Нефтяные реки, золотые берега

НЕФТЯНЫЕ РЕКИ, ЗОЛОТЫЕ БЕРЕГА

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ПРЕЦЕДЕНТЫ

НЕФТЯНЫЕ РЕКИ, ЗОЛОТЫЕ БЕРЕГА

НЕПРИМИРИМЫЕ СОПЕРНИКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В АЛЬЯНСЫ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ВСЕ, ЧТО ТЕЧЕТ - СЛИВАЕТСЯ...

Прошедший год войдет в историю не только как последний год века и тысячелетия, но и как время беспрецедентных альянсов в мировой нефтяной промышленности. Начался он с того, что два крупных французских нефтяных концерна "Эльф" и "ТотальФина" объявили о слиянии. По условиям соглашения, "ТотальФина" приобретает акции нового партнера на сумму 49 млрд. долл., так что после объединения в мире появится еще один нефтяной гигант. Европейская комиссия, отвечающая за соблюдение правил конкуренции, дала согласие на этот альянс только после того, как "ТотальФина" обязалась содействовать эффективной конкуренции в розничной торговле горючим для транспорта и к тому же продать свое подразделение по торговле сжиженным газом - таковы требования антимонопольного законодательства.

Следующими о своем слиянии объявили американские "Экссон" и "Мобил". Правда, чтобы добиться на это разрешения ФТК - Федеральной торговой комиссии США, обеим нефтяным компаниям пришлось расстаться с частью своих активов. Самая серьезная потеря для них - продажа 2400 автозаправочных станций в северо-восточных штатах страны, Техасе и Калифорнии. Но зато они достигли своей главной цели - объединили усилия в конкурентной борьбе с государственными нефтяными компаниями Саудовской Аравии, Ирана, Мексики и Венесуэлы.

Меньше повезло еще одному широко разрекламированному альянсу - "Бритиш Петролеум-Амоко" и "Атлантик Ричфилд" (стоимость сделки - 27 млрд. долл.). ФТК блокирует проект, полагая, что объединение этих компаний приведет к еще большему повышению цен на нефть и газ по всему западному побережью.

Последняя и самая громкая сенсация ушедшего года в мире нефтебизнеса - покупка американским "Шевроном" американского же "Тексако", в результате чего на рынке появилась новая компания с новым именем "Шеврон-Тексако". Сумма сделки составляет более 35 млрд. долл. Капитал образовавшегося гиганта достиг 85 млрд. долл.! И хотя ведущие позиции трех главных лидеров мирового рынка "Экссон Мобил", "Ройал Датч Шелл" и "Бритиш Петролеум-Амоко" сохраняются, им придется с опаской оглядываться на новый мощный конгломерат.

А НАШЕ ДЕЛО - СТОРОНА?

Отнюдь. Все, что происходит на нефтяном рынке, нас касается, и даже очень. Это раньше за "железным занавесом" можно было делать вид, что законы мировой экономики не для нас. Теперь мы, кажется, начали осознавать, что Россия - часть единого мира. Вот, к примеру, объединенный "Экссон Мобил" заявляет: одно из главных направлений его "усиления присутствия" - Россия. Сейчас объединившиеся партнеры по отдельности участвуют в проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-3", а одна из дочерних структур "Экссон" частично финансирует строительство газопровода Сахалин-Япония. Объединив усилия, компании получат возможность более масштабно разворачивать инвестиционные программы. Не исключено, что и суммарный объем вложений в российские проекты будет увеличен. Тому есть примеры.

В 1998 году образованная после слияния английской "Бритиш Петролеум" и американской "Амоко" компания "Би-Пи Амоко" очень скоро стала крупнейшим российским инвестором (инвестиции - около 1 млрд. долл.). Надо полагать, сокращение управленческих расходов и, как правило, неизбежное совершенствование производства при объединении высвободят средства для вложений в новые проекты.

В странах бывшего СССР очень сильны сегодня позиции (особенно в том, что касается эксплуатации месторождений) у "Тексако". "Шеврон" практически возглавляет "Каспийский консорциум" нефтяных компаний, есть у него и опыт работы в России (пока, скорее, отрицательный). Правда, совсем недавно информационные агентства распространили сенсационное сообщение: "ЛУКойл" и "Шеврон" подписали протокол о намерениях с целью создать СП по производству присадок к смазочным маслам на Волгоградском НПЗ.

Две компании - американская и российская - имели возможность установить контакты во время совместного участия в разработке месторождений нефти в районе Каспийского моря, а вот теперь - совместное предприятие. До сих пор в России присадки для производства качественных смазочных масел не делали ("ЛУКойл" и ТНК закупают их за границей), значит, "Шеврон-Тексако" видит в российском рынке моторных масел перспективу. В будущем СП, естественно, станут делать присадки по зарубежной технологии и на импортном оборудовании, но из российского сырья и руками наших рабочих.

Не очень, правда, понятно в связи с этим, как дальше будут развиваться события на внутреннем рынке, в частности, в отношениях ТНК и "ЛУКойла" - основных конкурентов в нише высококачественных моторных масел. Ведь ТНК совместно с тем же "Тексако" организовала СП, которое с прошлого года разливает масла на Рязанском НПЗ. При этом руководители проекта подчеркивали, что намерены держать цены на 10% ниже, чем у аналогичных моторных масел "ЛУКойла", которому принадлежит около 40% рынка. Выходит, теперь конкурентную борьбу продолжат... две ветви одного концерна? Но это - из области казусов. Пока же можно сказать одно: остаться в стороне от процессов, идущих в мировой нефтяной промышленности, нам не грозит.

Иностранные компании заинтересованы в новых рынках, мы же не сможем выйти на новый качественный (и количественный) уровень производства без зарубежных инвестиций и технологий (тут мы безнадежно отстали). Так что впереди нас ждут, скорее всего, новые объединения, новые слияния, новые сенсации...

Подпишитесь на «За рулем» в