Чем почистить бензин?

ЧЕМ ПОЧИСТИТЬ БЕНЗИН?

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

ЧЕМ ПОЧИСТИТЬ БЕНЗИН?

ИЗ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ФИЛЬТРОВ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ПОНРАВИЛОСЬ ТРИ...

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Откуда берется грязный бензин? А каким ему еще быть - то его в бензовоз нальют, то на бензоколонке куда-то выльют, то в облупленный бензобак отправят... Где пыли наглотается, а где и покрупнее мусор прихватит. Попробуем проверить, какая часть этой грязи доходит до карбюратора. Короче, сегодня испытываем фильтры тонкой очистки топлива карбюраторных двигателей.

Когда-то лучшие товары продавались в столицах - а сейчас? Блуждания по торговым точкам Москвы и Питера закончились покупкой 14 изделий, представленных на фото. Испытывать их будут в лаборатории НАМИ, а до той поры можно немножко пофилософствовать. Всякого рода технические "умствования" найдете в "Нашей справке", пока же заметим, что при прочих равных условиях нам больше по душе прозрачные изделия "привычных" габаритов. Непрозрачный фильтр не оценишь "на глазок", а любого "малыша" придется менять тем чаще, чем меньше его размеры. Форма изделия принципиального значения не имеет: разнообразие "костюмов" предназначено в основном для владельцев иномарок, желающих купить точно такой же фильтр, какой стоял ранее.

Напомним, что срок службы фильтра определяется не только количеством проходящей через него грязи, но и местом установки на автомобиле. Изделие, размещенное после бензонасоса, прослужит дольше, чем точно такое же на его входе. Причина очевидна: на выходе насос создает избыточное давление и может "прокачать" топливо даже через довольно грязный фильтр, а вот на входе - увы. Здесь приходится работать на "всасывание", а снизить давление ниже "нуля" невозможно.

От общих рассуждений - к конкретным измерениям. Первым делом фильтры взвесили. Потом проверили их герметичность - примерно так мастера шиномонтажа проверяют состояние дырявых камер. Затем измерили номинальную тонкость отсева - она должна быть не хуже 50 мкм. После этого решили немножко "похулиганить" и испытать отдельно фильтрующие элементы: если они плохо соединены с корпусом или плохо проклеены, то часть грязи напрямую пойдет в карбюратор, и фильтр будет работать нестабильно. Результаты измерений приведены в таблице, а комментарии по каждому изделию - под соответствующими фото.

Что же в итоге? Из 14 фильтров требованиям стандарта не отвечают 6 - при этом № 9 недотянул совсем чуть-чуть, а № 12 просто провалился. Однако последующая проверка откровенно удивила - у всех проверяемых изделий, в том числе и у "двоечников", фильтрующие элементы оказались в полном порядке! Стало быть, недостаточно раздобыть хорошую бумагу - нужно еще приложить к ней руки. В противном случае грязное топливо потечет в обход фильтра через всяческие "непроклейки" и "дырки". Насколько стабильны "параметры" у дырки - дело темное, поэтому такие изделия рекомендовать к использованию как-то не хочется, даже если они уложились в стандарт. Величина "протечек" - разная: если № 5 теряет примерно 17% от своих возможностей, то № 11 - 88%! Самое смешное, что даже при таком жутком КПД № 11 почти уложился в стандарт... Проверки избежали только два изделия - № 3 и 14: в первом из них использован полимерный материал, а второе оказалось слишком маленьким.

В итоге вполне пригодных фильтров оказалось только 3 из 14. Изделия № 1 и 2 от питерской фирмы "БИГ фильтр", а также № 3 от "Спектрол" можно считать пригодными по всем статьям - их мы и рекомендуем к использованию. А чтобы у победителей не возникло "головокружение от успехов", напомним, что провалившиеся № 6 и 14 носят те же имена...

Отметим попутно, что в ходе испытаний у всех фильтров была нормальная герметичность при давлении воздуха 0,1 МПа.

1. GB-215

Первая удача: 20-рублевый питерский "БИГ фильтр" типа GB-215 оказался герметичным по всем статьям. Небольшой разнобой в цифрах "до и после" разборки говорит только о некоторой погрешности измерений. Оценка: хорошо.

2. GB-206

"БИГ фильтр" модели GB-206 содержит надписи "Высшее качество" и "Сделано в России". Цена - 12 руб. Претензий к изделию нет. Оценка: хорошо.

3. Spectrol Ultra

Не фильтр, а "доска объявлений"... Читаем: Spectrol Ultra. "Фильтр тонкой очистки топлива. Служит в 10 раз дольше. Небывалая грязеемкость, высокая стабильность. Для бензиновых двигателей внутреннего сгорания рабочим объемом не более 2500 смз. Промышленная группа "Спектр-Авто". И всего-то за 15 руб... А самое интересное, что изделие действительно оказалось нормальным. Единственное - эксперты не смогли измерить параметры "потрохов" фильтра, поскольку они сделаны из полимерных нитей... Поэтому в соответствующей графе таблицы прочерк. Оценка: хорошо.

