Проверено ЗР: радар-детекторы

Измерителей скорости на дорогах развелось пропасть: от инспекторов с бегающими глазками до современных неподкупных приборов «Стрелка». Мы протестировали 28 радар-детекторов.

Испытуемым противостояли всемирно известные профи: радары питерской фирмы «Симикон». Их измерители наряду с питерскими же приборами от ЗАО «Ольвия» – самые массовые в стране; кроме того, они работают в Польше, Киргизии, Латвии, Казахстане и даже в Канаде.

В ходе основного конкурса требовалось поймать их сигналы. Начинали практически с нулевого расстояния, затем удалялись до 1600 м. Кроме того, мерили собственное излучение радар-детекторов: чем меньше они «свистят», тем лучше водителю и пассажирам. СВЧ-излучение здесь, конечно же, не такое зверское, как у радиолокационных станций, но почему бы не выбрать минимальное? До и после основной программы оценивали также разного рода мелочовку: эргономику, дизайн, спецэффекты и т. п.

На все про все ушло полторы тысячи километров пробега по трассам и мерным дорожкам.

Получить в итоговой таблице семь плюсов из семи не смог ни один: все усилия разработчиков, похоже, ушли на разного рода «цветомузыку». В их арсенале и длинные тестовые режимы при каждом включении, и разноцветные подмигивания, и голосовое сопровождение на самых разных языках, вплоть до татарского. Нет только одного: уверенного «пи-пи-пи» при наличии далекого радара любой породы, а также полного молчания при его отсутствии. По собственному излучению приемлемыми оказались только два изделия из двадцати восьми, причем не из числа лучших.

Обращаем внимание на то, что цена одного и того же изделия может различаться почти вдвое. Полученные результаты относятся к конкретным образцам, попавшим к нам в руки.

Бригада из трех арбитров: лазерный измеритель скорости (опытный образец), фоторадарный комплекс измерения скорости транспортных средств «Кордон» и комплекс фоторадарный передвижной КРИС-П.
«Сигналы мы им посылаем туда, а нас посылают обратно». Увы, лазерный луч увидели только шесть приборов из двадцати восьми. Даже на таком вот расстоянии! А обещали почти все…

Лучший из лучших мы так и не выявили, хотя три модели все же вели себя адекватнее других. Но дешевенькая SUPRA DRS-50 в последнюю секунду отказалась хватать лазерный луч, а более дорогие Cobra всех мастей начали дружно спотыкаться при удалении от КРИСа на полкилометра и далее. Лучше других оказался SHO-ME 1785: именно он поймал издалека все сигналы. Да и комплектация у него вполне, даже коврик противоскольжения имеется. Правда, замечать лазерный луч сбоку он не захотел да и попискивает на трассе чаще, чем хотелось бы, но уж лучше так, чем играть в молчанку.

Таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

- Как радар измеряет скорость?

Cмотря какой радар. Подавляющее большинство применяемых у нас используют эффект Доплера: они излучают электромагнитный сигнал и ловят его отражение от автомобиля. Если машина движется, то частоты излученного и отраженного сигналов не совпадают. По их разнице радар вычисляет скорость автомобиля. Лазерный радар – это фактически дальномер. Он несколько раз подряд измеряет дальность объекта, которая при его движении изменяется, а потом высчитывают производную от пройденного автомобилем пути по времени, то есть скорость.

- Может ли радар-детектор принимать сигнал сквозь препятствия?

Это зависит от материала препятствия. Через металлическое – не может: металл экранирует электромагнитные волны. Через диэлектрическое (стекло, дерево, пластмасса) – может запросто. Через тонкие металлические пленки сигнал проходит с очень большим затуханием: радар-детектор не сработает. Дворники и любые железки вблизи антенны – это всегда плохо: если и не загораживают, то искажают диаграмму направленности антенны, а потому чувствительность падает.

