безопасности – инерционная катушка. Ее задача – подтягивать лямки, автоматически выбирая слабину. Зафиксировать седока в кресле при резком торможении или аварии поможет самоблокирующийся механизм ремня. На торце катушки установлен подвижный рычаг. При быстром разматывании под действием центробежной силы он перемещается и защелкивает стопор катушки – ремень блокируется.

Но в случае серьезной аварии одной блокировки бывает недостаточно. Тогда в борьбу за жизнь вступают автоматические преднатяжители. Их механизм наматывает ленту обратно на катушку, выбирая 100–150 мм длины. В результате момент удара застает пассажира надежно зафиксированным в кресле.

На купе и трехдверном хэтчбеке средняя стойка отнесена далеко назад. Чтобы было проще пристегиваться, на спинке сиденья предусмотрена петля или крючок, в которых фиксируют лямку. А в дорогих моделях ремень после закрытия двери подаст штанга с электроприводом.

Альтернативное решение для передних сидений – воздействовать непосредственно на замок ремня, сдвигая его ближе к полу. Большинство устройств срабатывает мгновенно в момент удара, получив тревожный сигнал от блока управления подушками безопасности.

Впрочем, обилие и быстродействие датчиков в современной машине позволяет вычислить критическую ситуацию заранее, еще до контакта с препятствием или другим автомобилем. Так, мерседесовская превентивная система PRE-SAFE, почуяв неладное (например, по срабатыванию системы стабилизации), заранее подтянет ремни, закроет люк, поднимет спинки сидений. Движущая сила обычного преднатяжителя – пиропатрон или газогенератор. Поток газа от микровзрыва воздействует на поршень или комплект шариков, которые проворачивают шестерню катушки или перемещают крепление замка.

Один из вариантов конструкции пиротех- нического преднатяжителя. Заряд толкает поршень с рейкой, которая через шестерню приводит в движение пару зубчатых колес. Одно из них блокирует обгонную муфту – ремень наматывается на катушку.

Комплексы превентивной безопасности используют многоразовый натяжитель с электроприводом: экстренные торможения случаются чаще, чем столкновения со срабатыванием подушек. Принцип его действия такой же, как у одноразовых механизмов. В будущем электромоторы, вероятно, вытеснят пиротехнику, но вряд ли это отменит необходимость обязательной замены ремней безопасности после серьезной аварии: перегрузки вытягивают ленты, поэтому в следующий раз такой ремень может подвести.

В финальной стадии аварии сидящего нужно отпустить навстречу объятиям подушки безопасности. На этот случай дежурят ограничители усилия натяжения. При превышении определенного порога нагрузки катушка ремня начинает прокручиваться, позволяя инерции взять свое.

Подпишитесь на «За рулем» в