Полоса отчуждения

На дорогах Петербурга полосы для автобусов решили огородить поребриками, физически разделяя общественный транспорт и весь прочий. Напоминаем: поребрик – это типично питерский термин: остальным понятнее «бордюр»...

Для эксперимента пока выбраны две улицы Петроградского района: в декабре 2011 года первые разделители установят на Большой Пушкарской улице и на Большом проспекте Петроградской стороны. Высота поребриков – 10 см, ширина – около 8 см. Длина оградительной линии – около ста метров. Эксперимент продлится до весны 2012 года – за это время власти Петербурга собираются выяснить, как к новшеству отнесутся водители. И не помешает ли это уборке снега?

Примерно в это же время московский мэр решил лично прокатиться на автобусе по выделенной полосе столичного Мичуринского проспекта. По воле случая тем же автобусом куда-то ехали главный московский гаишник, начальник Мосгортранса и еще ряд чиновников. Но что-то где-то не сработало и «звездный состав» угодил в затор между площадью Индиры Ганди и улицей Косыгина…

Чиновники, похоже, удивились: согласно отчетам и докладам выделенные полосы являются благом по определению! Однако тому, кто сам крутит баранку при отсутствии «светомузыки» на крыше и «правильного» удостоверения в кармане абсолютно ясно, что при двух полосах на проезжей части про «выделенку» лучше не заикаться. Но добавить новую полосу Начальникам явно слабо, а вот отнять имеющуюся – это запросто…

По нашим сведениям мэр поручил кому-то из свиты подумать, как бы расширить дорогу. Дай бог, чтобы кто-то действительно подумал. А тем, кому интересно мнение «обычных» зарулевцев предлагаем фрагменты из письма читателя. Самые резкие выражения мы, по возможности, пригладили…

Злое письмо в редакцию от читателя

Здравствуйте!

Ваше мнение касательно полос для общественного транспорта получило объяснение с выходом декабрьского номера ЗР. Негативный взгляд автовладельцев (кого ни спроси – все недовольны) оказывается, попросту не совпадает с официальной позицией журнала, озвученной на его первых страницах. Выдав порцию лицемерно-политкорректной жвачки в духе превалирования высоких интересов общества над подлыми притязаниями отдельных личностей (расскажите это Кремлю и Думе), нам поясняют, что автомашины должны уступить место общественности, бодро едущей в автобусах и троллейбусах. О том, что автомашины едут не сами по себе, а везут людей, не упоминается.

Между прочим (пардон за некоторый шовинизм), в обществе имеет место мнение, что автомобилисты – далеко не самая отсталая и второсортная часть народа. И чтобы поехать в собственной машине, надо сначала не только учиться и трудиться, но даже грабить и воровать гораздо успешнее, чем это требуется для накопления на билет в метро. Кроме того, автовладельцы и, как их почему-то любят называть, "автолюбители" – основная читательская масса ЗР, который такой позицией в немалой степени предаёт интересы своей аудитории.

Мне лично не хочется читать пропаганду в стиле "Сдавайтесь: оккупационное командование обещает каждому отдавшему ключи от машины бутылку водки, гармошку и билет на автобус"! Но если вы и дальше будете угощать нас такими "материалами", то наверное, дешевле будет вместо очередного номера журнала купить билет в метро. С уважением, Виноградов К. В.

Комментарий эксперта.

Михаил Колодочкин, зав.отделом экспертиз ЗР

Выделенные?

– Вот до чего эти трамваи доводят!

М. Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Я обожаю автомобиль. Захлопывая его дверь, мы тем самым как бы отсекаем огромную часть своих проблем – они остаются там, снаружи. И это – настоящий кайф, в котором так нуждается современный человек с его стрессами и психозами. Особенно это ощущалось при социализме: отсутствие личной машины венчало вселенскую пустоту на прилавках и в душах. Сегодня же боги посмеиваются: "Порше" и "Мазерати" движутся по Тверской и Литейному со скоростью велосипеда Артамонова! А то и медленнее.

Первыми опомнились «не в нашем районе», как говорил тов. Саахов. Когда до сознания среднего европейца дошло, что любую пробку легко объехать, пересев с "рено" или "пежо" в чистенький и удобный вагончик, то на улицы западных столиц и пригородов бесшумно вкатился современный трамвай. А в том же Сеуле преуспевающий сотрудник богатой фирмы не торопится приобретать автомобиль: он живет на окраине и ему куда удобнее сесть в автобус, который лихо прет в центр по выделенной полосе. Вот он, главный аргумент: ему так удобнее!

А что же у нас? Да как всегда, к сожалению: съездили, подсмотрели и брякнули – мол, сделаем так же! Пока что получается очень глупо: и без того было тесно, а теперь – совсем худо. Но главное, на мой взгляд, не в этом. Если бы эти самые полосы реально помогали общественному транспорту, который в результате обрел бы сеульские скорость и пунктуальность, то аргумент в пользу выделенных полос был бы убойным: ребята, пересядьте в автобус или трамвай – и не мучайтесь!

Но когда тот же автобус или даже трамвай на первом же перекрестке упираются в пробку – а куда ж им деваться-то? – все становится ясно. Ни с того, ни с сего выделенная полоса возникнуть не может: ей нужно реальное пространство без перекрестков. Да такое пространство, чтобы никакой трижды блатной "Хаммер" – будь он хоть с триколорами, светомузыкой и матюгальником – физически не мог вползти на запретную территорию Общественного Транспорта!

Увы – сегодня так могут двигаться разве что забитое до отказа метро, да еще смешной аттракцион по имени монорельс… Никакие другие выделенные полосы в сложившейся инфраструктуре городов нормально работать не будут – если только не вводить драконовские меры типа «запретить», «разогнать» и «не пущать». К этому, по всей видимости, дело и идет. Но даже если завтра чей-то Указ объявит вне закона все личные автомобили, то принять новоявленных пассажиров будет некому! Почему об этом не думают Большие Начальники, вопрос не ко мне.

Впрочем, понятно, почему. Они просто не ощущают этих проблем на себе. Пишу эти строки, а Садовое кольцо ревет в судорогах, пытаясь вырваться из очередной пробки, порожденной проездом очередного кортежа… Не будем уточнять, кого и куда везли – дело не в этом.

А самое смешное – в том, что лично я никакой альтернативы общественному транспорту не вижу. И на своей любимой машине езжу от силы полтора дня в неделю. А вскоре, наверное, совсем перестану: унизительно торчать в пробке субботним утром, чтобы через несколько часов отъехать от центра на десяток километров, да и то, если повезет. Есть конкретные предложения? Высказывайтесь, господа!

Подпишитесь на «За рулем» в