Tokyo Motor Show 2011: энергию – в мирных целях

В аудитории, где проходил семинар, посвященный перспективным разработкам «Ниссана», вдруг погас свет. Лектор быстро успокоил: «Сейчас мы перейдем на резервное питание от «Ниссана-LEAF». Волнение сменилось удивлением, а когда вспыхнули лампы, специалисты поделились подробностями.

Отключение электричества оказалось частью импровизированного спектакля для журналистов. Правда, припаркованный рядом LEAF действительно снабжал энергией все здание. Это не просто демонстрация возможностей модели, а одно из направлений глобальной программы с участием многих автопроизводителей. Ее главный девиз: электромобиль – неотъемлемая часть всей энергосистемы. Например, емкость литиево-ионных батарей «Ниссана-LEAF» составляет 24 кВт.ч. В среднем хозяева небольшого частного дома в Японии расходуют 10–12 кВт.ч в сутки. Таким образом, электромобиль обеспечит автономное питание жилища на пару дней – вполне достаточно, чтобы устранить последствия аварии в сети или переключиться на другую подстанцию.

Возможна и обратная ситуация: электромобиль способен не только заряжаться от домашней сети, но и накапливать в себе энергию от возобновляемых источников – ветряков, солнечных батарей. Таким образом, машины становятся элементом глобальной энергосистемы и позволяют отказаться от дополнительных «хранилищ» электричества. Правда, это актуально для Японии, где большинство автомобилей 90% времени проводят во дворе дома. Вряд ли этот опыт смогут перенять Европа и Америка, не говоря уже о России.

Для подключения LEAF к домовому электрощиту используют разъем для быстрой зарядки. Он рассчитан на нагрузку до 6 кВт – такого потребления вполне достаточно для комфортного пребывания. За энергопотреблением следит блок контроля мощности (Power Control System), который будет либо прилагаться к электромобилю, либо приобретаться отдельно.

Экология и безопасность – этому были посвящены почти все стенды с новинками. «Ниссан» разработал «Зеленую программу-2016», направленную на снижение выбросов нынешних моделей и производство автомобилей с нулевым выхлопом. И вот примеры: усовершенствованные двигатели внутреннего сгорания, вариаторы, гибридные трансмиссии, а также ноу-хау для автомобилей на электротяге с топливными элементами. Что касается защиты водителей, пассажиров и пешеходов, то речь не столько о пассивной безопасности (не считая новейшей ультрапрочной и легкой стали с пределом прочности на растяжение до 1,2 ГПа), а о системах, предупреждающих аварии.

Активным круиз-контролем, который не только поддерживает дистанцию, но и может при необходимости экстренно затормозить, уже никого не удивишь. «Ниссан» предлагает систему следующего поколения – Predictive Forward Collision Warning, смотрящую, подобно опытному водителю, сквозь машину. Радар на носу следит не только за впереди идущим автомобилем, но еще и за тем, что происходит перед ним (сигнал проходит под днищем ближайшего авто). Это мне рассказал технический специалист «Ниссана», пока ехали за возвышавшимся перед нами вседорожником. (А за ним, как потом выяснилось, скрывался седан.) Вдруг в салоне раздался зуммер, и машина начала тормозить. Спросить я ничего не успел – вседорожник резко шарахнулся в другой ряд, открыв глазам замедлившийся в нашей полосе автомобиль. Сработало четко: даже без экстренного торможения мы остановились за несколько метров до кормы с алеющими стоп-сигналами.

Другой электронный помощник пособит малоопытным водителям, путающим от растерянности газ с тормозом. Японцы подсчитали: около 7000 происшествий в год случаются именно по этой причине, причем больше половины из них – на парковках. Система получает информацию от датчиков парковки и камер кругового обзора (Around View Monitor) о расстоянии до препятствий и разметке для стоянки. Если при заезде на машиноместо водитель продолжает утапливать педаль газа, включается звуковой сигнал и вспыхивает предупреждающая лампа. Дальше электроника убирает тягу и задействует тормоза. Спасены бампер и железо, а хозяин отправляется в магазин тратить сэкономленные деньги и время.

Судя по обилию новинок, энергии у разработчиков «Ниссана» хоть отбавляй. Пояснения к наиболее интересным из них – в подписях к фотографиям:

Новое поколение топливных элементов почти вдвое компактнее образцов 2005 года. Более того, примерно на 25% уменьшились в размерах и остальные детали энергоблока. Что не менее важно, удалось на четверть сократить массу используемой платины – катализатора химической реакции; за счет этого почти на 20% снизилась стоимость элемента. При этом удельная мощность выросла: сейчас с одного литра получают 2,5 кВт против прежнего 1 кВт.

Уже скоро бесконтактные заправки мощностью 3–6 кВт появятся на улицах. Они удобнее, чем колонки с проводами: водителю надо лишь, следуя подсказкам камеры заднего вида, точно припарковаться над контактной пластиной, и ток потечет в батарею. Правда, при такой передаче энергии неизбежны потери около 10–15%.

«Ниссан» уже обкатал гибридную трансмиссию на заднеприводном «Инфинити-М35». Теперь готовит похожую схему с двумя сцеплениями для моделей с приводом на передние колеса. Первое размыкает связь между двигателем и электромотором, второе – между электромотором и вариатором XTRONIC. Переднеприводные гибриды начнут выпускать в 2013 году на заводе «Ниссан» в США.

Система Multi-Sensing, распознающая объекты, передними и задними камерами умеет различать разметку, автомобили, пешеходов. Сначала она подает тревожный сигнал, а потом приводит в действие тормоза, вплоть до полной остановки. Одна из горячих новинок, которая в этом году появится на серийных машинах, – устройство, определяющее подвижные объекты (например, пешеходов) при езде задним ходом.

