Музей военных автомобилей: в тылу врага

Не все автомобильные музеи стремятся к широкой известности. Мы лишь случайно узнали об удивительном собрании военных автомобилей, расположенном в ближайшем предместье итальянской столицы.
«Лянча»

Проникновение в коллекцию Музея истории моторизации армии напоминало шпионский роман времен холодной войны. Такси тормозит перед шлагбаумом, из будки выходит солдат, и после короткой словесной перепалки водитель отказывается везти дальше, – оказывается, мы заехали в военный городок базы НАТО. Пугаться не надо – музей за углом. Еще одна проходная, у меня забирают паспорт, после чего караульный долго совещается по телефону с начальством, пускать ли потенциального противника на режимную территорию.

Я пока вне подозрений: получаю табличку визитера, а в сопровождение – мальчика-рядового. Передо мной все достижения итальянской промышленности за сто с лишним лет, причем не только военной и не только автомобильной. Когда в 1955 году управление армейской автомобильной службы решило собрать в одном месте все известные образцы служивших в армии машин, в эту же компанию стали стягивать также танки, артиллерию, инженерную технику. В итоге сейчас на территории музея находится около трех сотен автомобилей и мотоциклов и около 60 единиц бронетанковой техники. А в придачу множество других исторических артефактов – личное оружие, документы, образцы снарядов, ракет и бомб, вплоть до наборов полевой посуды. И автомобили в музее не только армейские: первый итальянский экипаж с двигателем внутреннего сгорания, спортивный «Альфа Ромео» Тацио Нуволари, официальный транспорт президентов республики – все они тоже здесь.

Но главная тема собрания – конечно, военные авто. Итальянская армия примерила автомобиль в числе первых (еще в 1903 году), а в период между двумя мировыми войнами разработала массу оригинальных образцов. Большинство из них сохранилось до нашего времени и экспонируется здесь. Будете в Риме, не пожалейте времени, прокатитесь в южный пригород Чечиньола, – вас наверняка удивит большое число любопытных машин.

MUSEO STORICO DELLA MOTORIZZAZIONE MILITARE

Рим, Чечиньола, виале делл'Эсерчито, 170.

Открыт для посещения в субботу с 9.00 до 12.30.

Вход бесплатный.

«Лянча» в 1930-е годы исправно выполняла заказы режима Муссолини. На шасси ее легковых моделей устанавливали самые разнообразные спецкузова – штабные, медицинские, радиорубки. А вот эту самую маленькую и самую популярную в гамме модель «Аугуста» с 1,2-литровым мотором фирменной компоновки V4 превратили в утилитарный пикап.

Несмотря на неказистую внешность, этот крохотный грузовичок размером с «уазик» – настоящий шедевр. «ОМ Аутокарретта-32» (число – год начала производства) создавался для перевозки грузов весом до 800 кг и буксировки прицепов массой до тонны по узким горным дорогам в африканской жаре. Специфические условия эксплуатации предопределили массу уникальных черт конструкции. Помимо полного привода у машины четыре управляемых колеса, независимая подвеска по кругу с поперечными рессорами и внушительный дорожный просвет в 250 мм. Военным и этого набора казалось недостаточно, а потому на поздних сериях внедрили еще понижающую передачу в трансмиссии.

Инженер Уго Павези произвел настоящую революцию в стане военных машин. Еще в 1914 году он спроектировал уникальный артиллерийский тягач. Мало того, что с полным приводом, – его основа разделена на две соединенные шарниром части, а это давало невиданные возможности для маневра и проходимость. Спустя десять лет в модели P4.100 конструкция была доведена до совершенства. Тягач на огромных литых колесах с откидными стальными грунтозацепами, имея двигатель всего в 57 сил, легко тянул прицепы массой до 12 т. Конструкция тягачей «Павези» оказалась столь удачной, что они применялись в итальянской армии вплоть до Второй мировой войны, а лицензию на их производство купили несколько стран, в том числе Великобритания.