У крепления на магните есть и плюсы, и минусы.
...Стекло не загорожено и не испачкано присосками – это хорошо...
...Но в ряде автомобилей такой радар-детектор нацелится в небо, причем окажется закрыт дворниками. А на торпедо вечно будет красоваться приклеенный магнит.

- Радар-детектор и антирадар – в чем разница?

Различие принципиально, хотя в обиходе часто используют оба термина без разбора. Антирадар – активный генератор помехи, нарушающий работу измерительного средства; его использование повсеместно запрещено. Радар-детектор – это, по сути, пассивный радиоприемник, настроенный на нужные частоты (в ряде стран и он вне закона). Термин «антирадар» используют чаще, хотя и не всегда корректно.

- Почем сегодня нарушения?

Согласно КоАП (ст. 12.9, ч. 1–4) за превышение разрешенной скорости на 10–20 км/ч – предупреждение или штраф 100 рублей,

от 20 до 40 км/ч – 300 рублей,

от 40 до 60 км/ч – 1000–1500 рублей,

свыше 60 км/ч – 2000–2500 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.

Если превышение на 60 км/ч и больше зафиксировано автоматически, то только штраф.

Один из приборов отказался сотрудничать с нами из-за того, что присоски оказались бракованными! На стекле такая конструкция держалась не долее секунды, пришлось одолжить крепление в соседней коробке. То ли остаточная деформация, то ли еще что…

- Зачем лазерному радар-детектору круговой обзор?

В микроволновых диапазонах радар-детекторы принимают сигнал с помощью рупорной (или иной) антенны. По-другому забраться внутрь прибора электромагнитные волны не могут. Диаграмма направленности (поле зрения) антенны – несколько десятков градусов (обычно до 60º). Поэтому прибор видит только то излучение, которое пришло в него из этого сектора. Если излучение радара предварительно попадает на какую-то стороннюю цель (автомобиль, забор, дом) и от нее отражается в антенну радар-детектора, то прибор среагирует и на такой луч. Он слабее, чем прямой, поэтому и дальность срабатывания с других направлений обычно намного меньше. А в лазерном приборе антенна – это линза. Здесь очень узкая диаграмма направленности (единицы градусов). Потому для того, чтобы принимать сигнал с разных направлений, делают линзы специальной формы.

Вариантов море: несколько линз с разных сторон, линза, направленная вверх, накрытая сферическим колпаком, призмы на крышке прибора для изменения направления распространения луча внутри прибора и т. п. Эффективность приема луча от лазерного измерителя сзади может оказаться такой же, как спереди, по той простой причине, что «антенна» лазерного приемника специально сделана всенаправленной. При этом, разумеется, сохраняется возможность приема и переотраженных лучей, от которых сигнал будет ослаблен.

Витой шнур гораздо симпатичнее, но прямой удобнее. Туго натянутая посреди салона спиральная «струна» мешает управлять машиной да еще и норовит напакостить, например выдернуть штекер из гнезда питания.
Только у Beltronics разъем питания оказался не как у всех – эдакий телефонный коннектор.
Остальные 27 взаимозаменяемы.

- Зачем понадобились лазерные радары? Разве обычные не справляются?

Луч лазера позволяет отследить конкретный автомобиль в потоке любой плотности. Доплеровский же работает более широким пучком сигнала и потому должен определить более быструю цель, чтобы четко идентифицировать нарушителя.

- Как бороться со «стрелками», засечь которые радар-детекторы не могут?

