Электрическая Volvo C30: первый тест-драйв
Авто на электротяге заявляют о себе всё громче – многие фирмы их уже выпускают или вот-вот запустят в производство. Но массовыми они пока не стали (доля на рынке в 2011 году – всего 0,1%). И дело не только в дороговизне или отсутствии соответствующей инфраструктуры. Один из главных недостатков таких машин – неприспособленность к зимним условиям эксплуатации: при минусовой температуре запас хода слишком мал. С этим мы столкнулись при испытаниях «Мицубиси i‑MiEV». Впрочем, данный вопрос наверняка вскоре будет снят, в чем я убедился на испытаниях электрического «Вольво-С30» за полярным кругом.
ЗЕЛЕНЫЙ, БЕЛО-ГОЛУБОЙ
Куда ни глянь, белым-бело. Другие цвета здесь, в пригороде Кируны, встречаются редко. Из окна самолета казалось, что там, на земле, крепко за тридцать. На самом деле чуть ниже нуля. Ну и как испытывать машину – где суровые зимние условия? Но электрические С30 (все, как один, бело-голубые) для нас хранили в специальных охлаждаемых боксах, в которых постоянно –25 ºC! Отсоединяю сетевой кабель от вольвовского носа, пускаю двигатель, включаю на полную катушку обогрев салона. Спустя три минуты внутри уже тепло, а через пять – Ташкент. Не то что электрокарам, не всякой обычной машине такое удается! Самое удивительное: заряд батареи при этом практически не снизился. Ведь прогревает салон автономный обогреватель, работающий на биоэтаноле или бензине. При максимальной мощности он расходует литр топлива в час.
Вообще, у С30 есть еще две климатические установки. Для электромотора и управляющей электроники предусмотрено жидкостное охлаждение. Вдобавок есть обогрев (а в жаркую погоду – охлаждение) литиево-ионных аккумуляторов. Он включается автоматически, как только температура упадет ниже –15 ºC.
Аккумуляторов тут два: один в центральном туннеле, второй под задними сиденьями. Поэтому в сравнении со стандартной «тридцаткой» ни салон, ни багажник электроверсии теснее не стали. Но машина существенно потяжелела: каждая из батарей весит по 140 кг. Это не считая прочего сопутствующего оборудования. Еще одна проблема: не предусмотрена экспресс-зарядка, а ведь практически у всех конкурентов она имеется. Владельцу «Вольво», чтобы полностью «наэлектризоваться», каждый раз придется ждать 10 часов (при силе тока 10 А; при 16 А процесс сократится до 6–8 часов). Так что дальние поездки этой машине противопоказаны, ведь за максимальным пробегом в 150 км последует неизбежная многочасовая зарядка. Шведы парируют: горожане за день проезжают в среднем 45 км, а значит, электрический С30 вполне способен играть роль повседневного транспортного средства. Да и не предназначен этот хэтчбек для путешествий – не те размеры салона и багажника.
Компания «Вольво» не была бы сама собой, если бы не провела серьезную работу по доводке безопасности: электромобиль перенес более сотни виртуальных крэш-тестов и 13 реальных. Они показали: электрическая версия защищает экипаж не хуже стандартной. «Эта информация для вас не будет лишней: сейчас вы запросто можете встретить оленей на дорогах. Наезды на них не редкость в наших краях», – предупредил перед отправлением на маршрут один из организаторов. Забегая вперед, скажу: олени встретились, но только не на трассе, а в стороне от нее.
ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Судя по навигатору, мне предстоит преодолеть 74 км. Маловато, ведь обещана вдвое большая автономность. Но посмотрим, что скажет маршрутный компьютер на финише.
Поехали! Выжимаю газ-реостат до пола, и машина под яростную пробуксовку устремляется вперед. 111-сильному электрокару все равно, 20 км/ч на спидометре или 80: в любом случае ощутишь уверенное и незамедлительное ускорение (крутящий момент в 220 Н.м доступен всегда). Причем всё происходит в абсолютной тишине – едешь и радуешься. Правда, то и дело приходится сбрасывать ход с крейсерских 80 км/ч до 40, а то и вовсе до 30: шведы пекутся о безопасности в населенных пунктах, как никто. Чтобы замедлиться, не обязательно нажимать на тормоз: машина ощутимо сбавляет скорость, стоит отпустить правую педаль, – срабатывает система рекуперации. И все-таки я пару раз (за городом, конечно) набрал максимальные 130 км/ч. Машина, судя по ощущениям, была способна и на большее, однако производитель считает: если отодвинуть порог ограничения, запас хода изрядно уменьшится.
Из-за большей массы электрический С30 ощущается водителем иначе, нежели обычная «тридцатка». Подвеска явно работает на пределе – малейшие неровности доводят ее до пробоя. И в поворотах внушительный вес чувствуется. Хорошо хоть, аккумуляторы закреплены низко и в пределах колесной базы – это положительно отразилось на развесовке.
А вот и середина пути. Здесь, на парковочной площадке базы Esrange Space Center, которая будет использоваться компанией Virgin Galactic для запуска космических туристов, разворачиваюсь и отчаливаю в обратном направлении. Попутно замечаю, что батарея разряжена как раз наполовину. Ну так и ехал я отнюдь не экономно – сплошные разгоны и торможения. Будем исправляться. Точно: стоило поехать поспокойнее, ситуация сразу изменилась. У финишной черты датчик показал, что запас энергии уменьшился на две трети. А коль скоро заряд еще остался, надо им пользоваться, – и я отправился дальше наматывать километры.
ОТ РАЗРЯДКИ ДО ЗАРЯДКИ
Поездил по Кируне и удивился, что местные жители не обращают внимания на бесшумный бело-голубой хэтчбек – уже привыкли. Хотя за год производства сделали всего около 50 электрических «вольво-С30». До конца года планируют произвести еще две сотни. Причем частным лицам передовую технику не предлагают. Приобрести электромобиль могут только организации и только в лизинг. Плата – 1200 евро в месяц.
Между тем компьютер показал: заряда остается на 20 км пути. А при нажатии акселератора на панели приборов стала высвечиваться черепаха, символизирующая, что скорость машины ради меньшего расхода энергии теперь ограничена 60 км/ч. Потом зажегся индикатор разрядки батареи. Теперь электроника не давала ехать быстрее 30 км/ч.
Что же, на полностью заряженном шведском электромобиле удалось проехать без малого 120 км. Вроде не так много, однако не забывайте, что приличную часть маршрута я летел, в салоне постоянно работал климатконтроль, играла музыка. Другие электромобили при таком расточительстве водителя да еще зимой столько точно не проехали бы. Так что из всех экологически чистых собратьев «Вольво-С30 Электрик», пожалуй, наиболее близок к реальным условиям эксплуатации. Впервые после общения с электромобилем я подумал: у него есть будущее, и оно не за горами.
ПОЕЗДКА НА СЗ0 ELECTRIC ПОКАЗАЛА: У ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ. И ОНО СОВСЕМ БЛИЗКО.