Третий ряд - для детей
РОДОСЛОВНАЯ
"Кашкай" дебютировал весной 2007 года. В том же месяце стартовали продажи в России. Это был первый автомобиль компании, полностью разработанный и собранный в Европе для местного рынка, хотя его продают также в ЮАР и Японии. Облик модели создали в европейском дизайн-центре компании, испытания проводили на дорогах Испании и Скандинавии, а собирают машины в английском Камберленде. Изначально выпускали только пятиместный вариант, но уже через полтора года появилась версия с приставкой "+2", способная увезти семерых седоков. В нашей стране ее продают с октября 2008 года.
Увеличение пассажировместимости повлекло за собой внесение значительных изменений в конструкцию: колесную базу расширили на 135 мм (до 2765), длину увеличили на 211 мм (до 4526), а общую высоту – на 38 мм (до 1643). Это позволило не только установить третий ряд сидений (правда, на нем более или менее сносно могут уместиться разве что дети), но и увеличить пространство для ног пассажиров среднего ряда на 23 мм. Прибавка не самая выдающаяся, но на практике весьма ощутимая. Подвергли изменениям и большинство кузовных элементов. Особенно это коснулось задней части. Так, появились новые пятая дверь, задний бампер, задние двери (более широкие) и т. д. Не обошли вниманием и техническую начинку, так как масса машины увеличилась примерно на 100 кг: изменили настройки подвески, перенастроили электроусилитель руля, на самых мощных версиях (они с 17-дюймовыми колесами) увеличили диаметр тормозных дисков.
За дополнительные два места и "довесок" к объему багажника переплатить придется не так уж и много.
Специальной адаптации для нашего климата автомобили не проходили, но, как утверждает производитель, все официально продающиеся в России машины соответствуют спецификациям моделей, предназначенных для стран Северной Европы, а минимальная температура, при которой проходили испытания, составила –35ºС.
С конкурентами ситуация весьма неоднозначная, ведь "Кашкай" многие считают родоначальником класса компактных кроссоверов. Явный соперник, пожалуй, лишь "Додж-Калибр", но он продается у нас только в переднеприводном исполнении. Реально машине приходится состязаться за покупателя с популярными моделями С-класса, такими как "Тойота-Королла", "Мазда-3", "Мицубиси-Лансер", "Форд-Фокус" и т. п. К конкурентам относят также "Фольксваген-Кросс Гольф", "Форд-Фьюжн", "Сузуки-Игнис" и т. д.
КОМПЛЕКТАЦИИ
Как уже отмечалось, эта модель "Ниссана" представлена в двух версиях. Самый дешевый пятиместный кроссовер стоит 726 тысяч рублей, семиместный – на 51 тысячу рублей больше. Не такая уж существенная доплата за дополнительные два места и 90 л багажа. К тому же в более вместительной модификации средний ряд сидений может перемещаться в продольной плоскости на 100 мм. Седоки это, несомненно, оценят, хотя ногу на ногу закинуть по-прежнему не смогут. Наш выбор – версия "+2".
Список оборудования базовой комплектации ХЕ весьма обширен. Он включает в себя фронтальные (с двухступенчатой системой раскрытия) и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, боковые шторки безопасности на окнах, активные подголовники, передние ремни с преднатяжителями, антиблокировочную систему тормозов (ABS) с распределением тормозных усилий (EBD), систему стабилизации (ESP, только с двигателем 2,0 л), крепления ISOFIX на втором ряду сидений, кондиционер, центральный замок, иммобилайзер, электроусилитель рулевого управления, подогрев передних сидений и боковых зеркал, оснащенных электроприводом, электростеклоподъемники всех дверей, регулируемые по высоте рулевую колонку и водительское сиденье, бортовой компьютер, самозатемняющееся зеркало заднего вида, омыватели фар, магнитолу 2DIN с "блютусом" и "хендс фри", CD-проигрывателем, поддерживающим МР3, и четырьмя динамиками, выход AUX, 16-дюймовые стальные колеса с декоративными колпаками и т. д.
Более продвинутая SE отличается наличием двухзонного климат-контроля, электропривода складывания зеркал, круиз-контроля, датчика дождя, передних противотуманных фар, поясничной поддержки на водительском сиденье, заднего подлокотника с подстаканниками, окраской зеркал и дверных ручек в цвет кузова, 17-дюймовых лекгосплавных колесных дисков и т. д. SE+ выделяется лишь отделкой салона однотонной черной тканью, но это касается только версии "+2". У простого "Кашкая" две комплектации SE+ (коды E-AAQ и EUAAQ). Первая соответствует аналогичной для семиместных машин, а вторая – более продвинутой LE и дополнительно оснащается камерой заднего вида с цветным дисплеем, улучшенной "музыкой" с шестью динамиками и навигацией. Самая богатая LE+ добавляет ко всему перечисленному кожаную отделку салона и специально настроенную аудиосистему Bose с шестью динамиками и сабвуфером. Существует и около десятка специальных версий, которые отличаются от стандартных наличием дополнительного оборудования.