Нужно «отметить» точки расположения стационарных измерителей скорости на карте навигатора или GPS-приемника. Когда машина приблизится, например, к «Стрелке», навигатор оповестит о засаде. Файлы с постоянно обновляющимися данными для программ iGO или Navitel можно скачать из Интернета, воспользовавшись, скажем, ресурсом speedcamonline.ru. Навигатор предупредит о камере заблаговременно. На сайтах производителей радар-детекторов со встроенным GPS-приемником тоже есть обновляемые файлы с точками расположения камер видеофиксации. Скачал и загрузил в устройство – оно пискнет за километр до опасной точки (или еще раньше). Есть один нюанс: навигатор и GPS-приемник выдадут информацию о камере с любого направления движения, даже если она «стреляет» в другую сторону. Это, в принципе, неплохо: вдвойне предупрежден. Кстати, московская компания Interpower (поставщик SHO-ME и Silver Stone F1) утверждает, что разработала детектор против «Стрелки». Мы с нетерпением его ждем. Испытаем – расскажем. В условиях ужесточенного «камерного» режима общения между рядовыми гражданами и ГАИ стоит почаще посещать специализированные сайты, просматривать их форумы: www.rd-forum.ru, strelka-st.ru/ strelka-mesta-ustanovki-karta, mapcam. info/speedcam, – там много полезного.

- Как устроены популярные нынче радары «Стрелка»? Почему антирадары их не берут?

Система «Стрелка-СТ» анализирует как радарные, так и видеоданные. Радар определяет дальность и скорость, а компьютер по видеозаписи устанавливает полосу, по которой едет нарушитель. Все это делается на расстоянии в пару сотен метров. Когда нарушитель подъезжает под камеру, его фотографируют с близкого расстояния, чтобы зафиксировать номер автомобиля. То есть измеряет система в один момент времени и далеко, а фотографирует – в другой момент и близко. При этом радар не доплеровский, а импульсный. По времени задержки посланного импульса определяют расстояние до объекта; сделав несколько замеров, высчитывают производную от перемещения по времени, то есть скорость. У этого радара длительность импульса – около 30 нс, пауза между импульсами на несколько порядков больше. Поэтому излучаемая им средняя мощность очень мала, так что широко распространенные радар-детекторы его не фиксируют.

- Почему радар-детектор по-разному реагирует на радары, работающие в одном и том же диапазоне?

Скажем, КРИС берет, а «Кордон» – нет? Во-первых, дело не только в частоте излучаемого сигнала, но и в его мощности. В «Кордоне» излучаемая мощность заметно меньше. Кроме того, сигнал может отличаться еще и рядом вторичных характеристик (даже если частоты одинаковы): например, стабильностью частоты (долговременной и кратковременной), глубиной и способом модуляции и даже длительностью импульсов. Ведь доплеровский радар использует импульсное излучение, только параметры импульсов не такие короткие, как в той же «Стрелке». Параметры импульсов у «Кордона» и КРИСа совсем разные. А радар-детекторы используют разные фильтры и разные способы предобработки сигнала, чтобы «вытащить» сигнал из шума, отличить его от помехи, которая по амплитуде может оказаться даже мощнее нужных импульсов.

МОДЕЛИ

№ 1 SHO-ME 213

Происхождение Китай

Примерная стоимость 1150–1250 руб.

Крепление присоски или липучка

Имеются демонстрационный режим и два режима чувствительности. Обещана адаптация к условиям России. КРИС в упор не видит, зато «Кордон» обнаружил сразу. Лазерный луч почему-то проигнорировал. Собственное излучение небольшое.

№ 2 SQ 520

Происхождение Корея

Примерная стоимость 1490–1750 руб.

Крепление присоски или липучка

Весьма несложный прибор аскетичной внешности, с символьным индикатором и голосовым оповещением. Обещана адаптация к РФ. Ничего лишнего, режим «город» единственный. Возможно отключение самотестирования в начале работы. КРИС и лазер не увидел, «Кордон» отловил. Излучение очень малое.

№ 3 SHO-ME 520

Происхождение Корея

Примерная стоимость 1650 руб.

Крепление присоски или липучка

Из серии «проще некуда» – нет даже демонстрационного режима. Ничего лишнего, индикатор светодиодный. Сказано про адаптацию к России. Собственное излучение довольно сильное, но ловить радары отказался наотрез.

№ 4 LKT RD25

Происхождение Филиппины

Примерная стоимость 1800 руб.

