Гайку победили!

ГАЙКУ ПОБЕДИЛИ!

Лучшее решение за Александром МИРОНОВЫМ из Домодедова. Ему премия - 3000 рублей.

Перед нами ответы читателей на конкурсную задачу в январском номере - о том, как отвернуть строптивую гайку шарового пальца опоры.

Сразу предупредим: предложения, в которых фигурировали "болгарка", "сварка", сложные приспособления и т. п., мы всерьез не рассматривали. Мы же ориентируемся на рядовых автолюбителей.

Большинство умельцев, уважительно относясь к серьезнейшему противнику - ржавчине, предлагают поливать закисшую резьбу проникающей жидкостью типа WD-40. Но, конечно, еще радикальнее растворять окислы "химией". С нею народ знаком не понаслышке. Вот человек предлагает спрыснуть строптивую гайку популярным напитком. Мы сами не пробовали, но о таком неординарном подходе к употреблению пищевых продуктов нам не раз сообщали.

Однако, судя по письмам, мастера-читатели чаще побеждают ржавчину уксусной кислотой (благо, купить ее не проблема).

А теперь о способах фиксации вращающегося пальца. Их немало.

Первый: нагрузить палец боковой силой - так крепко, чтобы он удерживался силами трения. Для этого вводят монтажку, ломик и т. п. между тормозным щитом и концом нижнего рычага. Отжимая щит, заставляют палец встать "на излом", что чаще всего и позволяет отвернуть гайку. У этого решения множество вариантов: кто-то вбивает между пальцем и соседними деталями широкий напильник, большое зубило и т. п., а кто - просит помощника вывернуть до отказа руль и давить на палец таким способом.

На наш взгляд, архимедов рычаг (попросту лом) тут "поглавнее" будет.

Следующие варианты более радикальны: зачем сохранять нетронутой старую опору? Поэтому смело разрезаем и удаляем защитный чехол, открывая доступ к цилиндрической части пальца. Его можно зажать "переставными" клещами, небольшим трубным ключом - лишь бы хватило места. Если резьба все-таки не поддастся, еще вариант: отвинтив крепеж, отделяем опору от рычага. Это позволит подобраться хорошим зубилом к трем сварочным точкам, соединяющим половинки корпуса. Разрубив их, выбрасываем нижнюю. А шаровая часть пальца - перед глазами. Если ее схватить клещами (на большом плече), то и удержать палец легче. Глядишь, гайка и пойдет...

Еще надежнее фиксируется палец, если корпус и шар засверлить на какую-то глубину, а потом застопорить подходящим бородком, винтом, гвоздем. Вот только чем сверлить? Инструмент нужен твердосплавный, ручной дрелью лучше и не начинать... А электрическая применима лишь в гараже. Поэтому данный вариант хотя и привлекателен, высокой оценки не получил.

Но если сверлить есть чем, а руки чешутся, все-таки предостережем: не следует дырявить сам поворотный кулак (было и такое предложение!). Ведь палец запрессован в гнездо, металл вокруг напряжен. Нельзя его ослаблять, а то кончится дело, не ровен час, серьезной поломкой на ходу.

В нескольких письмах предложено зажимать вращающийся палец винтом М6 длиной миллиметров 30, завернутым в гнездо резьбовой заглушки в донышке опоры. Понятно, что это приемлемо только для опор традиционной конструкции, а сработает не всегда. Если резьба помята и т. п., такой фиксации (практически по оси вращения пальца) вряд ли будет достаточно.

А вот решения простые и одновременно "фундаментальные". На кой нам старая гайка? Понимая это, авторы таких предложений, словно сговорившись, просто перерубают ее хорошим зубилом. Но гайка-то серьезная - с нею можно провозиться минут 10-15, а то и больше. Поэтому, если палец крутится, все же посадим его на место и приступим. В гаражных условиях (оговорки - см. выше) дело ускорится, если одну грань гайки засверлить, насколько сможете (сверло 6 мм или больше), а оставшиеся тонкие перемычки разрубить зубилом.

И все же есть более изящное решение. Нынче несложно обзавестись недорогим, но часто очень полезным приспособлением - гайкорезом. Самое лаконичное письмо, содержащее совет им воспользоваться, прислал Александр Миронов из Домодедова. В самом деле, почему бы и нет? Тем более, что для резки гайки не имеет значения, выпрессован палец или сидит на своем месте.

С премией вас, Александр Михайлович!

Подпишитесь на «За рулем» в