Chevrolet Master DA: секреты мастерства

В этом году марка «Шевроле» отмечает 100 лет. Она прославилась в первую очередь массовыми моделями, которые пользовались уважением и в Европе. Мы познакомились с автомобилем 1934 года.
Chevrolet Master DA

Мы знакомы всего минут двадцать, а ощущение – словно прожили вместе много лет. Автомобиль уж очень уютный, основательный и дружелюбный. Такому веришь с первых минут. А ездовыми манерами напоминает куда более молодые европейские модели.

НАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК

Много лет назад некий острослов умудрился пошутить: мол, 60 процентов современных американцев зачаты на сиденьях «Шевроле». Чем не признание народности? Эту марку в концерне «Дженерал моторс» с самого начала ориентировали на массового и не самого богатого покупателя. А главными конкурентами автомобилей с крестом на решетке радиатора были «форды».

Этот «Шевроле-Мастер DA» родился в 1934-м – в эпоху перемен. Самые страшные годы Великой депрессии были уже позади. Новый курс президента Рузвельта дал первые плоды: безработица немного снизилась, а производство выросло. Конечно, до настоящего подъема было еще далеко, но в тот год продали уже более полумиллиона «Шевроле», причем львиную долю – именно модели DA, старшей по отношению к более скромной DC.

Chevrolet Master DA

На уроке литературы былых времен «Мастер» назвали бы «типичным представителем» – он ничем (вернее, почти ничем) не выделялся в ряду массовых американских машин. Рама, высокий кузов с массивными крыльями, длинные рессоры сзади. Рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,35 л в те годы особым достижением уже не считался: «Форд» щеголял доступной «восьмеркой».

По стоимости заклятые соперники были очень близки. Самый дешевый «Шевроле-Мастер DA» с открытым кузовом обходился в 540 долларов, солидный седан – в 640. «Форды» стоили на 30-40 долларов меньше. Но «Шевроле» обладал неоспоримым преимуществом – независимой пружинной подвеской передних колес, которая делала автомобиль куда комфортней и послушней «Форда» с его поперечной рессорой.

Шкала спидометра размечена с огромным запасом: до 150 миль в час.

Вот откуда ощущение легкости управления. Так и хочется, воспользовавшись почти пустой дорогой, посильней раззадорить машину и побыстрее заправить ее в поворот, несмотря на солидные крены. Хотя мне только кажется, что скорость довольно приличная, на деле километров пятьдесят в час…

ИНОСТРАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

В Европе, куда этот «Мастер» попал в самом начале жизни, «Шевроле» считался символом солидности и хорошего достатка. Говорят, до второй мировой войны машина принадлежала врачу. Причем, скорее всего, такому, который мог позволить себе принимать пациентов в собственном кабинете.

Выезжал он лишь к тем больным, чьи автомобили были не менее престижны, чем докторский, и кто подписывал соответствующие счета за лечение. Кстати, наш врач наверняка ездил с наемным шофером. Автомобиль, хоть и без лимузинной перегородки, сзади по-королевски просторен, а диван обшит мягкой дорогой тканью. Переднее же сиденье по-шоферски непритязательное – кожаное.

На пассажирском сиденье просторно и уютно.

В Америке тех лет 80 сил мощности не рекорд. Но для Европы, где и моторы в 40–50 л.с. считались отнюдь не слабыми, – очень внушительный показатель. Реклама «Шевроле» гласила: «80 миль в час с 80 лошадиными силами». Думаю, этот седан действительно можно было разогнать до 125, а то и до 130 км/ч. Только процесс набора скорости был долгим да и удовольствия не доставлял.

Нормальная шоссейная скорость «Мастера» – километров семьдесят-восемьдесят. Тогда и автомобиль не напряжен, и водитель с пассажирами в своей тарелке. Длинные задние рессоры и потрясающей комфортности диваны гарантируют то, ради чего и покупали такие автомобили, – удобство и спокойствие.

Правда, шоферу, особенно внушительной комплекции, было тесновато. Неудобнее всего протискиваться между диваном и низким рулем. Тугие педали и не очень податливый рычаг коробки передач – норма тех лет. Главное – не забывать, что тяжелая машина оснащена механическими тормозами. Даже при не самом экстренном замедлении спина сама собой вжимается в спинку сиденья, помогая предельно напряженной ноге.

В передней части салона лаконизм и простота внутренней отделки полностью соответствуют статусу массовой модели. Здесь полагается сидеть на практичной, но далеко не роскошной коже.

Тридцать четвертый год выдался в мире относительно спокойным: кризис понемногу отступал, по обе стороны океана жизнь становилась сытней и стабильней. Правда, в Германии уже жгут книги и возводят первые концлагеря, а в СССР начинается то, что потом назовут «большим террором». Но до перекроя Европы и очередной мировой войны еще далеко, и думать о подобных вещах в середине 1930-х совсем не хочется. Особенно сидя в таком «Шевроле».

ДОЛГОЖИТЕЛЬ

У этого «Шевроле» целый ряд несоответствий оригиналу. Машина долго служила обычным транспортным средством. В Европе, особенно не в самой богатой ее части, такие авто даже через 30 лет после рождения вполне удовлетворяли повседневные семейные нужды. Конечно, выглядели они совсем не модно. Но для тех, кто владел машиной после второй мировой, это было не самым главным, куда важнее основательность и надежность конструкции.

Раму и некоторые иные узлы до сих пор толком и не реставрировали, а машина ведь вполне на ходу. Капитально же делали когда-то автомобили! Даже народные – как этот «Шевроле».

ТИПИЧНЫЙ ЯНКИ

Chevrolet Master DA

Модель «Мастер» появилась в ряду «Шевроле» в 1934-м. Версию DA с базой 112 дюймов (2845 мм) оснащали 80-сильным мотором объемом 3,35 л и трехступенчатой коробкой передач. Фирма предлагала восемь вариантов открытых и закрытых кузовов. Шасси служило также основой для творений сторонних кузовных фирм. В 1934-м построили 454 412 «Мастеров DA», в том числе 124 754 седана.

Редакция благодарит Рижский Мотор-музей

за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в