Крепление липучка с магнитом

Самое примитивное описание, уместившееся на одном листочке. Единственный режим – «город», индикатор – подсветка нарисованных букв светодиодными точками. Дизайн простецкий. Излучение довольно сильное, а из всех радаров отловил только «Кордон». Впрочем, лазер и не был обещан: в описании его замазали.

№ 5 SUPRA DRS-50

Происхождение Корея

Примерная стоимость 1810–2000 руб.

Крепление на присосках

Из серии «ничего лишнего». Выключатель с подсветкой перенесен на штекер прикуривателя, регулировка громкости кнопками, два режима «город». КРИС и «Кордон» ловил с любого расстояния, спасовал только перед лучом лазера. Собственное излучение очень сильное.

№ 6 STAR 2015

Происхождение Корея

Примерная стоимость 1600–2000 руб.

Крепление присоски или липучка

Самый примитивный дисплей: светодиодные точки напротив нарисованных букв. Три уровня чувствительности. Излучение очень сильное, но работать по специальности отказался – не поймал ничего.

№ 7 Crunch 2230

Происхождение Корея

Примерная стоимость 2100–2300 руб.

Крепление присоски или липучка

Аскетичный облик. Обещана адаптация к условиям России. Примитивнейший дисплей из светодиодных точек и надписей, два режима «город», почему-то именуемых «шоссе», «трасса» и «город». КРИС поймал мгновенно – и счел, что этого достаточно… Излучение сильное.

№ 8 Silver Stone F1 Z550

Происхождение Корея

Примерная стоимость 2200 руб.

Крепление присоски или липучка

Все довольно просто, хотя есть два режима «город» и три уровня чувствительности на трассе. Индикатор светодиодный. Дизайном, по-видимому, призван напоминать болид Формулы-1, отсюда и название. Излучение сильное, обнаружил «Кордон» метров с пятисот.

№ 9 Crunch black 213B

Происхождение Корея

Примерная стоимость 1700–2400 руб.

Крепление присоски или липучка

Обещана адаптация к условиям РФ. Неточности в описании: на коробке 360º, в инструкции 180º. Впрочем, реальный угол равен нулю: лазер остался непойманным. Простейший дисплей из светодиодных точек и надписей. Внешность так себе. Два режима «город», почему-то названных «шоссе», «трасса» и «город». Из всех радаров смог увидеть только «Кордон», причем с близкого расстояния. Излучение сильное.

№ 10 Whistler XTR 265

Происхождение Филиппины

Примерная стоимость 1700–2900 руб.

Крепление присоски или липучка

Простой в управлении прибор, три режима «город» с разной чувствительностью, режим «антисон», светодиодные индикаторы и один 7-сегментный индикатор, крепление на присоске или липучке, хорошая инструкция. Излучение сильное. Из всех радаров справился только с «Кордоном», остальные проигнорировал.

№ 11 SHO-ME 720

Происхождение Корея

Примерная стоимость 2650 руб.

Крепление присоски или липучка

Обещана адаптация к российским условиям. Отличается от 520-й модели текстовым дисплеем и регулировкой громкости с помощью кнопок. Ничего лишнего, режим «город» единственный. Возможно отключение самотестирования в начале работы. Излучение очень сильное, но издали не ловит ничего. Только с 500 м увидел КРИС и «Кордон», лазер же оказался ему не по зубам.

№ 12 STAR 2045

Происхождение Корея

Примерная стоимость 2350–3200 руб.

Крепление присоски или липучка

Очень простой прибор с символьным индикатором и единственным режимом «город». Излучение среднее. На помехи охотно реагирует, но из радаров поймал только КРИС.

№ 13 Crunch black 216B

Происхождение Корея

Примерная стоимость 2500–4000 руб.

Крепление присоски или липучка

Корпус из материала софт-тач. Простой прибор с двумя режимами чувствительности на трассе и двумя – в городе. Светодиодный символьный индикатор. Есть градация уровня сигнала. Излучение очень сильное, но ловить радары не захотел.