Постоянное участие Италии в войнах на территории Северной Африки раньше других подтолкнуло ее к разработке машин для особо тяжелых условий. Одна из первых попыток – «Фиат-F2», легкий однотонный грузовик с 20-сильным мотором, непосредственный предшественник модели «15 Тер», которая впоследствии стала образцом для первого советского грузовика АМО. На F2 военные устанавливали самые разные спецкузова, этот – для перевозки раненых.

Этот «Фиат-Тип 4» 1910 года выпуска служил королю Виктору Эммануилу III для выездов на передовую во время Первой мировой. Шестиместная машина, сделанная по военной спецификации, весила более 2 т. Весьма прогрессивный для того времени четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 5,7 л развивал приличные 45 сил и разгонял машину до 75 км/ч.

В колониальных войнах итальянцы чувствовали себя порой, как на легкой прогулке. Неудивительно, что для воинской повинности заказывали даже легковую «Альфу Ромео». Специально для высших офицерских чинов с 1939 года выпускались спортивные кабриолеты 6С 2500 с упрощенным, колониальным кузовом. Но начинка была такая же утонченная, как у гражданских версий: мотор рядный, шестицилиндровый, с двумя верхними распредвалами, развивал 90 л.с. Коробка передач – редкая по тем временам четырехступенчатая. Подвеска полностью независимая. Единственным армейским дополнением в механической части была блокировка дифференциала для преодоления бездорожья. Таких колониальных кабриолетов сделали примерно полторы сотни.

Уже в 1930-е годы итальянские компании стали активно использовать на грузовиках, включая армейские, компоновку «кабина над двигателем». Поэтому, когда в конце 1940-х «Фиат» получил разрешение возродить производство армейской техники, он просто возобновил выпуск довоенных моделей «Довунке», разработанных фирмой «Спа». Машины оснащались дизельными моторами, односкатными колесами – словом, несмотря на возраст, ничем не отличались от новейших моделей. Последние образцы этого семейства сняты с вооружения лишь в 1970-х.

Новое семейство тактических грузовиков на смену «Довунке», освоенному еще до войны, «Фиат» разрабатывал с начала 1960-х. Первые серийные машины сошли с конвейера в 1969-м. На фото – тягач 6605 ТМ 69, выпущенный во второй половине 1970-х годов, уже после образования международного синдиката «Ивеко». Он был оснащен более мощным, чем у других моделей семейства, шестицилиндровым дизелем в 260 сил. Пожалуй, это последняя оригинальная армейская разработка фирмы, – в дальнейшем военные грузовики создавали на основе более дешевых гражданских моделей.

Визит королевы Елизаветы II в Италию в 1961 году очень удачно совпал с намерением президента Джованни Гронки обновить правительственный автопарк. Стремясь не ударить в грязь лицом перед британским монархом и превзойти в роскоши королевский «Роллс-Ройс», заказали четыре парадных кабриолета на базе удлиненной «Лянчи-Фламиния». Времени на постройку было критически мало, но взявшая подряд «Пининфарина» обещала все успеть в срок. Правда, обойтись своими силами она все же не смогла. Различные сервоприводы (для окон, мягкого верха и прочего) пришлось заказывать у «Дженерал моторс» – в Италии тех лет они не применялись даже на самых дорогих машинах.

И после войны итальянцы не переставали удивлять нестандартными конструкциями. Перед нами «Механический мул» – уникальное транспортное средство для альпийских стрелков. В 1961–1962 годах 500 образцов этой машины выпустила фирма «Мото Гуцци». Собственно мотоциклетным у этой машины оставался только мотор V2 воздушного охлаждения. Любопытно, что ведущими у этого трицикла были все колеса, – переднее крепилось консольно, крутящий момент к нему подавался посредством сложной системы из карданных валов и зубчатых передач. Еще у этой машины можно было изменять (в зависимости от ширины тропы) заднюю колею. А если дорога была совсем плохая, то на задние колеса с помощью дополнительных катков надевались гусеницы.

Подпишитесь на «За рулем» в