ГАЗ-3344: cкладной вездеход

Складываясь при движении по пересеченной местности, двузвенная гусеничная машина способна преодолевать такие участки, где однозвенный вездеход неминуемо застрянет.
ГАЗ-3344

Заволжский завод гусеничных тягачей, принадлежащий «Группе ГАЗ», выпускает вездеходы с 1973 года – как для армии, так и для предприятий нефтедобычи, энергетики и прочих отраслей экономики, ведущих деятельность в труднодоступных районах нашей страны. До недавнего времени в модельном ряду ЗЗГТ были только однозвенные вездеходы – новейший ГАЗ-3344 стал первым двузвенником. По конструкции он напоминает знаменитые «Витязи», точнее, младшую из ишимбайских моделей грузоподъемностью те же две тонны. Еще одна особенность заволжского вездехода – гусеницы с резиновыми башмаками, допускающими движение по шоссе без повреждения асфальта. Причем башмаки легкосъемные, и при износе их можно заменить, не снимая гусеницу. Впрочем, делать это в полевых условиях вовсе не обязательно: на снегу и мягком грунте башмаков хватит до капремонта машины, и даже при регулярной езде по асфальту они пройдут несколько тысяч километров.

Технические характеристики*

Ширина вездехода – чуть более двух метров (такая же, как, например, «ГАЗели»), что дает ряд преимуществ. Например, на лесных дорогах, прорубленных с учетом ширины тракторов «Беларусь», то есть 1,6-2 м. Или при движении по линии железной дороги: зачастую заброшенная или действующая ветка, проложенная по насыпи через болота или непролазную чащу, – единственный путь к населенному пункту. Кстати, именно поэтому конструкторы сделали колею ГАЗ-3344 практически равной применяемой в России пятифутовой железнодорожной. Заволжский двузвенник с комфортом поедет точно по рельсам, причем не соскальзывая и не повреждая их благодаря резиновой «обуви», тогда как широкий 30-тонный вездеход будет вынужден идти с креном по косогору насыпи, рискуя опрокинуться, периодически срезая мелкие деревья и, соответственно, сотрясаясь от ударов. Силовая установка включает дизельный двигатель Cummins 4ISBe китайского производства мощностью 185 л. с. Система питания – с турбонаддувом и впрыском топлива под давлением 1800 бар из общей рампы Common Rail. Компоненты топливной системы – фирмы Bosch. Коробка передач – гидромеханическая 5-ступенчатая Allison 2500. Гусеничная формула – 4х4, то есть все ведущие. Через раздаточную коробку крутящий момент передается карданными валами на мосты каждого звена. Корпуса обоих звеньев (так называемых «лодок») герметично сварены из стального листа, что обеспечивает машине плавучесть. Движителем на воде служат гусеницы обоих звеньев, скорость на плаву – до 6 км/ч. Выходящие из корпуса лодки наружу валы трансмиссии уплотнены, а торсионы подвески проходят внутри вваренных поперек труб. Для равномерной нагрузки на гусеницы ведущие мосты расположены спереди каждого звена, с этой же целью большая часть агрегатов (двигатель, КП и раздаточная коробка) размещена в переднем звене, а полезную нагрузку несет в основном заднее. Двухзвенная схема дает массу возможностей, недоступных однозвенным машинам. При недостатке сцепления с грунтом гусениц одного звена (например, на отвесном, но коротком подъеме) его вытягивает или, наоборот, выталкивает горизонтально расположенное другое. Заблокировав соединяющий звенья шарнир, гидроцилиндры и дышла обоих звеньев, мы получаем жесткий треугольник – можно на время превратить машину в длиннющий однозвенник, способный переехать траншею трехметровой ширины и любой глубины.

Технические характеристики*

По выбору заказчика заднее звено может быть либо чисто грузовым, либо пассажирским на 15 мест. Еще 5 сидячих мест предусмотрено в переднем звене. Цена базовой версии вездехода – около 6,5 млн рублей, если же заказчик пожелает установить в заднем звене дополнительное оборудование, например, телескопическую стрелу с люлькой для обслуживания ЛЭП, бурильную установку и т. д., цена будет, соответственно, выше.

Подпишитесь на «За рулем» в