Толщинометр: смотрим вглубь

Покупая автомобиль на вторичном рынке (а порой и на первичном, увы), хочется убедиться, что продавец не скрыл темные пятна в его истории – к примеру, участие в ДТП с кузовным ремонтом. Обнаружить признаки шпаклевки, перекраски и даже замены деталей помогут толщиномеры. Но не все и не всегда.

Заводское лакокрасочное покрытие (ЛКП) современного автомобиля имеет вполне определенную и примерно одинаковую у всех моделей толщину: как правило, 100–140 мкм. Если же деталь рихтовали, то, сами понимаете, под слоем краски может быть даже пара миллиметров шпаклевки. Но даже если деталь просто меняли, последующая окраска в автосервисе тоже будет далека от заводских стандартов. В этом случае типичное значение толщины вряд ли будет менее 200 мкм – обычно немного больше. Ну а если ремонтники поскупились на грунтовку, то возможна и обратная картина: ЛКП может оказаться тоньше 100 мкм.

Толщиномеры дают возможность выявить эти отклонения. Стоят они от 400 рублей до многих тысяч. Мы приобрели «великолепную семерку» таких приборов и сравнили их возможности, удобство, стабильность показаний. Подопытным кроликом выступил «Фиат-Албеа», на котором меняли правую заднюю дверь и ремонтировали правую же заднюю стойку. Подробности, как обычно, в подписях и таблице; приборы расположены в художественном беспорядке.

Скажем сразу: даже самый примитивный толщиномер позволил обнаружить шпаклевку, но не перекраску. Приборы более высокого класса проверяют толщину ЛКП и на алюминиевых деталях. Что же касается работы по пластику, то здесь, увы, поможет лишь ультразвуковой толщиномер ценой с недорогое авто на том же вторичном рынке.

ФИЗИКА ПРОЦЕССА

Любой толщиномер – это прибор, определяющий расстояние от датчика до основы кузовной детали. Самый легкий случай, если эта основа стальная, то есть ферромагнитная. Здесь можно обойтись простым магнитным прибором стоимостью в несколько сотен рублей. Принцип его работы незатейлив: в корпусе спрятан постоянный магнит, механически соединенный со стрелкой-указателем. Чем ближе магнит оказывается к металлу, тем сильнее его притяжение и тем на больший угол отклоняется стрелка. Даже батарейка не нужна! Минусы – очень невысоки чувствительность и точность. Но слой шпаклевки толщиной около миллиметра он уловит с гарантией.

Более дорогими и точными являются электромагнитные толщиномеры, работающие на основе датчиков Холла или на принципе электромагнитной индукции. В последнем случае кузов как бы замыкает магнитную цепь трансформатора. И чем меньше зазор, определяемый толщиной ЛКП, тем сильнее сигнал. Можно также измерять изменение индуктивности катушки-сенсора. Такие приборы называются индуктивными.

С немагнитными материалами сложнее. К алюминию ничего не притягивается, и влияние его на индуктивность катушки очень слабое. Но можно навести в нем вихревые токи – тем более сильные, чем тоньше покрытие. Так работают вихретоковые толщиномеры. Отреагируют на алюминий и емкостные датчики. В них кузов становится как бы второй обкладкой конденсатора, образованного им и двумя электродами прибора. Чем тоньше покрытие, тем больше измеренная емкость. К недостаткам отнесем высокую чувствительность к влаге: она приводит к «короткому замыканию» электродов. Кроме того, их площадь довольно велика, поэтому таким прибором трудно работать по гнутым поверхностям.

А вот отличить пластмассу от нанесенной на нее краски сможет только ультразвуковой толщиномер-эхолот. Он измеряет время до прихода отраженного ультразвукового импульса. Представьте, насколько точным должен быть измеритель временной задержки!

Толщиномер-индикатор*

Изготовитель ООО «Джет Авто», Москва

Ориентировочная цена 400 руб.

Принцип работы – магнитный. Простейшая коробочка с магнитиком и стрелочкой внутри не внушала доверия, зато работала в любую погоду без батареек, кнопочек и прочих излишеств. На подопытном автомобиле с ходу определила шпаклевку на стойке, а вот к замененной двери осталась равнодушна. Этот прибор родом из СССР выпускается без изменений много лет, если не десятилетий.

