Светодиодные фары: диоды в массы

Светодиоды – наиболее вероятные преемники ксенона в фарах – открывают новые горизонты в автомобилестроении, делая езду более комфортной и безопасной. Чтобы выведать все инженерные хитрости, автор отправился в гости к «Ауди» и «Опелю».

Головной свет в современном автомобиле должен быть многофункциональным. Однако и у навороченной ксеноновой фары возможности ограничены. Причем разгуляться управляющей электронике не дают сами источники света, ведь их всего два, по одному в каждой фаре. Даже крутясь, как зенитка при авианалете, «прожектор» не сможет охватить своим лучом одновременно и дорожный знак на левой обочине, и примыкание дороги, и приткнувшийся справа грузовик без габаритных огней. Кроме того, при встречном разъезде водитель фактически лишается помощи левой фары: та, чтобы не ослеплять, упирает взгляд в асфальт.

А вот в светодиодную фару можно уместить по паре десятков источников света, и каждый будет освещать свой сектор перед машиной. Еще один плюс такой конструкции: диоды долговечнее ксенона (заявленный срок службы до 100 тысяч часов, фактически весь срок жизни автомобиля). И вдобавок относительно недороги в производстве (речь о самих лампах, а не о фаре в сборе с умными вспомогательными системами). Поэтому светодиоды мало-помалу появляются в автомобильной оптике. «Ауди» и «Опель» сделали следующий шаг, создав новое поколение многорежимного головного освещения.

Специфика светодиодных фар позволяет придать им любую форму, перекомпоновав отдельные сегменты. Настоящий подарок для дизайнеров!

СЕКЦИИ ПО ИНТЕРЕСАМ

На топовые модели «Ауди» сейчас устанавливают фары двух типов. Адаптивный биксенон с приставкой «плюс» перенастраивает пучок в зависимости от скорости, принятого в стране лево- или правостороннего движения и наличия встречных или попутных автомобилей. Значительную часть подсказок он получает от навигационной системы, меняя блюда из светового меню с ненавязчивостью вышколенного официанта. Отправлены в отставку противотуманные фары, а переключение ближнего и дальнего света доверено автоматике. К услугам водителя есть городской, пригородный, магистральный, всепогодный режимы и режим проезда перекрестков.

В более современных светодиодных фарах набор удобств тот же, но реализовать их проще – за счет нескольких источников света. Доплату за них просят немалую даже по сравнению с ксеноном, но не из-за сверхспособностей, а по причине довольно скромных объемов выпуска. Отказаться от коррекции фары в вертикальной плоскости светодиоды не позволяют. Зато по горизонтали каждый светит строго в отведенный сектор. При приближении встречной машины по сигналу с камеры начинаются чудеса. Чтобы не слепить водителя дальним, достаточно притушить всего два-три источника света, направленных ему в глаза. Остальные полтора десятка продолжают работать! В результате – максимальный комфорт обоим рулевым. А по мере приближения к впереди идущему автомобилю электроника постепенно опускает пучок света, ориентируясь на задние габаритные огни. Эти две доработки, очевидно, через пару лет уже пойдут в серию.

Человек направляет луч фонарика, имитирующего встречную машину, на «Ауди» со светодиодными фарами – и свет расступается перед ним, как море перед Моисеем.
Прогалина послушно следует за человеком, если он делает шаги в сторону. Умные фары берегуют глаза не только встречных, но и попутных водителей.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ, ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Опелевская система адаптивного головного освещения AFL (Adaptive Forward Lighting) готовится выйти уже в пятом поколении. Как и в Ингольштадте, на светодиодах. Ключевое отличие в том, что в качестве основного света взяли дальний. Разумеется, в городе и на освещенных дорогах задействованы другие режимы, но вне их включается полная иллюминация. Схож и принцип действия: как только камера фиксирует встречный или попутный автомобиль, слепящие светодиоды убавляют яркость. Но не гаснут полностью, чтобы не создавать эффект выбитых зубов.

В отличие от коллег, решившихся только на статическую презентацию, опелевцы провели для нас тест-драйв по дорогам общего пользования. Подтверждаю: ни один из десятков попавшихся на пути водителей не был ослеплен. За изменением световой границы я наблюдал с восторгом ребенка, впервые увидевшего новогоднюю гирлянду. Представляете, «Инсигния» даже дарит яркие лучики попутной машине. Ее водителю лучше видно обочины и придорожные знаки, хотя при взгляде в зеркала заднего вида кажется, что горит обычный ближний свет.

Разложенная на компоненты светодиодная фара выглядит внушительно. За кадром остались вентиляторы охлаждения (подобие кулеров в системном блоке компьютера), поддерживающие температурный режим внутри фары.

