Отдохнуть от Леба

«Ралли Швеции», которое пройдет с 9 по 12 февраля - один из немногих этапов чемпионата мира, где лидер команды Citroen не считается безусловным фаворитом.
Победы Ford в пяти последних Ралли Швеции вовсе не значат, что эта машина подходит для снежной трассы лучше других. Просто на протяжении многих лет в составе команды неизменно выступают два скандинавских гонщика

В календаре нынешнего чемпионата мира по ралли - шесть асфальтовых и семь грунтовых гонок. А полноценный зимний этап - всего один. С одной стороны, это делает менее банальными результаты соревнований. К примеру, Себастьен Леб победить в Швеции смог один-единственный раз - в 2004 году. С тех пор француз завоевал восемь чемпионских титулов, выиграл немецкое ралли семь раз, а испанское - шесть, но добыть еще одну победу в окрестностях Карлстада так и не смог. Слишком специфична снежная трасса и слишком велика разница в опыте с местными гонщиками, которые гоняют по ней с малых лет.

С другой стороны, победа в Швеции выглядит не более чем утешительным призом. На протяжении четырех последних лет первым на финише в Карлстаде оказывался автомобиль Ford - что ничуть не мешало Citroen стать лучшей машиной по итогам сезона. Тот же Леб продолжал штамповать титул за титулом, не смущаясь тем, что в список победителей шведского ралли вписывали себя его соперники - Яри-Матти Латвала или Микко Хирвонен. Складывается ощущение, что француз сознательно уступал финнам победу, рассчитывая отыграть потерянные очки на более подходящих ему асфальтовых ралли.

Себастьен Леб не гоняется за шведскими журавлями, предпочитая собирать победных синиц на более удобных для себя трассах

Теперь у многократного чемпиона мира, который и раньше вряд ли испытывал серьезный прессинг, стало еще одной причиной для волнений меньше. Ведь новый товарищ Леба по команде - Микко Хирвонен, выигравший два последних Ралли Швеции. В прошлом победа финна означала, что и сам Себастьян, и команда Citroen недосчитались некоторого количества очков, которые в конце года теоретически могли решить судьбу титула. Ведь скандинавских пилотов (тягаться с которыми на снежной трассе очень сложно) в составе французской команды пока не было. Сейчас - есть, и при удачных раскладах недобранные Лебом баллы достанутся его партнеру, а не представителям конкурирующих команд.

Хирвонена стоит признать безусловным фаворитом нынешней гонки, так как при отличной (лучшей среди всех пилотов WRC) статистике он еще и не должен испытывать прессинга. Финна в этом сезоне все воспринимают как второго номера Citroen, главная задача которого - избегать откровенных провалов и набрать достаточной количество очков для завоевания титула в командном зачете. На этом фоне гонщикам Ford явно придется потруднее. Яри-Матти Латвале, с одной стороны, надо бы оправдать статус лидера команды, а с другой - не оказаться в канаве, как это случилось в первый же день недавнего Ралли Монте-Карло. Меньше поводов напрягаться у Петтера Солберга - но то же Монте-Карло показало, что Ford в сложной ситуации запросто может пожертвовать результатом норвежца ради снижения рисков. Пару раз на допы с приличным количеством льда Солберга посылали на сликах, мотивируя это просто: вдруг температура резко поднимется и растопит лед. Впрочем, не стоит ждать, что пилоты Ford добровольно откажутся играть первые роли на шведской гонке. Если они всерьез собираются бороться за титулы, то брать быка за рога надо именно здесь, на подходящей им трассе.

Микко Хирвонен с двумя победами - самый успешный из участников нынешнего Ралли Швеции, но до рекорда Стига Бломквиста (семь побед) ему еще далеко

Нередко на Ралли Швеции впервые громко заявляют о себе до того не слишком известные местные гонщики. В прошлом году это случилось с норвежцом Мадсом Остбергом, который неожиданно закончил гонку на втором месте. На этой гонке такую роль в теории могут сыграть норвежец Эйвинд Брюнильдсен (выступит на Ford за одну команду с Остбергом) и швед Патрик Санделл (поедет на заводском MINI, местом за рулем которого команда собирается торговать в течение всего сезона). Правда, надо отметить, что для оба молодых скандинава впервые будут пилотировать автомобили WRC на этапе чемпионата мира. В то время как Остберг до прошлого года несколько раз выступал в Ралли Швеции на такой технике и на подиум попал только после четырех финишей в первой десятке.

Одним словом, понаблюдать на втором этапе чемпионата будет за кем (не стоит забывать, что очередную гонку проведет и Евгений Новиков, блестяще выступивший в Монте-Карло). И вполне может получиться, что не особо лезущему в Швеции на рожон Себастьяну Лебу перепадет неожиданно мало внимания. Впрочем, это наверняка устроит и подуставшую от побед француза публику, и самого многократного чемпионата мира, который купается в лучах всемирной славы без особого удовольствия.

"Грудь в крестах или голова в кустах" - это про Яри-Матти Латвалу. Перед каждой гонкой его поклонники задаются вопросом, чем же все закончится на этот раз - победой или канавой?

Подпишитесь на «За рулем» в