Skoda Octavia: Чешский хрусталь

Стекла и крылья этих машин пестрят наклейками участников исторических автопробегов. Хотя Skoda Octavia образца 1959 года в свое время отлично зажигала и на настоящем боевом ралли Монте-Карло. А по мне так на антикварные «октавки» просится еще одна наклейка: «fragile, хрупко, не кантовать!»

Skoda Spartak с двудверным кузовом «тюдор» (two door), хребтовой рамой и рессорными подвесками начали выпускать в Чехословакии в 1955 году. Правда, название «Спартак» было скорее неофициальным – модель сходила с конвейера под индексами 440/445 (40 и 45 л.с., 1089 и 1221 см3 соответственно). Как и советские легковушки, чешская машинка нужна была больше для зарабатывания зарубежной твердой валюты, чем для продажи своим гражданам, – автомобильчик стоил примерно две средних годовых зарплаты.

Skoda Octavia: от 50 000 крон (В Чехии 1 крона = 1,7 руб.)

А в 1959-м «Спартак» родил «Октавию»: кузов осовременили, салон переделали практически полностью, а, главное, заменили рессорную переднюю подвеску на пружинную. В итоге 440-я модель получила имя Octavia, а 445-я – Octavia Super. Кстати, в этот момент появилось еще одно знакомое нам имя – прежний кабриолет Skoda 450 (50-сильный мотор, два карбюратора) после модернизации стал Felicia. Через пару лет Гагарин полетел в космос, а на рынок вышел симпатичный трехдверный универсал Octavia Combi. Именно он дольше всех оставался в строю: если производство «тюдора» завершилось уже в 1964-м, то Combi выпускали до 1971 года.

Два варианта исполнения панели приборов: «позитивный» и...
...«негативный». Одометр выдерживает 99 999 км, а затем счет идет по новой

Первая Skoda Octavia оказалась настолько простой и надежной, а шасси крепким и приспособленным к плохим дорогам, что агрегаты этой машины экспортировались в некоторые страны, например, Чили, Пакистан, Индонезию и даже в Новую Зеландию. Там на ее раму монтировали собственные кузова.

Хребтовая рама (выделена синим цветом) – «очень чешское» конструктивное решение. Все знают грузовики Tatra, построенные по такому же принципу. В отличие от шкодовских малолитражек их в СССР завозили в большом количестве

И, наконец, ралли! Финские и норвежские экипажи на Octavia несколько лет в начале 60-х занимали призовые места в Монте-Карло и на ралли 1000 озер.

Под капотом Octavia стоит двигатель с еще довоенными корнями
«Кривой стартер» всегда есть в багажнике настоящего владельца 50-летнего автомобиля

На мой взгляд...

– Я свою машину называю Берушка, «божья коровка». Мне исполнилось 18 лет, когда я с ней познакомился, она досталась мне в наследство от троюродного дяди. Знаете, никогда не считал, сколько вложил в этот автомобиль денег, – чтобы самому не пугаться. Octavia простая, как танк. Если что-то ломается, все можно починить с помощью элементарных инструментов, так что серьезно она меня никогда не подводила. Думаю, машина будет всегда на ходу и со мной – до конца моих дней. Кстати, ваши автомобили у меня были – и 407-й «Москвич» и 21-я «Волга», да и сейчас есть «24-ка» – они, конечно, лучше, но и гораздо дороже, чем наши родные «чешки».

Задняя дверь разделена по вертикали: стекло поднимается, а борт откидывается вниз – как у 22-й «Волги»
Запаска лежит за специальной панелью –здесь уже вспоминается универсал 24-02

На мой взгляд...

– Удивительное чувство испытываешь в таких машинах – понимание, что подобных автомобилей больше никогда не будет. Живое воплощение перевернутого листа истории. Скажем, откуда в современном авто появиться изящному тонкому – и травмоопасному! – рулю с узким ободочком клаксона? Про похожую на трость «кочергу» стояночного тормоза я молчу – все чаще его заменяет кнопка. Ну а такое обилие хрома – и вокруг фар и фонарей, и на бамперах, и в виде молдингов – сегодня не встретишь и у «китайцев»! Но выглядит это не пошло. Ведь из деталей вырисовывается zeitgeist – дух времени.

Замок зажигания – на приборке слева. Рядом расположен рычажок поворотников. «Костяная кочерга» под панелью – это стояночный тормоз

На мой взгляд...

– Один из наших экипажей запорол коробку – попасть на полном ходу на заднюю передачу вместо второй оказалось очень даже просто! Видите, вон они закатывают машинку на полуторакилометровую высоту, к финалу нашего ралли. Ну а у меня в середине пути умер стартер, потом воскрес, потом опять умер. А затем провалилась педаль газа... Рев обиженного мотора! А усталый, но счастливый владелец Octavia уже наготове: он бросается под приборную панель, чтобы руками вернуть «газ» на законное место. Тормоза тут есть? Почти нет. Но все равно: мы едем не быстрее 50 км/ч и везем с собой целый вагон радости!

Примерно в середине жизни Octavia на конвейере рычаг МКП переехал из-под руля на центральный тоннель

Итог

– Из восьми протестированных нами экземпляров Octavia шесть выглядят так, будто вчера сошли с конвейера. Может, так оно и есть? Нет, конечно.

Под ярким кузовом и за перетянутой обшивкой салона скрывается ранимое от прожитых лет нутро.

Кстати, закон есть закон – чем лучше вылизаны кузов и интерьер, чем больше рублей или крон ушло на дорогое хромирование, тем выше вероятность, что на ходовую, двигатель или, скажем, электрику денег уже не хватило.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Skoda Octavia (9)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
Skoda Octavia  2017
/ срок владения: 1 - 3 года

Достоинства:

1.4 дсг комплектация Style.Очень доволен машиной. Владею с 2018 года. Брал новую. Нечего не делал все устраивает. Расхода масла нет. Расход топлива 5.4 добивался. Это притом что на обгон подрывает как ракета. ДСГ на высоте по сравнению даже с автоматом и вариатором.

Недостатки:

нет

Комментарий:

Купил как раз перед переездом с Севера на Юг. Мотался по несколько раз в год . Заправляю бензин марки 100. на полном баке до отсечки проезжаю 850 км. Намотал 80000 км никаких затрат кроме ТО. Я думаю все поломки из за жадности хитрых хозяев которые заливают дешевое топливо. Устраивает и диодный свет в фарах так же климат контроль при минус 35 едешь в футболке естественно в прогретом автомобиле. Выровнял пол и при дальней поездке сразу раскладываю сиденья стелю постельное кроче все класс. Отличный авто. До этого был Мицубиси Спорт с 2014 года.

+2