Завод в миассе

ЗАВОД В МИАССЕ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/НА ПЕРЕПУТЬЕ

ЗАВОД В МИАССЕ

ПОД ВНЕШНИМ

УПРАВЛЕНИЕМ

ГОД ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

В 1998 году с конвейера "УралАЗа" сошло всего 2200 автомобилей. Тогда же завод попал под пристальное внимание Федеральной службы по несостоятельности и банкротству РФ, поскольку долги его выросли до колоссальных размеров. Арбитражный суд ввел на заводе внешнее управление, руководить "УралАЗом" стал Валерий Панов, человек в этом бизнесе не случайный - был председателем совета директоров челябинского завода "Строймашина", где выпускают топливозаправщики на базе "уралов".

Прошел год. В 2000 году "УралАЗ" выпустил уже 8,5 тыс. машин, план на 2001-й - 10 тыс. грузовиков, на 2002-й - 12 тыс. Сегодня здесь выпускают 80 модификаций спецтехники (для геологов, нефтяников, армии и т. д.) на трех базовых моделях. В частности, большим спросом стали пользоваться вахтовки - под них отдали весь старый главный конвейер.

Чем сегодня заняты умы менеджеров завода? Оптимизация затрат - задача номер один. "УралАЗ" внедряет интегрированную систему управления предприятием - БААН-IV (Голландия). Ее используют "Даймлер-Крайслер", "Комацу", ФИАТ и другие гиганты. БААН - это возможность влиять на себестоимость в режиме реального времени! Ввел базовые данные в компьютер - и весь процесс перед глазами: от закупочных цен на металл до машинного времени на его обработку (включая количество и стоимость затраченной электроэнергии).

Грядет реструктуризация завода. Профильное производство уже выделено в дочернее общество - "Автомобильный завод "Урал". "В свободное плавание" отпущено строительное подразделение. Энергетический комплекс - тоже кандидат на самостоятельность. Совладельцем ТЭЦ может стать администрация города (ему сегодня не хватает электроэнергии).

Одна из целей реструктуризации - отделить "точки прибыли" от "точек затрат". Например, есть на "УралАЗе" антикоррозионный участок (производство пластмассы и резины) - он способен выйти на свободный рынок и иметь неплохую прибыль. Производство метизов - тоже.

Где взять средства для расчета с кредиторами? Завод надеется на закрытые торги, где кредиторам в счет долгов будут предложены акции. Государство получит блокирующий пакет - 25 процентов плюс 1 акция. Кто купит остальные ценные бумаги? В Миассе уверены - либо крупные покупатели "уралов", то есть сырьевые компании (нефть, газ, металл), либо поставщики "УралАЗа" - такие, как Ярославский моторный завод. В любом случае акции миасского завода купят не для дивидендов, а для кооперации либо для возможности влиять на производственную политику.

P.S. Против реформ внешнего управляющего "УралАЗа" выступают мэр Миасса Михаил Жмаев и отдельные кредиторы. Аргументы оппонентов? Во-первых, завод стал мало платить налогов в местный бюджет. Во-вторых, долги завода выросли. В-третьих, цена акций этого уникального оборонного предприятия занижена.

Это вполне естественно для предприятия, которое только начало выкарабкиваться из кризиса. Ведь пока нынешним руководством решена только первая задача - реанимация производства. Финансовая стабилизация, выход из долговой ямы - следующий шаг. Надеемся, он не за горами.

Подпишитесь на «За рулем» в