Не смог обогнать – прислал резюме

Микко Хирвонен, лидер раллийной команды Ford, ушел к конкурентам из Citroen. В чем причины этого перехода – и как он скажется на раскладе сил в чемпионате мира?
Контракт между Хирвоненом и Citroen рассчитан на два года

Сейчас в высших лигах мирового автоспорта настоящие сенсации случаются редко. Информация начинает утекать в прессу чуть ли не за год до самого события – и когда появляется официальный пресс-релиз, большинство со скучающим видом говорит: «Ну наконец-то...» С контрактом между Хирвоненом и Citroen все так и вышло: руководство французской команды своим заявлением подтвердило то, о чем все уже знали и с чем свыклись. В результате никто не воспринимает этот переход как сенсацию – хотя за последние сезоны это самое серьезное изменение в личном составе команд-лидеров чемпионата мира по ралли.

До сих пор раллийные болельщики говорили «Хирвонен» - подразумевали Ford. Именно за эту команду финн выступал в течение шести полных сезонов, именно в ее составе он одержал все 14 своих побед на этапах чемпионата мира и дважды закончил сезон вице-чемпионом. При более удачных раскладах он мог бы два-три раза завоевать и чемпионский титул – но все испортил своей невероятной серией из восьми титулов подряд Себастьен Леб за рулем Citroen.

Контракт Себастьена Леба будет действовать еще два сезона, но он предсуматривает возможность досрочного расторжения в конце 2012 года по инициативе пилота

Впрочем, мотивация Хирвонена не ограничивается желанием получить лучшую машину, которой в прошлом сезоне явно был Citroen DS3 (позволивший Лебу победить даже в Финляндии, на домашней для обоих пилотов Ford гонке). Во-первых, руководство «голубого овала» до сих пор не подтвердило раллийной команде бюджет на следующий год – а количество мест в заводских командах ограничено, и даже с 14 выигранными ралли запросто можно остаться без места. Во-вторых, Леб наверняка уйдет из ралли не через год, так через два. И есть некоторая логика в том, чтобы поначалу поработать на подхвате у многократного чемпиона мира, понять машину, сработаться с командой – а в отсутствие Леба стать лидером Citroen. Правда, для этого надо быть уверенным, что непобедимые в течение многих лет французы не уйдут из ралли одновременно со своим лучшим пилотом: ведь чем больше титулов в копилке, тем меньше ценность каждого из них…

В чем мотивация Citroen? Судя по всему – найти замену Себастьену Ожье, который оказался достаточно беспокойным воспитанником. Не успел молодой француз из Citroen Junior Team (свеобразного фарм-клуба) перебраться в основную команду, как тут же начал требовать равных прав с Себастьеном Лебом на трассе, а за ее пределами – вести переговоры с конкурентами из Ford. На греческом ралли дискуссия внутри Citroen на тему, кто будет выигрывать ралли, а кто – расчищать дорогу победителю, была настолько жаркой, что традиционно политкорректный Леб не постеснялся вынести свои обиды на публику. Формулировки официального пресс-релиза косвенно подтверждают, что исходной точкой для переговоров было желание не заполучить Хирвонена, а избавиться от Ожье. Никаких «стороны договорились» или «гонщик и команда пришли к соглашению» - написано прямо: «команда решила прекратить сотрудничество с экипажем Себастьена Ожье в конце 2011 года».

Год назад Ожье не договорился с Ford по деньгам. Пять побед в этом году вряд ли сделали его сговорчивее, но с другой стороны - контракту с Ford альтернативы нет

Слухи о переходе Хирвонена в Citroen одновременно утверждали, что Ожье, завершив своеобразную рокировку, займет место финна в команде Ford. Также есть информация, что в услугах француза заинтересован VW, чья заводская команда дебютирует в чемпионате мира в 2013 году. Но рассказывая о своих приоритетах на следующий год, Ожье говорит без обиняков: «Мне нужна машина, за рулем которой можно выиграть чемпионат. Таких сейчас две – Citroen и Ford»

Чего ждать поклонникам ралли от этой рокировки? Прежде всего – составы команд, оспаривающих статус лидера мирового ралли, станут более сбалансированными. Ведь несколько лет подряд за Ford выступали два финна – то есть два корифея езды по гравию, далеко не всегда чувствовавших себя уютно на асфальте. Оба гонщика Citroen, наоборот, увереннее всего пилотировали на дорогах с твердым покрытием. Теперь в распоряжении французской команды есть два разноплановых пилота – и высока вероятность, что аналогичная ситуация сложится в Ford. И еще один важный момент. Восьмикратный чемпион мира и его главный оппонент так долго ездили за одни и те же команды, что напрочь срослись с ними в представлении болельщиков. Побеждали и проигрывали не гонщики и не машины, а неразрывные связки «Леб+Citroen» или «Ford+Хирвонен». Теперь результаты Хирвонена и Ожье после рокировки помогут фанатам ралли точнее понять, как стоит делить между пилотом и командой ответственность за победы и поражения…

В последних гонках сезона Яри-Матти Латвале уж слишком часто приходилось пропускать вперед Хирвонена. Теперь Латвала должен стать лидером Ford - если команда вообще выйдет на старт в следующем году

Подпишитесь на «За рулем» в