Портрет на фоне семейства

ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/БЫЛОЕ

ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СЕМЕЙСТВА

ЛЕГЕНДАРНАЯ "ТАТРА" ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ

Послевоенная Москва видела всякие машины: стрекочущие, дымящие ДКВ (острословы расшифровывали: дурак, кто выдумал), крепкие, безотказные БМВ, элегантные "мерседесы", величественные "хорьхи". Но этот автомобиль выглядел пришельцем даже не из другого мира, а с иной планеты. Обтекаемый кузов с диковинным плавником-килем на крыше, ветровое стекло из трех частей, три фары - не то дирижабль, не то катер. Прохожие просили открыть капот и с изумлением обнаруживали, что сзади (!) стоит V-образная "восьмерка" воздушного охлаждения...

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Семьдесят лет назад на заводе "Татра" в городе Копрживнице построили первый прототип с "аэродинамическим" - обтекаемым - кузовом. Для него шеф-конструктор фирмы Ганс Ледвинка выбрал двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения - аналогичные агрегаты прекрасно зарекомендовали себя на прежних "татровских" моделях 11 и 12 (ЗР, 1998, № 4). Но мотор здесь разместили сзади. Через два года появилась экспериментальная "Татра-V570", а на Лондонском мотор-шоу показали модель 75 "Фицморис", названную так в честь британского дилера "Татры". Машина с V-образным четырехцилиндровым "воздушником" имела довольно обыденную внешность, будто специально, чтобы больше удивить готовящейся сенсационной премьерой.

Она состоялась в Париже осенью 1934-го. "Татра-77" (такой индекс получила дебютантка) поражала не только необычным, авангардным дизайном. Подвеска всех колес была независимая, на поперечных рессорах. Трехлитровый мотор V8 воздушного охлаждения мощностью 60 л. с. и четырехступенчатая коробка передач с дифференциалом располагались в задней части просторного кузова.

За год построили всего сто пять машин. Кого-то отпугивала цена (модель, конечно, была недешевой), кого-то - необычность конструкции. Следующую модернизированную версию "77а" оснастили 70-сильным мотором, несколько изменили кузов. Ледвинке и дизайнеру "Татры" Эриху Уберлакеру удалось довести на ней коэффициент аэродинамического сопротивления Сх до 0,212! Неординарный облик дополняли панорамное, из трех частей, ветровое стеклом и третья фара. И все же не "семьдесят седьмая" стала вершиной "Татры". Самой известной моделью, прославившей марку далеко за пределами Европы и удивившую послевоенную Москву, стала "Татра-87".

"Татру-87" понемногу собирали даже во время войны - машина пришлась по душе немецким офицерам. По иронии судьбы в 1946-м как раз дюжиной "татр" оснастили подразделение британской разведки, которое разыскивало скрывающихся нацистских преступников.

Более всего прославил "восемьдесят седьмую" знаменитый пробег испытателей и журналистов Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, где машина продемонстрировала удивительную надежность и прочность. В конце 1940-х они пересекли Африку с севера на юг, проехав там, где до "татровских" вообще не катились автомобильные колеса. Достигнув мыса Доброй Надежды, путешественники телеграфировали в Прагу: "Воздушное охлаждение сохранило нам жизнь в пустыне".

Ганзелка и Зикмунд много путешествовали и потом, в том числе и по СССР, посетили редакцию "За рулем" (журнал публиковал их путевые очерки). Кстати, двигатель "Татры-87" стал героем необычного рекорда. Специальный поезд с обтекаемым локомотивом, преодолевший в 1936-м 397 км от Праги до Братиславы с остановкой в Брно всего за 4 часа 51 минуту, был оснащен двумя "татровскими" V8.

Модель делали до 1950-го. Всего было собрано чуть больше 3000 машин: они разбежались по миру - от Швеции до Аргентины. На них ездили президенты Чехословакии Клемент Готвальд и Антонин Запотоцкий, звезды чешской эстрады, автомобиль попал даже в гараж знаменитого кузовного маэстро Нуччо Бертоне. Один южноафриканский банкир предлагал Ганзелке и Зикмунду за "Татру" два "Линкольна".