№ 14 Crunch Q-85

Происхождение Корея

Примерная стоимость 3900–4200 руб.

Крепление на магните

Прибор в форме автомобильчика с креплением только на магните; индикаторы символьные, с дополнительным 7-сегментным разрядом. Обещана адаптация к условиям России. Два режима «город» и усиленный режим фильтрации ложных сигналов в Ка-диапазоне. Излучение практически отсутствует, но и полезность, к сожалению, тоже: ловить предложенные радары приборчик отказался.

№ 15 SHO-ME 1785

Происхождение Китай

Примерная стоимость 2850–4500 руб.

Крепление присоски или липкий коврик (в комплекте)

Несложный прибор с текстовым дисплеем, русифицирован наполовину (часть сообщений на английском), надписи только на английском. В комплекте два шнура – простой и витой: удобно. Излучение сильное, но все радары, включая лазерный, уверенно отловил. Правда, луча сбоку не видит.

№ 16 Whistler PRO 69RU

Происхождение Филиппины

Примерная стоимость 3400–4400 руб.

Крепление присоски или липучка

Все очень обычно: три режима «город», режим «антисон», есть еще два фильтра ложных сигналов. Крепление на присосках или липучке либо на коврике. Неточности в описании, кое-где не указано, что кнопки нужно удерживать 3 с для включения нужного режима. Есть шнур для подключения прямо к бортсети автомобиля. Излучение очень небольшое, но таланты средние: лазер и «Кордон» ловит, а вот КРИС – только с близкого расстояния, причем весьма неохотно. Кстати, луч лазера прибор берет только спереди.

№ 17 STAR X61

Происхождение Филиппины

Примерная стоимость 4100–4300 руб.

Крепление на присосках (липучка упомянута, но в комплекте ее не оказалось)

Индикатор символьный, голосовое оповещение, в режиме «город» возможно отключение приема отдельных диапазонов. Надоедливый режим самотестирования: длится долго, так и тянет его отключить. Рекомендуется настроить на определенную скорость движения авто, привязываясь к бортовым помехам от зажигания. Очень сильное собственное излучение. Из всех радаров поймал «Кордон».

№ 18 Stinger S-425

Происхождение Корея

Примерная стоимость 3500–4900 руб.

Крепление присоски или липучка

Проще некуда. Светодиодный индикатор, один режим «город», понятная инструкция. Есть цифровое отображение силы сигнала. Отметим «трехглавую» присоску. Очень сильное собственное излучение, но в ловле радаров откровенно сплоховал.

№ 19 Conqueror X323

Происхождение Китай

Примерная стоимость 3700–5500 руб.

Крепление присоски или липучка с магнитом

В коробке описания не обнаружилось! Может, его и не существует, поскольку все надписи на коробке по-японски. Опытным путем обнаружили, что голосовое оповещение (очень громкое) может быть на китайском или английском. Дисплей текстовый. Собственное излучение слабое. Устойчивым приемом похвастаться не может: если КРИС отловил быстро, то «Кордон» только вблизи, а лазер и вовсе не заметил.

№ 20 Cobra RU 740

Происхождение Китай

Примерная стоимость 5400–6300 руб.

Крепление присоски или липучка

Разработан для России – так написано. Отличается от модели 750 светодиодным дисплеем с одной 7-сегментной секцией. Излучение сильное. КРИС берет неуверенно – то да, то нет. Зато «Кордон» и лазер – успешно. Луч ловит спереди и сзади, но не сбоку.

№ 21 Cobra RU 750

Происхождение Китай

Примерная стоимость 6100–6300 руб.

Крепление присоски или липучка

Текстовый дисплей, но всё на английском, как и голосовые сообщения. И это «произведено для России»? Много лишнего для нас. Например, оповещение об автомобилях спецслужб, поездах, аварийных участках работает при наличии на них специальных излучателей – а мы их видели? Есть режим отключения сигналов на малой скорости (по оборотам двигателя). Излучение очень сильное. Как и модель 740, обнаруживает КРИС через раз, но остальные радары берет нормально. Лазерный луч видит спереди и сзади, но не сбоку.

