В нужном свете — журнал За рулем

В нужном свете

Фары коммерческого транспорта в наши дни могут быть галогенными, ксеноновыми или светодиодными. Какие из них предпочесть?

no_copyright_анонс

no_copyright_анонс

Разговоры и споры о том, какой источник света предпочтителен идут уже давно. Ситуация практически не меняется. Так, когда ксеноновый свет только начинал литься из фар, разница в цене с галогеном была колоссальна, поэтому такие решения оставались прерогативой техники премиального сегмента либо специальных машин выполняющих уникальные задачи. Сегодня стоимость ксенона упала в разы, тем не менее, популярность таких фар на грузовиках и автобусах не настолько велика как в сегменте легковых автомобилей. Что касается светодиодной светотехники, то ситуация с ней сегодня как под копирку повторяет ту, что складывалась с ксеноном и галогеном в прошлом — сейчас это самая современная технология. Что нужно знать, для того чтобы сделать правильный выбор?

Технологии

Неужели галоген это вчерашний день? Нет, несмотря на то, что сам источник света появился в середине прошлого века и не претерпел существенных изменений — лампы становятся ярче, дают больше света (например, галогеновые лампы с увеличенной мощностью), но в итоге это та же самая спираль накаливания, помещенная в газонаполненную колбу. А вот сами фары прошли эволюционный путь развития — сейчас известны четыре технологии оптических систем: параболоидный отражатель, проекционная система с использованием эллиптического отражателя (DE), отражатель свободной формы (FF), комбинация DE и FF в одной системе.

Так что новые фары, даже галогенные, могут удивить качеством света — примером тому служат грузовики УРАЛ семейства 6370 и автобусы МАЗ, эти предприятия первыми в своих отраслях проверили новые технологии и предложили потребителю качественный свет.

Ксенон? Да, но только если это штатный ксенон от признанных лидеров автомобильного света, тот который Вы можете заказать дополнительной опцией при покупке новой машины. Все остальные варианты не дадут Вам желаемого эффекта.

Так выглядят комплектующие Hella для ксеноновой фары, однако сам модуль в свободную продажу не поступает.

Так выглядят комплектующие Hella для ксеноновой фары, однако сам модуль в свободную продажу не поступает.Так выглядят комплектующие Hella для ксеноновой фары, однако сам модуль в свободную продажу не поступает.
Так выглядят комплектующие Hella для ксеноновой фары, однако сам модуль в свободную продажу не поступает.

А это уже готовая фара для Mercedes.

А это уже готовая фара для Mercedes.А это уже готовая фара для Mercedes.
А это уже готовая фара для Mercedes.

Светодиоды. Настоящие технологии изготовления LED наконец-то позволили использовать их в качестве источников света для головной светотехники автомобилей, однако цена таких решений максимальная — все новое дорого.

Стоимость эксплуатации

Кто-нибудь из Вас считал, как дорого обходится элементарная замена лампочки? Это не только ее стоимость, но и работа мастера, и простой машины… В качестве примера: большая начальная стоимость светодиодного маркера по сравнению с обычным, оправдывается при первой замене лампы в обычном, после второй замены старичок уже становится убыточным. То же самое можно сказать и про сигнальные огни. К сожалению, пока это правило не распространяется на головную светотехнику. Но это у нас, а вот в Европе с более дорогим топливом и меньшими ценами на светотехнику новые LED фары уже позволяют экономить на обслуживании. Ксенон в этом контексте, занимает промежуточную позицию — замена ламп в нем нужна реже, в среднем срок жизни газоразрядной лампочки 2500 часов против 500 часов работы для стандартной галогенной лампы.

Безопасность

no_copyright_4

no_copyright_4

Вот аргумент, который выводит ксенон на первое место учитывая его доступность в настоящее время. Именно этот тип фар освещает дорогу достаточно эффективно для комфортного и безопасного перемещения в темное время суток на любых скоростях в рамках ПДД. Температура цвета близкая к дневному солнечному свету позволяет правильно различать цвета не напрягая глаза водителя, тем самым снижая общий уровень усталости от ночной дороги. Галоген, наверное, уже никогда не догонит ксенон в этой дисциплине. Светодиодные фары ничуть не хуже ксенона по этим параметрам, но они пока еще очень дороги.

Экологичность/экономичность

Ксенон потребляет 42 Ватта на фару против 70 Ватт галогенной лампы, как это скажется на потреблении топлива? Давайте посчитаем. Городской автобус среднего класса, если все светотехнические приборы и приборная панель используют обычные лампы, то в режиме движения в светлое время суток общее потребление электроэнергии составляет более 300 Вт, потому что ПДД регламентируют движение с ближним или противотуманным светом, что, в свою очередь, означает включение цепи габаритных огней, а это и маркерные фонари, и контурные и подсветка приборной панели и номерного знака… Если автобус имеет самое современное оснащение и все функции реализованы на светодиодах мы получим цифру близкую к 90 Вт. Если же производитель не готов был применять LED головные фары, но предусмотрел Ксенон в головной оптике, общее потребление около 190 Вт. Конечно же разница есть и она ощутима, но что Вы скажете узнав о реальности понизить потребление в режиме движения в светлое время суток до 42 Вт, а то и до 8 Вт? Например, новые автобусы ЛиАЗ, эксплуатирующиеся в г. Москва потребляют всего 40 Вт, потому что оснащены Дневными Ходовыми Огнями компании HELLA. Так что, если вы считаете расход топлива, имейте в виду эту информацию при выборе опционального оснащения размещая заказ производителю.

Говоря о пониженном расходе топлива при использовании ксенонового света, мы подразумеваем, что выброс углекислого газа в атмосферу также существенно сокращается. Компания HELLA уже давно применяет технологии в производстве, направленные на снижение выбросов СО2, не только в области светотехники, но также электрики и электроники, систем кондиционирования и охлаждения двигателя.

Так почему-же, мы не видим отечественных машин с ксеноновым светом, светодиодными фарами и фонарями, удобными и безопасными решениями? Сложившаяся на рынке ситуация вынуждает производителя бороться за снижение отпускной цены машин любой ценой. Каждое улучшение ведет к повышению себестоимости. В условиях постоянной борьбы за покупателя только покупатель может определить технологии за которые он готов платить. В модельном ряду Павловского автобусного завода есть машина с штатным ксеноновым светом, омывателем фар, но, к сожалению, это лишь единичный выставочный экземпляр. Поэтому, какие бы новые, технологичные и инновационные решениями не были доступны производителю, они не будут предложены покупателю в отсутствие спроса и интереса.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Автор
Оцените материал
0:0
Загрузка...