Робот Асимо, фирменная завлекалочка «Хонды», предстал перед публикой в новом теле. Его рост не изменился – 130 см, вес 48 кг (похудел на 6 кг), а так называемая степень подвижности – 57 единиц против прежних 34. Это означает, что Асимо теперь умеет не только ходить и бегать со скоростью до 9 км/ч, но и прыгать, полностью отрываясь от земли, и не терять равновесие на неровной поверхности. А главное – Асимо реагирует на действия окружающих людей или предметов и выбирает линию поведения для решения поставленной задачи. Признаться, наблюдать за человеческой артикуляцией робота вживую и даже просто сидеть рядом – жутковато. Кстати, система распознавания голоса, созданная для Асимо, использована в новой навигационной системе, реагирующей на команды не только водителя, но и пассажиров, невзирая на шум в салоне и снаружи авто. Ее дебют на серийных «хондах» ожидают в этом году.

Фирма «Хино», находящаяся под крылом «Тойоты», специализируется на грузовиках и автобусах (в том числе гибридных) и предлагает свой взгляд на будущее коммерческого транспорта. Концепт «eZ-Карго» (eZ-Cargo) – это легкий, компактный, экологически чистый фургон. Электродвигатель, приводящий передние колеса, расположен в носовой части, что позволило сделать пол низким и ровным. Забавно выполнена силовая структура кузова: для описания мудреной японской конструкции точнее всего подходит русское слово «плетень». Перевитые полоски из композитного материала придают корпусу жесткость и легкость. Благодаря нулевым выбросам фургон может передвигаться даже внутри помещений.

В отличие от тезок из первого и второго поколений, концепт «Ниссана» ПИВО 3 (PIVO 3) более реалистичен. Причем он служит не только прообразом городского автомобиля будущего, но и носителем перспективных технологий. Например, вместо зеркал – камеры кругового обзора Around View Monitor, снимающие проблему мертвых зон. Все поворотные колеса позволят развернуться на пятачке радиусом 2 м. Знаете, почему имя автомобиля созвучно с названием пенного хмельного напитка? Потому, что он помогает сэкономить время хозяина для общения с друзьями: на специально оборудованных стоянках машине можно смело доверить самостоятельно найти место и припарковаться. А утром вызвать четырехколесного друга к подъезду через смартфон.

В оранжевых тонах видит будущее городского авто фирма «Сузуки». Концепт Q придется по душе тем, кто в детстве мечтал о мопеде, а родители упорно прививали страсть к автомобилю. Размерами (длина 2,5 м, ширина 1,3 м) он чуть больше мотоцикла, четыре колеса и крыша делают поездки не столь романтичными, зато уж точно более комфортными. Формы найдены, конечно, забавные, но вот ездить на таком согласились бы далеко не все нынешние водители. Место за шофером можно использовать не только для багажа: тут свободно разместится один взрослый или двое детей. Скорость ограничена 60 км/ч, а запас хода около полусотни километров – достаточно для коротких городских поездок.

Из чего думают изготавливать в будущем наружные панели кузова? «Тойота», представляя концептуальный «Фан-Vii» (Fun-Vii, Vehicle interactive internet), предлагает использовать жидкокристаллические мониторы. Любопытно, а самое главное – многофункционально. Захотели, чтобы машина сочеталась с вашим гардеробом? Подгружайте из Интернета нужный софт и меняйте облик авто хоть несколько раз на дню. Вздумали послать предупреждение водителю в соседнем ряду или оставить сообщение соседу по стоянке? Несколько голосовых команд – информация дошла до адресата. А при необходимости транспорт быстро превратится в телевизор на колесах. Только для некоторых рынков потребуется антивандальная версия с пуленепробиваемыми стеклами.

В мегаполисе будущего понадобятся не только сверхкомпактные легковушки, но и универсальные фургоны. Концепт «Дайхатсу-FC Шо Кейс» (Daihatsu FC Sho Case) короче серийных автомобилей класса A, но благодаря двухметровой высоте здесь с комфортом разместятся четверо седоков и останется место для груза. Кроме того, все сиденья за несколько секунд можно сровнять с полом, получится абсолютно плоская площадка длиной более 2,5 м. Самое интересное спрятано под полом – компактная установка на топливных элементах нового поколения. Для заправки используют жидкое горючее на основе гидразин-гидрата, используемого и в составе ракетного топлива (им еще заправляли самолеты «Мессершмит-163» во время войны). Подробности пока не сообщают, однако доподлинно известно, что все производные гидразина очень ядовиты. Может, лучше по старинке – на водороде?

А вот и персоналка от «Дайхатсу» – модель «Пико» (Pico). Ее даже автомобильчиком можно назвать с натяжкой. Посмотрите хотя бы на габариты: всего метр в ширину. Некоторые водители сравнимы по размерам, – их сразу вычеркивайте из списка, ведь они даже двери не смогут закрыть. Точнее, две взмывающие вверх и опускающиеся, подобно крыльям чайки, поперечины, больше напоминающие обрубленный шлагбаум. Интересно, в зимнем пакете предусмотрены закрывающие проем утепленные занавески? И снабжены ли они электроприводами? Эмоциями можете поделиться с окружающими: по вашему желанию они появятся на бегущей строке рядом с предупреждениями об опасностях, показаниями скорости и режимами движения. Под конец самое неожиданное: у этого таракашки есть грузовые варианты исполнения – пикап и карго.

Подпишитесь на «За рулем» в