Фактор возраста: борозды не портит?

Удовольствие за рулем безгранично. Оно доступно с момента совершеннолетия и может длиться до самой смерти. Так ли это? Есть ли возраст, определяющий водительскую «пенсию»?

Вспоминаю свою первую аварию. Еду домой по пустынной летней Москве. До стоянки метров триста. Перед носом выпрыгивает силуэт «зубилы». Визг тормозов. Удар. Болит коленка и шея. В «восьмерке» дедушка лет семидесяти. Он разбил себе голову о центральную стойку. Не увидел, говорит. Сто лет тут выезжаю, а сейчас не увидел…

Потом скорая, «Склиф», схемы, протоколы, тревожные мысли. К моей радости, на следующий день он выписался. С тех пор минуло почти десять лет, его образ напрочь стерся из памяти, а я все желаю ему здоровья, долгих лет жизни и… не садиться за руль без особой надобности. А вот мою старенькую «вольву» пришлось списать.

ЖЕРТВЫ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ

В западных странах по обе стороны Атлантики о теме предельного возраста за рулем всерьез заговорили после череды фатальных происшествий с участием пожилых водителей. Так, в Америке еще свежи воспоминания о жуткой аварии, когда 86-летний отставной моряк Джордж Рассел Веллер на высокой скорости протаранил толпу на рыночной площади в Санта-Монике. Его старый «Бьюик» проложил 300-метровый путь буквально по людям, оборвав жизнь десяти прохожих и отправив на больничную койку более шестидесяти человек! Он перепутал газ с тормозом...

Подобный случай произошел и в немецком городе Менден, где 79-летний водитель сокрушил толпу, убив троих и покалечив пятьдесят горожан. Причем количество таких случаев будет только расти – в этом побочный фактор старения населения развитых стран, ставших самыми автомобильными державами на планете. В США уже 20 миллионов престарелых водителей, а в Европе к 2020 году каждый третий водитель будет в возрасте за шестьдесят. Престарелая пара, летящая быстрее 160 км/ч по автобану, здесь не редкость и сейчас.

КАТЕГОРИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Исследования показывают, что процессы старения сильно влияют на адекватность водителя, несмотря на большую опытность, спокойствие и расчетливость пожилых драйверов. Скажем, в возрасте 70–79 лет велик риск задержки в принятии решения, а после восьмидесяти люди порой не замечают приближающиеся автомобили. Так, например, водители старше 70 лет, а еще больше те, кому за восемьдесят, часто попадают в аварии на перекрестках, особенно на тех, что регулируются знаками приоритета.

А в структуре общей аварийности пенсионеры старше семидесяти, не говоря о тех, кому за восемьдесят, по уровню риска попасть в аварию соседствуют с подростками до 20 лет, а согласно некоторым статистическим базам, существенно превышают их по риску смерти. Наиболее распространенная причина аварий по вине возрастных водителей – поворот налево на перекрестках, регулируемых знаками. Риск угодить в подобное ДТП резко возрастает после 60–69 лет, а для водителей старше восьмидесяти – в шесть раз выше, чем у самых неопытных подростков. Но у возраста есть и свои плюсы: пожилые ожидаемо редко превышают скорость и попадаются нетрезвыми. Заметим, риск аварии возрастает, если почтенный драйвер едет один.

КАК НЕ СТАТЬ ОРУЖИЕМ

Во многих странах Европы уже ввели специальную медкомиссию для обладателей прав, которым за семьдесят, например в Нидерландах, Дании, Великобритании и Испании. Скоро эти ограничения вступят в силу и во Франции, где иск против государства подала возмущенная мать из Реймса, чей сын пострадал по вине 86-летнего автомобилиста. Германия также всерьез рассматривает вопрос усиления контроля за здоровьем пожилых водителей.

В США штат Флорида первым ввел тест на зрение для водителей, которым стукнуло восемьдесят: около 7% не прошли экзамена, а еще 20%, испугавшись его, сдали права. Итого – почти треть потенциально опасных. В штатах Нью-Джерси, Гавайи, Вашингтон и Висконсин также обязали драйверов в возрасте 75–85 лет проходить медкомиссию и повторный экзамен на вождение.

В России все строго. По закону медицинская справка должна обновляться минимум раз в год (чаще всего это происходит за деньги). Те, кому удалось перевалить за шестьдесят пять, – счастливчики-долгожители. Но кто адекватнее – воспитанник «жигулевской» эпохи с сорокалетним накатом или благополучный лоботряс, который после компьютерного симулятора сел за руль купленной родителями скоростной иномарки? И у кого есть моральное право лишить пожилого гражданина свободы передвижения, которую дарит автомобиль? Однозначного ответа пока не дано. Каждое государство решает этот вопрос по-своему, исходя из возможностей своего право- и здравоохранения.

Что касается здоровья, то за ним надо прежде всего следить самому. И, наверное, убрать водительское удостоверение в семейный архив, когда поймешь, что не реагируешь на знаки, путаешь педали и каждый твой выезд – скрытая угроза жизни, причем не только твоей. К этому выводу пришли исследователи Кельнского университета. Вывод их фокус-группы, в состав которой вошли полторы сотни водителей разных возрастов: к подобным ограничениям нужно подходить выборочно, так как процессы старения у всех протекают по-разному. Да и сама процедура массового освидетельствования пожилых водителей может оказаться слишком дорогостоящей. Решение об отказе или продолжении управлять автомобилем – частный выбор каждого водителя. В нем, конечно, должны участвовать близкие и друзья – самые чуткие наши «обследователи». А тот, кому трудно принять решение, всегда может обратиться к профессионалу.

РЕШЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИИ УПРАВЛЯТЬ АВТОМОБИЛЕМ – ЧАСТНЫЙ ВЫБОР КАЖДОГО ВОДИТЕЛЯ.

Подпишитесь на «За рулем» в