Мы остановили свой выбор на комплектации SE+. Дело в том, что первоначальная ХЕ не настолько дешевле, насколько беднее. Разница между ними составляет 39,4 тысячи рублей. Для SE механическая коробка передач не предусмотрена, а нас интересует именно она (но об этом чуть позже), а переплачивать от 70 до 115 тысяч рублей за камеру с цветным дисплеем, более продвинутую "музыку", ксенон и кожаный салон мы посчитали нецелесообразным.
Как и для большинства японских автомобилей, никаких дополнительных опций производитель не предлагает. Зато проще определиться с выбором.
СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ И ТРАНСМИССИЯ
Российским покупателям доступны лишь два бензиновых атмосферных двигателя: 1,6 л (114 л.с.) HR16DE и 2,0 л (141 л.с.) MR20DE. Оба 16-клапанные, оборудованы системой изменения фаз газораспределения для впускных клапанов и многоточечной системой впрыска топлива. Большинство корпусных элементов для облегчения веса изготовлено из алюминия. У более мощного к тому же значительно уменьшено внутреннее трение благодаря применению специальной техники обработки поверхностей, которую обычно используют при доработке гоночных двигателей. Европейцам также предлагают два дизельных двигателя с турбонаддувом, разработанных партнером по альянсу – компанией "Рено": 1,5 л (103 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.). Интересно, когда до нас очередь дойдет?
Бензиновый 1,6-литровый двигатель агрегатируется с 5-ступенчатой механической коробкой. Более мощный силовой агрегат работает в паре уже с 6-ступенчатой КП или бесступенчатым вариатором CVT, который позволяет экономить топливо и сокращает выбросы СО2. Он может работать как в автоматическом режиме, так и в полуавтоматическом. В последнем случае можно самостоятельно выбирать одну из шести фиксированных передач.
"Кашкаи" выпускают как с переднеприводной трансмиссией, так и с полноприводной. Последняя, с фирменной системой ALL-MODE 4×4, для распределения крутящего момента между колесами и осями использует электронные, а не гидравлические устройства и позволяет выбирать один из трех режимов движения: передний привод, режим Lock, в котором блокируется межосевая электромагнитная муфта и момент между передней и задней осями распределяется в соотношении 50:50, а также режим Auto, в котором электроника отслеживает проскальзывание колес и сама решает, когда задействовать полный привод. Данной системой оборудуют только самые мощные версии автомобиля.
Многие приобретают эту модель "Ниссана" именно с 1,6-литровым двигателем и соответственно в переднеприводном исполнении. В основном из-за относительной дешевизны подобной модификации. Но, на наш взгляд, "Кашкай" стоит покупать с полным приводом. Пусть он не настоящий вседорожник, а всего лишь паркетник и в пампасы на нем лучше не соваться, но этого от него никто и не требует. Его удел – уверенное поведение на скользких покрытиях, возможность съехать на лужайку, доехать до дачи по разбитому проселку и зимой припарковаться в нерасчищенном дворе. Живем-то мы не в солнечном Марокко и снег у нас зимой выпадает часто и всякий раз неожиданно для коммунальных служб. Механическую коробку мы тоже выбрали неспроста, ведь, как показывает практика, вариаторы не очень любят пробуксовку и частенько из-за нее перегреваются и выходят из строя. Переплатить за все четыре ведущих придется порядка 80 тысяч рублей, а реализовать такой автомобиль на вторичном рынке будет куда проще.
БЕЗОПАСНОСТЬ
В 2007 году EuroNCAP провела крэш-тесты пятиместной модели. Автомобиль заработал максимальные пять звезд. За фронтальный и боковой удары "Кашкай" получил наивысшие оценки (по 16 баллов), продемонстрировав отличную защищенность всех частей тела пассажира и водителя, за исключением груди последнего. Машину подвергли также дополнительному тесту, имитирующему боковой удар о столб или дерево (автомобиль сталкивают с жесткой вертикальной конструкцией диаметром 254 мм на скорости 29 км/ч). И здесь эксперты отметили высокий уровень защиты. Дополнительные баллы в общую копилку подбросили за сигнализатор, предупреждающий о непристегнутых ремнях.
О детях производитель тоже не забыл. В автомобиле предусмотрены крепления стандарта ISOFIX, а фронтальная пассажирская подушка безопасности отключается, что позволяет устанавливать на переднее сиденье креслица групп 0 и 0+ (монтируются спинкой вперед). Все это позволило заработать максимальное количество баллов при лобовом и боковом ударах, но общую оценку снизили за недостаточную информативность и наглядность инструкции по установке креслиц и указателей расположения их креплений. В итоге четыре звезды. За защиту пешеходов дали только две из четырех возможных. Бампер автомобиля оказался благосклонным к ногам пешеходов, а вот верхняя кромка капота подкачала – не заслужила ни одного балла.
В крэш-тестах EuroNCAP за защиту пассажиров при фронтальном и боковом ударах автомобиль получил наивысшее количество баллов.