В ответ на вопросы, сколько стоит опция и когда появится на рынке, специалисты лукаво улыбались. Однако утверждали, что готовы запустить светодиодные фары в серию чуть ли не прямо сейчас. Светотехника уже обкатана и заточена под дизайн «Инсигнии», рестайлинг которой, судя по всему, презентуют на осеннем салоне в Париже. Вряд ли кто-то из массового сегмента сможет опередить компанию «Опель».

Но сколько попросят за такие фары? Думаю, даже двойное удорожание относительно ксеноновых – отличное предложение. Правда, для премиальных «Ауди» разница наверняка будет больше. Зато на российских дорогах пользу от такой опции трудно переоценить.

Однако есть существенное «но»: омыватель фар для светодиодной матрицы «Опеля» пока не предусмотрен, что в наших условиях немаловажно. Да и сомнительно, что он будет эффективно работать при столь сложной форме и обширной площади фары. В общем, разработчикам еще есть к чему приложить голову.

О ЧЕМ ЕЩЕ ФАНТАЗИРУЮТ В «АУДИ»

В «Ауди» не прочь позволить себе некоторые вольности в думах о перспективной светотехнике. Например, предлагают покрыть кузов так называемыми органическими светодиодами. Паста, нанесенная тончайшим слоем, светится при подаче электрического напряжения. Горящие глаза технологов подсказывают, что заменой только стандартной оптики они не ограничатся. Внешняя подсветка кузова может выражать настроение водителя, а целое световое панно – информировать о маневрах едущих сзади. Правда, материал не переносит температур выше 80 ºС. Да и никаким ГОСТам такая светотехника не будет соответствовать.

В «Ауди» не прочь позволить себе некоторые вольности в думах о перспективной светотехнике. Например, предлагают покрыть кузов так называемыми органическими светодиодами. Паста, нанесенная тончайшим слоем, светится при подаче электрического напряжения. Горящие глаза технологов подсказывают, что заменой только стандартной оптики они не ограничатся. Внешняя подсветка кузова может выражать настроение водителя, а целое световое панно – информировать о маневрах едущих сзади. Правда, материал не переносит температур выше 80 ºС. Да и никаким ГОСТам такая светотехника не будет соответствовать.

Наиболее приближена к серийной новая конструкция заднего противотуманного фонаря – сюда приспособили лазер. В дождь или туман его лучи, расходящиеся в форме треугольника, отлично видны. В ясную погоду проекция лазера на дорожное полотно в виде алой поперечной линии убедительно обозначает безопасную дистанцию.

Наиболее приближена к серийной новая конструкция заднего противотуманного фонаря – сюда приспособили лазер. В дождь или туман его лучи, расходящиеся в форме треугольника, отлично видны. В ясную погоду проекция лазера на дорожное полотно в виде алой поперечной линии убедительно обозначает безопасную дистанцию.

ИСТОРИЯ AFL-ФАР ОТ «ОПЕЛЯ»

В 2002 году, когда опелевцы выпустили первое поколение AFL, биксеноновые фары еще были достаточно редки. В Рюссельсхайме же их научили поворачиваться на угол до 15º в каждую сторону и дополнили подсветкой поворотов с охватом до 90º. Представленный вместе с «Инсигнией» в 2008 году свет имел восемь автоматически перенастраиваемых режимов. Учитывая стоимость модели, аналогов на рынке он не имеет и по сей день. Отмечая гигантский шаг вперед относительно предшественника, «Опель» пожаловал системе звание третьего поколения.

AFL пятого поколения (на нижнем снимке из двух) деликатно обходит те объекты, которые может побеспокоить своим светом. В реальности это выглядит столь же четко и эффектно.

«Зафира Турер» и «Астра GTC», последние новинки марки, обладают чуть более широ- кими способностями, нежели «Инсигния». Камера «Опель ай» (Opel Eye) оценит дистанцию до впереди идущей машины и направит свет ниже ее зеркал заднего вида.

«Зафира Турер» и «Астра GTC», последние новинки марки, обладают чуть более широкими способностями, нежели «Инсигния». Камера «Опель ай» (Opel Eye) оценит дистанцию до впереди идущей машины и направит свет ниже ее зеркал заднего вида.

Умному «глазу» не помешает даже рельеф мест- ности: завидев уходящее вверх полотно дороги, электроника смело поднимет взгляд – и, разумеется, откорректирует его после того, как сама машина пойдет на подъем.

Умному «глазу» не помешает даже рельеф местности: завидев уходящее вверх полотно дороги, электроника смело поднимет взгляд – и, разумеется, откорректирует его после того, как сама машина пойдет на подъем.

Подпишитесь на «За рулем» в