Итоги 2011 года: шторм во время штиля

Кризис стран еврозоны негативно повлиял на продажи автомобилей в Старом Свете. Россия на этом фоне демонстрирует устойчивый рост.

ЕВРОПА НАМ НЕ УКАЗ

Германский авторынок, самый крупный в Европе, штормило весь год – только осенью он смог вновь набрать обороты. В целом за год продажи в Германии выросли на 9% (продано 3,2 млн. автомобилей). А вот французский рынок упал на 2% (2,2 млн. машин). Неожиданно плохо расходились национальные марки – по сравнению с 2010 годом они потеряли 7%. Еще глубже провалился итальянский рынок: минус 11%. В 2011 году там купили 1,75 млн. автомобилей. По данным же испанской ассоциации автопроизводителей ANFAC, в стране продано всего 810 тыс. машин – падение на 18%.

На других континентах ситуация тоже не слишком радостная. Японский рынок хоть и демонстрировал в течение последних месяцев положительную динамику, по итогам года так и не смог выйти в плюс. Даже темпы роста китайского рынка, ныне крупнейшего в мире, замедлились. И только США после нескольких лет спада сумели показать положительную динамику – рост на 10%!

А вот российский рынок на фоне кризиса европейской валюты, долговых скандалов в Америке, череды гражданских войн в Африке, цунами в Японии рос как на дрожжах и по итогам года показал немыслимый прирост в 39%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 12 месяцев в России продано 2 653 408 легковых и легких коммерческих автомобилей. И только в декабре рынок чуть сбавил темп, но все равно прибавил 23% (251 414 машин).

Причин несколько. Главные – всё еще остающийся неудовлетворенным спрос (в Европе 400 автомобилей на 1 тыс. населения, у нас чуть более 220) и рост доходов россиян в прошлом году. Пользуясь ростом мировых цен на нефть, правительство в предвыборном году буквально накачивало страну бумажными деньгами. Набирало обороты и автокредитование: в 2011-м оно помогло купить каждый третий автомобиль, причем кредит на каждый десятый из них субсидировало государство. Сограждане, похоже, пришли к выводу, что копить деньги сегодня рискованно (да и непонятно, в какой валюте хранить: все шатаются) – так не лучше ли вложить дешевеющие бумажки в мечту всей жизни? Нет, не в квартиру – жилье в нашей стране чудовищно дорого, но хотя бы в машину… И рынок рос, несмотря на «всемирный штиль».

ПАРАД ПЛАНЕТ

Какие же машины выбирали россияне? Бессменным лидером остается АВТОВАЗ. Правда, жил он по своим законам, отличным от рыночных. В начале года – бурный рост, но в июне спрос на «лады» стал падать: завершилась государственная программа утилизации. В самом конце – еще один спад: покупатели замерли в ожидании бюджетной «Гранты». Тем не менее за 2011 год АВТОВАЗ реализовал 578 тыс. автомобилей – на 11% больше, чем годом ранее.

Лидером продаж впервые стала «Калина» (142, 9 тыс. машин, рост на 31%). На вторую строчку опустилась лидировавшая много лет «Приора» (рост на 11%). Очень сильно – на 19%! – сократился сбыт «классических» моделей АВТОВАЗа, сборка которых переехала на «ИжАвто». Не помогают даже огромные скидки, которые дают и завод, и дилеры. Стало окончательно ясно, что держались эти модели только благодаря госпрограмме утилизации, теперь место им – в истории. Видимо, и в Ижевске «классика» доживает последний год: скоро ее окончательно подвинет «Гранта». Другой ветеран сдаваться не собирается: на 36% выросли продажи «Лады 4×4» (в народе – «старая» «Нива»). Но и ей обещают замену уже через год.

В лагере иномарок значительные перемены, хотя лидерство сохранил «Шевроле» со 173,5 тыс. машин (плюс 49%). Но конкуренты не дремлют! Гораздо быстрее прогнозов выросли продажи «Хёндай» (плюс 88%), «Рено» (60%), «Киа» (47%), «Ниссана» (74%). А «Фольксваген» прибавил вдвое! «Хёндай» и «Киа» резко рванули в прошлом году благодаря появлению в России двух доступных моделей – «Соляриса» и «Рио».

«Солярис» вообще добился феноменального успеха. Седан, впервые показанный публике осенью 2010 года, появился в продаже в феврале 2011-го, хэтчбек – в июле, но по итогам года новинка стала самой популярной иностранной моделью: 97 243 проданные машины. «Форду-Фокус» пришлось уступить лидерство, которое он удерживал много лет. Формально на третье место переместился «Рено-Логан». Расклад поменяется, если суммировать продажи седана «Логан» и хэтчбека «Сандеро» (французы, в отличие от корейцев и американцев, позиционируют их как разные модели). Тогда получится, что бюджетная модель «Рено» – первая (в сумме 127,8 тыс. машин). Но это уже нюансы. Главное, что «россиян» стремительно теснят «иностранцы», пусть и нашей сборки. В затылок «Калине» и «Приоре» дышат сразу три-четыре иностранные модели, причем некоторые из них по итогам нескольких месяцев уже обгоняли «Ладу»…

Другие подробности: самым популярным иностранным кроссовером остается «Ниссан-Кашкай», а самой продаваемой премиум-моделью – «Мерседес-Бенц» С-класса. И еще: похоже, китайцы снова выступили в поход на российский рынок. Некоторые марки показали очень приличный рост за прошлый год: «Лифан» – 133%, «Грейт Уолл» – 86%, «Джили» – 212%. Выглядит впечатляюще, но в абсолютных цифрах – не очень.

И еще один маленький, но многозначительный факт. Если по общему объему продаж мы недотянули до рекордного 2008 года, когда россияне приобрели 2,9 млн. автомобилей, то по средней стоимости покупки докризисный уровень уже превзошли. Как рассчитал партнер аналитической компании PWC в России Стэнли Рут, средняя цена нового легкового авто в 2011 году составила 23,5 тыс. долларов, а это на 5,4% выше прежнего рекорда, установленного в 2008-м, – 22,3 тыс.

НЕТ ПРОРОКА

По прогнозам Ассоциации европейского бизнеса, в России в 2012 году продажи вырастут еще на 12% – до 2,8 млн. автомобилей. Но в прошлом году, например, эксперты этой организации меняли свой прогноз трижды и все-таки, хоть и незначительно, ошиблись в конечном результате. Происходит это не от непрофессионализма аналитиков, – рынок в России зависит от множества политических и экономических факторов; на него могут повлиять как итоги очередных президентских выборов, так и мировые цены на нефть.

По осторожным прогнозам, в этом году цена барреля будет колебаться около 100 долларов; рост российского ВВП в таком случае составит около 3%, а уровень инфляции – не выше 6,5%. Это неплохие показатели, и тот же Стенли Рут прогнозирует, что «в текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост». Но он же подчеркивает: в целом ситуацию на российском рынке очень трудно предсказать даже на короткий период, поэтому надо (на всякий случай!) «быть готовыми быстро отреагировать на возможные изменения».

СПРАВКА

В 2011 году на территории России собрано более 1,7 млн. автомобилей – рост 45%. Это исторический рекорд! Из них 800 тыс. – иномарки. То есть примерно 65% проданных на нашем рынке машин – российского производства. По прогнозам Минэкономразвития, в 2012 году в России соберут 2,6–2,8 млн. автомобилей, а к 2018-му – до 3,5 млн.

Подпишитесь на «За рулем» в