Меньше повезло младшей сестре "87-й" - модели 97. Выпуск недорогой машины с 40-сильной "четверкой" начали в 1937-м. Двумя годами позже ее выставили на Берлинском автосалоне, а вскоре сняли с производства. Поговаривали - по приказу Гитлера, посчитавшего чехословацкий автомобиль конкурентом "Фольксвагену".

В 1946-м появился прототип "Татры-107" - наследницы "97-й". Машина получилась неудачной. Конструкторам пришлось советоваться с Ледвинкой, который в то время сидел в тюрьме (в годы оккупации он был директором завода). Доработанную модель под именем "600 Татраплан" начали выпускать в 1947-м. Двумя годами позже кузовное ателье "Содомка" сделало единственный кабриолет - в подарок И. В. Сталину на 70-летие. Кстати, генералиссимусу привезли и стандартную "87-ю" (машина Меркулова попалась на глаза и очень понравилась Светлане Аллилуевой). Впрочем, сам "отец народов" к автомобилям был равнодушен.

"Татру-600" недолго выпускали в Млада-Болеславе на заводе "Шкода". Машина оказала на конструкторов завода такое влияние, что несколько последующих десятилетий все легковые "шкоды" делали заднемоторными.

...В начале лета 1941-го отец взял Рэма Меркулова в командировку в Белоруссию. Там московский старшеклассник впервые увидел поразительный автомобиль, на котором ездил командующий военным округом. Это была "Татра-77". Рэм влюбился в машину с первого взгляда, но, конечно, никак не мог предполагать, что спустя несколько лет, в 1945-м, сам сядет за руль более совершенной "Татры-87". Автомобиль 1940 года попал в Москву из Германии совсем новым, с пробегом всего... 34 км. После нудной тысячекилометровой обкатки Рэм удалил из-под двухкамерного карбюратора ограничитель и, выехав на пустынное шоссе, вдавил педаль газа в пол. Когда стрелка спидометра достигла отметки 160 (!), будущий военный летчик сбросил скорость: появилось ощущение, что отрываешься от земли.

Устройство машины Рэм постигал сам, бывало, на горьком опыте. Однажды по совету опытных шоферов залил в коробку передач свежий нигрол. Ударил мороз, задние колеса отказались крутиться - вскоре агрегат пришлось перебирать. Коробку с отдельным маслонасосом нужно было заправлять только моторным маслом...

..."Татра-87" прекрасно подходила для дальних путешествий. Мощный двигатель, просторный салон, в дополнительном багажнике за задним сиденьем умещался взрослый человек (проверено!). Единственный недостаток - слабая "печка". Воздуха, нагреваемого выпускной системой, для наших зим маловато. Зато летом в Крыму "Татра" гордо обходила закипавшие на серпантинах "победы" и "москвичи". На безлюдном черноморском берегу машину задержали пограничники, всерьез подозревая, что такой "аппарат" способен уплыть за границу...

... После пробега за 200 тысяч на "87-й" поменяли поршневые кольца и расточили цилиндры (их на "Татре" можно снимать по одному). Токарь ворчал: "Что за цилиндры у ваших мотоциклов? Ни один резец не берет!"

Более серьезного ремонта за полмиллиона километров автомобиль не потребовал. Хозяин изредка меняет тормозные накладки и манжеты да обрабатывает шерстяной потолок... нафталином. Машина не потеряла ни ходовых качеств, ни способности удивлять даже искушенных автомобилистов диковинной конструкцией, основы которой в Копрживнице заложили 70 лет назад.

РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ

РЭМА ВСЕВОЛОДОВИЧА МЕРКУЛОВА

ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.

Прототип "Татра-V570" 1933 года (двигатель 2-цилиндровый, 855 см3).

"Татра-77" достигала 145 км/ч, расходуя в среднем 15 л бензина на 100 км.

"Татру-603" выпускали с 1956 по 1974 год. Несколько машин собрали специально для лидеров соцстран. Белую "Татру" Фиделя Кастро даже снабдили кондиционером.

"Татра-87" в Африке. Этот рейд положил начало традиции, которую "татры" - теперь уже грузовые - поддерживают по сию пору. А книга Ганзелки и Зикмунда "Африка грез и действительности" о путешествии 1947-1948 гг. выдержала множество переизданий, в том числе на русском, и также получила продолжение.

Подпишитесь на «За рулем» в