Всевидящее око

Что такое ИТС (Интеллектуальная транспортная система), и как она работает? Руководство столичной Госавтоинспекции наконец-то рассекретило содержание этой непонятной аббревиатуры, пригласив мэра и журналистов в Ситуационный центр ГИБДД.

Огромный зал с множеством мониторов, на которых видны все дороги Москвы. Сюда стекается информация со всех 150 видеофиксаторов, 1300 датчиков дорожного движения и нескольких тысяч регистраторов, установленных в автомобилях сотрудников ДПС, общественном транспорте и т.д.

Нашим экскурсоводом выступил глава Центра организации дорожного движения Игорь Королев. В первую очередь он демонстрирует систему контроля загруженности дорог. Основываясь на этой информации, работают светофоры − по необходимости удлиняется период зеленого или красного сигналов, по ней же определяется оптимальное время для переключения реверсивных полос. «Как ни странно, наибольшее количество транспорта сосредоточено в Москве в субботу, − рассказывает Игорь Королев, − но нагрузка распределяется равномерно в течение всего дня, поэтому она не так ощутима, как в будни».

С января в Центре организации дорожного движения заработала система поиска угнанных автомобилей, которая фиксирует номера всех машин, попавших в поле зрения камер, и автоматически сверяет их с базой данных авто, разыскивающихся органами МВД. Обнаружив автомобиль, числящийся угнанным, система тут же подает сигнал в Ситуационный центр ГИБДД, и оператор связывается с ближайшим экипажем, чтобы задержать машину. Таким же образом система выслеживает и виновников ДТП, скрывшихся с места аварии. С ее помощью за первый месяц года было задержано 137 находящихся в розыске автомобилей.

Давать взятку сотруднику ДПС теперь опасно, ведь за его действиями пристально следят

Контроль здесь осуществляется не только за автомобилистами, но и за сотрудниками ГИБДД. В Ситуационном центре отслеживают местонахождение всех автомобилей ДПС, смотрят за тем, работают они или бездельничают, а благодаря видеорегистраторам, которые направлены как в салон, так и на улицу, руководство может оценить действия сотрудника постовой службы, например, при оформлении ДТП. Кроме того, такая система слежения снижает возможность дачи взятки инспектору, хотя лазейки, как известно, можно найти в любой системе.

Сергей Собянин учит молодую сотрудницу Ситуационного центра вычислять нарушителей

Объемы информации, обрабатываемой Центром организации дорожного движения, растут и будут продолжать расти сумасшедшими темпами: к лету власти города обещают оснастить 75% наземного общественного транспорта столицы регистраторами, что даст возможность быстро реагировать на экстренные проблемы на дорогах, такие как ДТП или мешающий проезду неправильно припаркованный автомобиль. По словам главы ГИБДД столицы Александра Ильина, каждый перекресток города будет оснащен видеокамерами. Также фиксаторы появятся на большей части городских парковок − в качестве пилотного проекта выбрана стоянка на проспекте Академика Сахарова. Система здесь автоматически отслеживает свободные места и передает данные в Интернет, а также считывает номера автомобилей, определяя угнанные и брошенные.

Вердикт

− У такой масштабной системы управления транспортными потоками, какую хочет создать Собянин, нет аналогов в мире. Глядя на работу Ситуационного центра, появляется ощущение, что от всевидящего ока оператора ИТС ничто на дорогах не ускользнет. В 2011-м на развитие интеллектуальных систем было потрачено 3 млрд руб., а в этом году из бюджета выделено еще 10 млрд. По суммам видно, что на ИТС возлагаются большие надежды, и не только мэром, но и экспертами, которые уже называют Центр организации дорожного движения одной из самых полезных инициатив Собянина, хотя он еще даже не успел заработать в полную силу.

Подпишитесь на «За рулем» в