№ 22 Crunch black 219B

Происхождение Китай

Примерная стоимость 4100–6500 руб.

Крепление присоски или липучка

Простой в управлении прибор с питанием от аккумулятора (в комплекте), индикация светодиодными символами, есть даже индикатор уровня заряда батареи. Обещана адаптация к РФ. Необычное соединение с кронштейном, который защелкивается сверху, удобным назвать сложно. Ручная регулировка громкости. Хорошая, понятная инструкция. Излучение выше среднего. КРИС ловит неуверенно, остальные радары остались незамеченными.

№ 23 Stinger RX-65

Происхождение Китай

Примерная стоимость 4500–7500 руб.

Крепление на присосках

Несложный в эксплуатации прибор в шикарной подарочной упаковке. Три режима «город» и два фильтра помех. Крепление на присосках. Есть шнуры для прикуривателя и для подключения прямо в бортовую сеть. Собственное излучение очень сильное, но реагировать на радары отказался.

№ 24 Stinger S-650

Происхождение Китай

Примерная стоимость 5200–8200 руб.

Крепление присоски или липучка

Несложный прибор с компасом (зачем?), голосовым оповещением и текстовым индикатором. В комплекте дополнительные накладки для выбора цвета прибора. При испытаниях заупрямился и реально не поймал ничего. Собственное излучение среднее.

№ 25 Stinger C-707

Происхождение Китай

Примерная стоимость 6300–9400 руб.

Крепление присоски или липучка

Несложный прибор бронзово-золотистого цвета, индикатор символьный плюс 7-сегментный разряд, голосовое оповещение на русском, режим демонстрации. Показывает уровень сигнала. Почему-то не увидел КРИС, зато «Кордон» и лазер поймал сразу (но лазер увидел только спереди). Излучение среднее.

№ 26 Stinger Z7

Происхождение Китай

Примерная стоимость 8600–12 000 руб.

Крепление магнит

Прибор для любителей ковыряться в меню; голосовое оповещение по-русски, вольтметр, есть текстовый индикатор, причем тоже на русском (большая редкость). Оформлен в виде автомобильчика – сильно на любителя. Три режима «город». С ходу поймал КРИС, но на остальных «обиделся». Излучает очень сильно.

№ 27 Cobra RU 880

Происхождение Китай

Примерная стоимость 9900–10 900 руб.

Крепление присоски или липучка

Русифицированный прибор с цветным ЖК-дисплеем; сигналы в виде ярлычков. Есть вольтметр и функция отключения сигналов при низких оборотах двигателя. Компас. Много лишних функций типа оповещений о поездах, машинах спецслужб, аварийных участках, – они все равно у нас не работают. Громоздкий корпус с выступающим книзу экраном – на липкий коврик не положить. Отказался уверенно принимать КРИС, но затем одумался и ловил все сигналы с лету. Правда, сбоку лазер не видит, хотя и написано: «360°». Излучение среднее.

№ 28 Beltronics RX65

Происхождение Китай

Примерная стоимость 13 000 руб.

Крепление присоски

Идеален для подарка: дорогой, красивое описание, яркий матричный дисплей, звуковое оповещение, множество режимов, включая «темный дисплей», и т. д. Заявлены 14 рабочих диапазонов плюс лазерный. Но близкому человеку его лучше не дарить: «Кордон» увидел только с 50 м, а лазер не заметил вообще… Зато по минимуму излучения – абсолютный чемпион.

НИ ОДИН РАДАР-ДЕТЕКТОР НЕ ОКАЗАЛСЯ ОТЛИЧНИКОМ СВОЕГО ДЕЛА.

Благодарим санкт-петербургскую фирму ООО «Симикон»

за техническую и консультационную помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в