Русский Runflat: На ободах

Русский Runflat: На ободах

Сегодня не повезет заднему правому колесу нашей «Приоры». В распоряжении ее водителя переговорное устройство и два огнетушителя. Пост наблюдения оборудовали в другой машине, ее экипаж – водитель, фотограф и оператор-летописец, поддерживающий радиосвязь с «Приорой». Полсотни километров со скоростью 90 км/ч – для рабочего разогрева шин, и автомобиль «прокалывает» обреченное колесо. Часы показывают 10:29, одометр – нули.

ХРОНИКА СОПРОТИВЛЕНИЯ

10:29.38. «Полет нормальный!» Заданная скорость – 40 км/ч. Первые снимки фиксируют состояние спущенной покрышки: в зоне контакта с дорогой ее боковина сложилась пополам. Шина издает легкий гул. Водитель делится впечатлениями: «»Трясется руль, вибрируют педали и рычаг коробки передач, слегка поют панель приборов и обивки дверей. Машина идет ровно, от намеченной траектории отклониться не пытается«».

10:32.30. Ничего не происходит, и потому три минуты кажутся вечностью. Вспоминаем тест «ранфлэтов», проведенный некоторое время назад: самая слабая шина обнажила нити корда через 167, а самая стойкая – после 566 километров. Интересно, выдержит ли наша хоть пару десятков километров? Инфракрасный термометр показывает, что температура «пустой» шины – плюс 41 градус, то есть вполне рабочая. И резерв ее пока не исчерпан. Просим водителя прибавить скорость и рассказать о поведении автомобиля.

10:34.30. Скорость 60 км/ч. Гул стал громче. Водитель докладывает: «Усилилась вибрация. Никаких поползновений на уход в сторону». Температура резины поднялась до 53 градусов.

10:36.05. Шина нагрелась до 68 градусов, хотя на улице всего плюс два. Даем команду вернуться на прежнюю скорость.

10:38.02. Скорость 40 км/ч, температура выросла до 87 градусов. В шуме погибающей шины слышен хруст ломающегося стального каркаса, появился легкий дымок. Водитель подтверждает металлический характер шума.

10:39.52. Резина остыла до 74 градусов. Шина гремит, будто по асфальту катится ведро с болтами. Дым усилился, хотя дорогу не застилает – дизельные грузовики иной раз чадят сильнее.

10:40.54. «Покойник» мало-помалу остывает – до 68 градусов, дымок уменьшается, «ведро» катится более глухо. На боковине покрышки вырос плавающий по окружности пузырь.

10:43.18. По рации слышим: «Машина начала рыскать, появились новые стуки, будто куски покрышки хлопают по кузову».

10:45.12. Рябь на шине полностью исчезла, но появились диаметральные разрывы – начался отрыв протектора. Временами через сквозные дыры в боковинах можно увидеть центральную часть обода.

10:48.20. Колесо с измочаленной шиной начинает подскакивать, будто машина идет по стиральной доске. Амплитуда скачков увеличивается, летят ошметки резины. Водитель сообщает, что «скачет, как на коне». Загорается лампочка, сигнализирующая о неисправности ABS.

10:51.03. Жесткие удары по кузову. От машины отлетает кусок заднего фартука, а от покрышки – большие клочья резины.

10:53.12. На арке кузова появляются капли темной смолянистой жидкости. Слышен хруст выламываемого подкрылка.

10:53.38. Остатки локера вылетают на дорогу.

10:54.24. Окончательно отрывается протекторная часть шины – полное разрушение. Обод с остатками резины касается асфальта. Стоп, приехали!

Шина в нашем эксперименте продержалась менее получаса. За это время удалось отъехать от места «прокола»… всего на 17 километров 100 метров.

ИГРА И СВЕЧИ

Особенно далеко уехать на спущенном колесе не получилось, но и небольшого пробега хватило, чтобы получить кое-какую информацию из первых рук. За эти нелегкие 17 километров машине крепко досталось. Потери «убитыми» – вырван локер, порван фартук, повреждена оплетка троса ручника, «ранеными» – выкрошен кусок заднего бампера со стороны колеса, вывернут кронштейн крепления троса ручника к задней балке, задраны внутренняя отбортовка арки и элементы порога на его торце, антикоррозионная мастика местами стерта до металла. Кроме того, есть натиры на рычаге балки, амортизаторе и наливной трубе бензобака. Хорошо, что остались целы тормозные трубки и провода, идущие к датчику ABS.

С увеличением нагрузки, скорости, температуры воздуха и асфальта, при наличии поворотов «убийственный» пробег будет лишь сокращаться. Особенно опасна разрывающаяся на части шина впереди: там поблизости тормозные шланги и есть где размахнуться отрывающемуся протектору – объем под передним крылом больше, чем сзади. Тогда не обойтись без кузовных работ.

Мы проехали на «пустой» шине более 17 километров – вспомните об этом, если пробьете колесо посреди дороги, на переезде, в другой опасной ситуации.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Ехать на спущенном колесе можно! Есть ситуации, разрешить которые без потерь не удастся, но вполне реально обойтись малой кровью. Держите минимально возможную скорость и не крутите без нужды рулем. Помните, что куски протектора могут повредить машину – будьте осторожны.

Всегда можно, пробив колесо, съехать для его замены на обочину, а не затевать ремонт вблизи осевой. Прожеванной шине все равно не поможешь, зато работать будете в относительной безопасности. Если же шина еще годна, то 20–30 метров на малой скорости преодолеет без особых последствий.

А чтобы вам не пришлось повторять наш эксперимент, проверьте запаску, инструмент и компрессор (насос).

Подпишитесь на «За рулем» в