Williams: пьеса «На дне»

Легендарной команде Williams, в прошлом одному из лидеров "Формулы-1", падать, по большому счету, уже некуда. В чем руководство «конюшни» видит корень зла и как собирается выправлять сложившуюся ситуацию?
По результатам предыдущего сезона Williams нельзя назвать даже середняком - знаменитый коллектив скатился в число аутсайдеров

Если ты звезда, то публику интересует каждый твой чих. Если работаешь на подпевках - всем наплевать, даже если ты подцепил смертельную болезнь во время единственного за всю историю человечества контакта с инопланетянами. Нынешнее положение команды Williams - лишняя иллюстрация этого несложного правила. Она может иметь на своем счету семь чемпионских титулов в личном зачете и девять кубков конструкторов (соответственно третий и второй результаты за всю историю "Формулы-1"), но раз в прошлом году ее результаты оказались плачевными - редко у кого для этого коллектива найдется лишняя строчка в новостях.

В межсезонье Williams замечали исключительно потому, что туда мог перейти экс-чемпион мира Кими Райкконен. Долго обсуждавшийся на всех уровнях контракт в итоге так и не был подписан. Что многие сочли очередным доказательством слабости команды: мол, даже под безусловную звезду не смогли собрать бюджет. С другой стороны, был ли на самом деле смысл работать над перекладыванием денег из кармана спонсора в карман гонщика, пусть и очень талантливого?

Вместо Кими Райкконена в Williams появился Бруно Сенна: он - не чемпион мира, зато имеет не самых бедных личных спонсоров. По слухам, два пилота Williams в сумме пополнили бюджет команды на 20 миллионов долларов

Посмотрим на прошлогоднюю таблицу кубка конструкторов. Финишировавший на седьмом месте Sauber набрал 44 очка, занявшая восьмую позицию Toro Rosso - 41 очко или на 7 % меньше. Williams же закончил сезон девятым, набрав 5 очков. То есть в восемь раз меньше, чем команда, которую он, если так можно выразиться, преследовал. Сможет ли даже гениальный пилот «перевести» коллектив через такую пропасть? Владельцы Williams, видимо, ответили на этот вопрос отрицательно. Ибо неудачное завершение переговоров с Райкконеном совпало с масштабной перетряской руководящего состава.

Речь совсем не о том, что Патрик Хед - один из основателей команды и ее технический директор на протяжении многих лет - окончательно отошел от дел. Он достаточно давно превратился в свадебного генерала, передав реальную власть Сэму Майклу. А вот увольнение последнего прошлой осенью - событие, гораздо более значимое для судьбы Williams. Хотя бы с той точки зрения, что руководство приняло решение разделить исполнявшиеся Майклом обязанности между двумя специалистами. Майк Кофлэн будет руководить конструкторами на фабрике, Марк Гиллан - инженерами и механиками на гонках чемпионата мира.

То, что является провалом для команды, может стать пиком карьеры для гонщика. Пастор Мальдональдо купается в лучах славы во время демонстрационных заездов на улицах Каракаса, столицы его родной Венесуэлы

Именно непонимание между этими двумя базовыми элементами в структуре Williams официально объявлено главным недостатком, который предстоит искоренить в 2012 году. Конструкторы традиционно пользовались в этой «конюшне» особым авторитетом. Скорее всего, это наследие Патрика Хэда - тот, будучи одновременно талантливым инженером и совладельцем команды, имел таким образом сразу два рычага влияния. В результате, по озвученной недавно официальной версии, проблемы Williams в последние годы рождались именно на фабрике.

В недавнем интервью Гиллан открыто признает: сколько бы ни говорилось о далеком от идеала состоянии финансов Williams (дефицит спонсоров плюс снижение доли доходов от телетрансляций из-за низких результатов), у конструкторов есть все необходимое и очень качественное оборудование для создания быстрой машины. Дъявол, как говорят британцы, в деталях. Захваченные идеей сверхкомпактной коробки передач конструкторы потратили прорву ресурсов на работу с ней, а ощутимого эффекта это решение не дало. Не обращая внимание, что тесты по ходу сезона запрещены, фабрика создавала массу усовершенствованных деталей, которые команда просто не могла протестировать. Кофлэн и Гиллан как раз должны сделать так, чтобы фабрика обеспечила потребности команды, а не команда подстраивалась под нечто придуманное и сделанное на фабрике без оглядки на реальность...

Майкл Кофлэн пользуется определенным авторитетом, но до сих пор он работал ислючительно на вторых ролях при более известных конструкторах. Многие сомневаются, что он сможет задать команде правильный вектор движения

Впрочем, вопросы остаются и после знакомства с обнародованным антикризисным планом. Во-первых, кто был инициатором ухода Майкла, после которого и начались перестановки в техническом штабе? Ведь тот очень быстро нашел новое место работы, да еще и в гораздо более успешном McLaren. Не уволился ли он из Williams по собственному желанию? В этом случае приглашение Кофлэна и Гиллана можно трактовать как затыкание дыры. Причем в биографии обоих новых сотрудников Williams можно при желании найти нечто, что делает их далеко не лучшими кандидатами на занятые вакансии...

Одним словом, накануне нового сезона тех, кто еще замечает существование Williams, скорее всего, волнует вопрос: может ли легендарная команда вернуть, если не былую славу, то хотя бы место неподалеку от подиума? Многое зависит от ответа на другой вопрос: есть ли у Фрэнка Вильямса и его подчиненных продуманный план подъема с той глубины, на которой они оказались? Или проблемы решаются по мере их поступления, а теоретическая база под сделанное подводится задним числом? Думается, ответ на этот вопрос дадут уже весенние гонки.

Марк Гиллан успел поработать во многих командах Формулы 1, но столь ответственную должность он также занял впервые

Подпишитесь на «За рулем» в