*Выявляет скрытые дефекты кузова автомобиля.

ИТ-01*

Изготовитель ООО «АПЭЛ», Тольятти

Ориентировочная цена 3000 руб.

Индуктивный толщиномер, специализируется только на стальных кузовах. Очень прост в пользовании, имеет яркий светодиодный индикатор и фонарик, который поможет при инспектировании скрытых полостей или днища. Сразу выявил и замененную дверь, и выправленную стойку. К недостаткам отнесем ферритовые кольца катушек датчика: ими легко можно поцарапать краску, особенно если вести прибором по ней, чтобы непрерывно считывать показания.

*Индикатор толщины немагнитных покрытий.

ЕТ-14*

Изготовлен по заказу ООО «Евротрэйд»

Ориентировочная цена 6000 руб.

Вполне профессиональный прибор, о чем говорят и пластиковый кейс, и возможность накапливания результатов и последующей их закачки в компьютер через USB-порт. Управление режимами и калибровкой – через англоязычное меню. Но бумажная инструкция не русифицирована. А она нужна: настройка прибора не так уж проста. Определить халтурно окрашенную дверь и зашпаклеванную стойку для прибора – семечки. Не будет проблем и с алюминиевыми деталями.

*Толщиномер лакокрасочных покрытий.

ЕТ-04*

Изготовитель не указан

Ориентировочная цена 3000 руб.

Индикатор, по способу отображения толщины ЛКП похожий на САRAT-с, но работающий на электромагнитном принципе. Здесь датчик точечный, и потому криволинейные поверхности для него не проблема. Управляется единственной кнопкой. Видимо, поэтому на подробной инструкции сэкономили: рассказано лишь, что означают комбинации светодиодов, хотя это и так понятно по надписям около них. Замененную дверь прибор увидел на пределе своих возможностей, на правленую стойку указал однозначно. Перед алюминиевыми кузовами пасует.

*Тестер толщины лакокрасочного покрытия.

ЕТ-11S* Выбор ЗР!

Изготовитель CHY FIREMATE Company, Тайвань

Ориентировочная цена 5300 руб.

Внешне очень похож на CHY 113, но, в отличие от него, имеет комбинированный электромагнитный и вихретоковый датчик, что позволяет уверенно работать и по алюминию. Материал детали прибор определяет сам, зажигая на дисплее надписи Fe или Non Fe. Соответственно калибровочных дисков в комплекте два: стальной и алюминиевый. При испытаниях уверенно «высветил» и дверь, и стойку. Стоит ли переплачивать за «цветмет», если не собираетесь брать «алюминиевое» авто, решать вам.

*Прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия.

CHY 113* Выбор ЗР!

Изготовитель CHY FIREMATE Company, Тайвань

Ориентировочная цена 3600 руб.

Электромагнитный цифровой прибор показывает толщину покрытия только на черных металлах. В комплект входят неокрашенный диск и пленка толщиной 102 мкм, имитирующая слой краски, – они нужны для первоначальной калибровки. К достоинствам следует отнести подпружиненный датчик, который гарантирует стабильность силы прижатия к поверхности кузова. С поставленной задачей справился, сразу обнаружив более толстое покрытие на двери. Но алюминиевого капота «Ауди-А6» в упор не видит. Мы выбрали именно этот толщиномер, исходя из лучшего соотношения цена/качество.

*Толщиномер покрытий.

САRАТ-с*

Изготовитель ООО «ПМУ», Великие Луки

Ориентировочная цена 1900 руб.

Индикатор на емкостном принципе, при включении напоминает цветомузыку: переливается светодиодами всех цветов. Работает по стали или алюминию, но только по сухим: влага вызывает загорание синего светодиода – и на этом измерения заканчиваются. Прибор надежно выявил зашпаклеванную стойку, о замененной двери пытался сигнализировать, но как-то неуверенно. К недостаткам отнесем большую площадь датчика (30 мм в диаметре), что вносит погрешность на выгнутых поверхностях. Есть, однако, возможность обнулить индикацию в любом месте и потом проверять лишь отклонения толщины.

*Устройство для контроля толщины лакокрасочного покрытия.

Подпишитесь на «За рулем» в