Лучше меньше, но... больше

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, НО... БОЛЬШЕ

ПО СЛЕДАМ БАГАЖНОГО ВАГОНА

В начале 80-х, когда на рынке появились вместительные автомобили, похожие на уменьшенные микроавтобусы, никто, даже их создатели, не рассчитывал на столь грандиозный рыночный успех. Машины, названные "по-американски" - мини-вэнами (van - фургон, багажный вагон), интересные, казалось бы, лишь узкому кругу покупателей - заядлым спортсменам или туристам, год от года становились все популярнее. Нынче "багажные вагоны" выпускают почти все крупные фирмы, мини-вэн готовит даже БМВ (см. ЗР, 2003, № 1).

Тенденция последних лет - на рынке все больше "вагонов" одного из самых популярных в мире классов: С, он же "гольф-класс" (длиной 3900-4400 мм). Модельный ряд без компактного вэна в наши дни выглядит неполным. Больше того: пятое поколение "Фольксвагена-Гольф" дебютирует в этом году именно мини-вэном с собственным именем "Туран" (см. ЗР, 2002, № 11).

Вагончики настойчиво вытесняют привычные грузопассажирские машины. Например, "Мицубиси" не предлагает в классе С универсалы, лишь мини-вэны. Конечно, любая классификация условна - популярный "Спейс Стар" иногда называют универсалом. Но по высоте и вместимости (см. табл. 1) этот автомобиль близок к категории "багажных вагонов". Кстати, на заре эпохи мини-вэнов у нас их называли "универсалами повышенной вместимости". Немного громоздкое определение точно характеризовало основное отличие этих машин от одноклассников - больший внутренний объем.

БОЛЬШЕ БАГАЖНИКА!

Попробуем вместе с конструкторами спроектировать современный компактный мини-вэн, сохранив "фундамент" - платформу автомобиля класса С. Длиной и шириной особенно не поиграешь. Иногда, правда, мини-вэн переходит в следующий класс. Например, "Опель-Мерива", представленный осенью прошлого года в Париже, создан на основе "Корсы" - автомобиля класса В. Но "переростки" - скорее исключение. В ширину вагоны вырастают по сравнению с одноклассниками - универсалами или хэтчбеками - максимум на 50 мм. У рекордсмена по этому показателю "ФИАТ-Мультипла" нет прямого аналога. Кстати, этот вэн короче универсала - одноклассника "Палио".

Сделать машину по-настоящему вагонной не удастся: небольшой капот необходим. Во-первых, "загнать" двигатель под салон легкового автомобиля невозможно. Во-вторых, строгие требования безопасности заставляют конструкторов заботиться о сминаемой при фронтальном ударе зоне кузова. Кстати, в Европе все чаще говорят о реанимации капотных грузовиков. А "носатые" мини-вэны выглядят на тестах по пассивной безопасности вполне достойно.

Итак, наращиваем автомобиль в высоту. "Автобусная" посадка водителя и пассажиров позволяет иногда даже прибавить еще один ряд сидений. Таков семиместный "Фольксваген-Туран". Впрочем, два дополнительных кресла - не самоцель, тем более, что при длине автомобиля до 4400 мм пассажирам заднего ряда тесновато. Важнее, что даже минимальный объем багажника высокого автомобиля составляет, как правило, 350-400 л, а максимальный...

Рекордсмен по этому показателю - "Мерседес-Бенц Ванео" (правда, в пятиместном варианте автомобиль заметно отстает от аналогов) сумел обогнать не только одноклассников, но и старшие машины. В солидный универсал "Мерседес-Бенц" класса С при сложенных задних сиденьях вмещается всего 1385 л поклажи - в два с лишним раза меньше, чем в коротенький "Ванео"!

Дополнительный внутренний объем позволяет также увеличить количество столь ценимых покупателями удобных "бардачков", кармашков, ниш, разместив их в том числе над головой ездоков, под высокой крышей. Обещают, что в "Фольксвагене-Туран" будет 39 "тайников". Только бы не забыть, что куда засунул!

Итак, кузов под стандартную платформу готов, осталось немного доработать подвески. В остальном мини-вэн почти не отличается от "одноплатформников".

СЧИТАЕМ "ПОТЕРИ"

Конечно, автомобиль не только подрос, но и располнел. Однако снаряженная масса выросла всего на 50-150 кг, а полная - на 100-200 кг. Это очень важные показатели. В грузовик машина не превратилась, ведь козырь мини-вэна - не грузоподъемность, а объем.

Дополнительные килограммы и миллиметры, разумеется, ухудшили аэродинамику, а значит - динамику. Но... значительно меньше, чем могло показаться на первый взгляд (табл. 2). Потери в максимальной скорости и динамике, по сравнению с классическими универсалами-одноклассниками, заметит разве что вооруженный точной аппаратурой испытатель на полигоне. Да и повышенный расход топлива, ощутимый лишь в городском цикле, - "копейки" по сравнению с возросшей вместительностью машины.

И наконец, цена. В Германии мини-вэн в среднем на 1300 евро дороже аналогичного универсала. Европейцам эта разница не кажется неподъемной. Они готовы доплатить за практичность и универсальность. Менее обеспеченные и более консервативные россияне пока не очень жалуют "багажные вагоны", хотя интерес к подержанным экземплярам все заметнее.

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

Универсальные автомобили (не в узком понимании грузопассажирского "сарая", а соединяющие в себе достоинства нескольких машин с разными кузовами) - "тема дня". Создатели большинства концепт-каров соревнуются друг с другом в строительстве трансформеров - универсал с отделкой представительского седана превращается в пикап и даже в кабриолет.

Современные компактные мини-вэны - воплощение "глобальной универсальности" в серийном производстве. По динамике, экономичности и управляемости нынешние "багажные вагоны" практически не уступают легковым автомобилям, по комфорту - близки к туристическому автобусу, по вместимости - соперничают с небольшими фургонами.

Вероятно, в классе С практичные вместительные мини-вэны (они же универсалы повышенной вместимости) будут и дальше вытеснять классические "сараи". Наверное, в популярности этих автомобилей отчасти повинна мода. Ведь большие семьи в Европе - редкость, да и громоздкую спортивную утварь возят не часто и не все. Тем не менее, потребители голосуют за универсальность евро. Их можно понять: "больше автомобиля за небольшие деньги" пока не придумали.

В основе просторного "Опеля-Мерива" "всего лишь" "Корса" - модель класса В.

Подчеркивая универсальность "Мерседеса-Бенц Ванео", фирма предлагает в качестве опции специальные комплекты оборудования, например для заводчиков собак.

Сделав автомобиль необычно широким, конструкторы "ФИАТ-Мультипла" сумели разместить в нем шесть сидений.

Внутри небольшой "Тойоты-Королла Версо" 22 "бардачка" суммарным объемом 56 (!) литров.

Подпишитесь на «За рулем» в