4. КОНиС КС-01

Петербургский КОНиС КС-01 огорчил больше других. При цене всего 7-8 руб. он мог бы стать чуть ли не лучшим, собери его нормально. Сравните цифры в таблице: сам по себе фильтрующий элемент выдал 12,8 мкм, а изделие в сборе - аж 46,9! Это какую же "дыру" надо иметь внутри, чтобы так испоганить собственные параметры? Оценка: удовлетворительно.

5. КВАРК E FF-001.00

Надписи на корпусе фильтра КВАРК E FF-001.00 солидные - от Made in Russia до "Сертифицировано НАМИ-ФОНД, проверено 3 атм". И цена подходящая - опять 10 руб. А проблемы все те же - в требования стандарта изделие буквально втиснулось, но подозрения насчет плохой сборки опять подтвердились. Часть грязи проходит мимо фильтрующего элемента "напрямую". Оценка: удовлетворительно.

6. Spectrol

Семирублевый Spectrol повторил "успех" № 4 - имея возможность выдать "на-гора" цифры 9,0 мкм, он ограничился скромными 39,7 мкм. Причины те же - утечки через непроклеенные отверстия внутри корпуса. А если дырки будут еще больше? Оценка: удовлетворительно.

7. Безымянный

Десятирублевое изделие из непрозрачной пластмассы безо всяких опознавательных знаков по легенде продавцов представляло нижегородскую фирму GALA. В общем-то, ожидали худшего: подобные безликие вещички обычно проваливаются по всем статьям, а эта оказалась обычным середнячком. С герметичностью все те же проблемы, хотя формально фильтр все-таки уложился в стандарт. Оценка: удовлетворительно.

8. НФ-03-Т

Петербург любит делать фильтры - вот еще один... Увы - 20-рублевый "Невский фильтр НФ-03-Т" хоть и выдал нормальные цифры, но настроение испортил. Опять наше излишнее любопытство - часть топлива идет мимо фильтрующего элемента. Оценка: удовлетворительно.

9. Filter Consol

Изделие Filter Consol с надписью "Сделано в России" было куплено за 19 руб. Номинальная тонкость отсева оказалась чуть выше положенной - может быть, фильтрующий элемент провозгласил независимость от корпуса? Так и есть: "потроха" у фильтра вполне приемлемые, но грязь проходит мимо них... Оценка: плохо.

10. EKOFIL EKO 03.01

За 12 уплаченных рублей мы узнали про фильтр EKOFIL EKO 03.01 много интересного - на корпусе есть и номер какого-то телефона, и надпись "Рекомендовано ГНЦ НАМИ", и сообщение "Испытано до 3 атм". А изделие оказалось вполне заурядным - в стандарт не "влезает", негерметичное... Оценка: плохо.

11. HF-05 FIL GOOD

Чемпион по небрежности: фильтр HF-05 FIL GOOD с надписью Made in Europe и ценой 12 руб. В стандарт не "влез" (52,3 мкм вместо 50), но какой фильтр внутри! Номинальной тонкости отсева в 6,4 мкм больше нет ни у кого, но что с того радости, если грязный бензин все равно идет мимо? Оценка: плохо.

12. ST-337 (SCT)

Немецкий ST-337 (SCT) ценой 15 руб. разочаровал. Самые плохие параметры, а виновата все та же технология. Фильтрующий элемент спокойно укладывается в норму, а фильтр целиком - нет. А нам нужно изделие в сборе... Оценка: плохо.

13. КОНиС КС-04

Знакомое имя - что-то похожее было под № 4. И абсолютная схожесть результатов - питерский КОНиС КС-04 стоимостью примерно 10-12 руб. сочетает в себе отличный фильтрующий элемент и никудышную сборку... Как еще объяснить, что при номинальной тонкости отсева элемента всего лишь 12,3 мкм изделие в сборе "выдает" запредельные цифры 65,4 мкм? Оценка: плохо.

14. GB-608

Ага, и на солнце есть пятна. Нам попался "БИГ фильтр" модели GB-608 (с сетчатым фильтрующим элементом) стоимостью 20 руб. Так вот, "краснокожий" малыш не сумел поддержать своих коллег № 1 и 2 - провалился... Померить отдельно фильтрующий элемент не смогли из-за малых габаритов, но это уже и не нужно - в местах заливки сетки в каркас фильтрующего элемента он негерметичен. Оценка: плохо.

НАША СПРАВКА

Ни один фильтр не может очистить топливо от примесей на 100%. Чем крупнее грязь, тем легче ее задержать. Различают понятия "средняя тонкость отсева" и "номинальная тонкость отсева" - первое говорит о способности фильтра задержать 50% частиц грязи указанного размера, второе относится к 95% частиц. Например, фраза "номинальная тонкость отсева составляет 50 мкм" говорит о том, что фильтр способен задержать 95% частиц размером 50 мкм и более. Параметр "тонкость отсева" без соответствующего прилагательного не имеет смысла. В ходе экспертизы фильтры проверялись на соответствие требованиям ОСТ 37.001.226-93 "Фильтры тонкой очистки топлива карбюраторных двигателей. Общие технические условия". Испытания проводились на стенде, аттестованном по ГОСТ Р 8.568-97 (инв. № 62787), с использованием жидкости ЖТК-3.

Подпишитесь на «За рулем» в