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Гарантия на все машины составляет три года или 100 тысяч км. Техобслуживание предусмотрено каждые 15 тысяч км или 12 месяцев. Многие дилеры рекомендуют провести так называемое "нулевое" ТО, в ходе которого меняют масло и масляный фильтр. Оно сугубо добровольное и обойдется примерно в 5 тысяч рублей.
Стоимость первого, третьего и пятого ТО, в каждое из которых также включена замена масла и масляного фильтра и проверка основных узлов и агрегатов, составит в среднем 9 тысяч рублей. На втором, помимо прочего, заменят воздушный и салонный фильтры, свечи зажигания и тормозную жидкость, за что попросят около 18 тысяч рублей. Самое дорогое обслуживание предстоит через 90 тысяч км, обойдется оно примерно в 21 тысячу рублей. Немаленькая цена обусловлена дополнительной заменой охлаждающей жидкости двигателя и масла в трансмиссии. Прямо скажем, недешево, но – любишь кататься, люби и саночки возить, особенно если они полноприводные.
Очередей ни на обслуживание, ни на новые автомобили не наблюдается. Помню очереди на "кашкаи" длиною в год. В ту пору некоторые покупатели даже не видели машину вживую перед заказом, потому что их просто не было в наличии – распродавались даже выставочные экземпляры. Сейчас с покупкой никаких проблем, подождать придется лишь редко востребованные комплектации. Свои услуги по продаже и обслуживанию данной модели в Москве предлагают 16 дилерских центров, а всего по России их 75 в 49 городах.
Больше всего претензий владельцы предъявляют к весьма жесткой подвеске, недостаточной шумоизоляции и электроусилителю руля из-за его неинформативной обратной связи. К числу основных болячек можно отнести хруст и скрип опорных подшипников стоек, замыкание реле вентилятора охлаждения радиатора (продолжает работать после выключения зажигания), дребезжание глушителя, стуки задней опоры двигателя, течь бензина при полном баке (требуется замена прокладки топливного насоса или бака целиком), гул при скорости 80–90 км/ч и вибрация педали газа (обычно помогает замена подшипников передних ступиц), выход из строя задних амортизаторов, невозвращение наружных дверных ручек в исходное положение (дверь при этом не закрывается) и стуки замка багажника (это лечится, как правило, только обматыванием изолентой). Большинство проблем встречается лишь на машинах первых лет выпуска, и дилеры, как правило, устраняют их по гарантии.
УГОНЯЕМОСТЬ И ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
Когда начались продажи автомобиля, страховщики, учитывая ажиотажный спрос, полагали, что он станет весьма популярным и у представителей криминального бизнеса. Это, само собой, отразилось на стоимости полиса каско. Но, как утверждает милицейская статистика, "кашкаи" угоняют не так часто, поэтому со временем страховые компании умерили свои аппетиты. Нынче вожделенный "оберег" можно приобрести за 6–8% цены автомобиля.
Во всех комплектациях за сохранность автомобиля отвечает только иммобилайзер. Тем не менее специалисты Тэтчемского исследовательско-технологического центра (Беркшир, Великобритания; специализируется на оценке противоугонных средств) поставили данной модели за ее стойкость ко взлому четыре звезды из пяти возможных.
С ликвидностью на вторичном рынке особых проблем возникнуть не должно. За первый год эксплуатации автомобиль теряет примерно 10–15% первоначальной стоимости, а за каждый последующий – 7–10%.
В целом эта ниссановская модель весьма полюбилась нашим соотечественникам, о чем красноречиво говорит статистика продаж: за 2008 год в России было продано почти 32 тысячи машин, что, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, позволило "Кашкаю" занять 18-е место в рейтинге наиболее популярных иномарок в России. И это учитывая, что автомобиль отнюдь не бюджетный. Семиместная версия появилась на нашем рынке в довольно сложный период, и это заметно сказалось на продажах, но все плохое рано или поздно закончится и тогда будет ясно, какой же все-таки оценки она заслуживает на самом деле.
Как показывает расчет, "Кашкай" (индекс ЗР – 24) в эксплуатации обходится относительно недорого, но это во многом следствие его немалой первоначальной стоимости.
ИНДЕКС ЗР
Рассчитывается как разность между двумя величинами. Первая – предельно допустимое значение стоимости эксплуатации автомобиля в течение года, которое, по нашему мнению, подкрепленному сложившейся практикой, не должно превышать 40% первоначальной стоимости машины. Вторая – отношение расходов на эксплуатацию конкретной модификации за первые 30 тысяч км пробега к его первоначальной цене (выраженное в процентах). Учитывается стоимость полисов ОСАГО и каско (цена первого установлена законодательно, для второго берем среднее значение), транспортный налог (по данным налоговой службы), стоимость плановых ТО (по регламенту и расценкам официальных дилеров), затраты на топливо (рассматриваем рекомендованное заводом-изготовителем и указанный им расход в смешанном цикле). Вычитая из первой цифры вторую, получаем индекс ЗР. Чем он больше, тем относительно дешевле эксплуатация. К примеру, для выбранного нами «Кашкая» расходы на эксплуатацию за первые 30 тысяч км составляют 16% его цены. Этот показатель мы вычитаем из максимальных 40% и получаем индекс, равный 24.