Цельнометаллический фургон — журнал За рулем

Цельнометаллический фургон

В новой рубрике мы представляем обзор сегмента российского рынка с указанием основных технических характеристик. Первыми в обзор вошли цельнометаллические фургоны, отличающиеся обилием модификаций: Citroen Jumper, FIAT Ducato, Peugeot Boxer, Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter, Ford Transit, Renault Master, IVECO Daily, «ГАЗель» производства «Группы ГАЗ».

Малый коммерческий транспорт был и остается незаменимым средством перемещения груза в городе и его окрестностях — там, где ограничения на ось ставят глухую стену на пути крупнотоннажников. Для такого рода перевозок производители предлагают различные модификации автомобилей, грузоподъемность которых начинается с тонны. В обзоре мы остановимся на цельнометаллических фургонах как наиболее востребованных в России. Их производителей множество, и все со своими особенностями. К примеру, в Европе особняком стоит Citroen — фактически основоположник применения переднего привода на коммерческих автомобилях с полукапотными кузовами или даже с вагонной компоновкой. Первые такие машины появились перед Второй мировой, но уже в 1947 году поставили на конвейер фургоны серии «Н» грузоподъемностью до 1200 кг и мотором мощностью 50 л. с. Единожды выбрав компоновку для легких грузовиков, Citroen уже от нее не отступал — строил не только автомобили своей марки, но и в начале 70-х помог FIAT с разработкой и запуском в производство подобного фургона. Когда в 1976 году давние конкуренты, земляки Citroen и Peugeot, объединились в группу PSA, появилась возможность объединить капиталы, технологии и конструкторские разработки, построить на троих общий завод.

С 1981 года на предприятии SEVEL в итальянском городе Валь ди Сангро выпускают унифицированные легкие грузовики полной массой от 2,5 до 3,5 тонны. При этом каждый партнер сохранил свою марку и название модели. У Citroen это Jumper («прыгун»), у Peugeot — Boxer. Французов тянет к спорту, итальянцев, похоже, к деньгам — FIAT свою версию назвал Ducato. Отличия есть в комплектации и оформлении передка. Наиболее актуально для коммерческого использования третье поколение близнецов, которое пошло в серию в 2006 году. Эти машины с несущим кузовом, поперечнорасположенным двигателем, передней подвеской типа McPherson и реечным рулевым механизмом — типичный набор обкатанных на миллионах легковушек технических решений. Но в задней подвеске — привычные на коммерческой технике малолистовые рессоры, опирающиеся на балку неведущего моста квадратного сечения. На короткобазных версиях по одному листу, на среднебазных — один плюс подрессорник, на длиннобазных — два листа.

Citroen Jumper

Citroen JumperCitroen Jumper
Citroen Jumper
Citroen Jumper

В эпоху глобализации обмениваются идеями и немецкие автогиганты — Mercedes и Volkswagen. К примеру, выпускаемый с 2006 года и переживший легкий рестайлинг в 2011-м Volkswagen Crafter по-прежнему унифицирован по большинству узлов с аналогичным малотоннажником Mercedes-Benz Sprinter. Фактически модели отличаются лишь двигателями, коробками передач, светотехникой, элементами внешней отделки и интерьера кабины. По соглашению между двумя автоконцернами их собирают на заводах Mercedes-Benz в Дюссельдорфе (цельнометаллические фургоны и автобусы) и Людвигсфельде (шасси и бортовые модификации). Модернизация 2011 года затронула экстерьер Crafter — слегка изменилась форма капота и несколько увеличилась решетка радиатора, но главным стала замена пятицилиндрового мотора четырехцилиндровым. Его привод газораспределительного механизма — ременный. С определенными ограничениями ресурс ремня доходит до 240 тысяч километров, но только в том случае, если навсегда забыть про пуск мотора с буксира. Тем, кто не приемлет подобных ограничений, лучше выбрать малотоннажник с «цепным» мотором (Sprinter, Boxer, Jumper, 3-литровый Daily и Transit).

Последний в списке — самый массовый в России коммерческий автомобиль зарубежной марки. Его переднеприводная и заднеприводная версии унифицированы на 90%, и при особом желании можно даже превратить второй в первый, заменив подрамник с силовым агрегатом и подвеской, затем сняв кардан и шестерни редуктора заднего моста. А наоборот — нельзя, поскольку благодаря отсутствию карданного вала уровень пола на переднеприводных версиях ниже на 100 мм. С 2007 года малыми сериями выпускают Transit 4х4 — он сделан на базе заднеприводного. Еще один приверженец выпуска и передне- и заднеприводных модификаций легких коммерческих грузовичков — Renault. Наряду с современной внешностью в новом Renault Master III полностью пересмотрена эргономика рабочего места водителя. Она теперь соответствует приоритетам, принятым в легковом автомобилестроении. Это касается посадки водителя, расположения приборов и органов управления, а также обзорности. Значительно возросло количество мест для хранения личных вещей (в дверях, передней панели, над лобовым стеклом). Наряду со всевозможными держателями для стаканчиков и бутылок появился дополнительный контейнер под пассажирскими сиденьями (в варианте трехместной кабины).

В качестве силовых агрегатов задействованы моторы из собственного производства в Клеоне. Они одинаково подходят как для переднеприводных (поперечное расположение мотора), так и заднеприводных (продольное расположение мотора) машин. Это дизельные двигатели последнего поколения 2.3 dCi (M9T) мощностью 100, 125 и 150 л. с. Полная масса машин колеблется от 2,8 до 4,5 тонны. Предусмотрено три варианта колесной базы, два варианта длины заднего свеса, три исполнения по высоте. В стандарте на Master устанавливаются такие системы обеспечения безопасности, как адаптивная ESP и ASR. За дополнительную плату — блокировка дифференциала.

У итальянского IVECO самая популярная в России модель это Daily. Успешность проекта подтверждает факт выпуска (три года назад) миллионного микроавтобуса IVECO Daily и свыше миллиона грузовых автомобилей, проданных в различных странах мира. Сегодня модели этой марки сходят с конвейеров заводов в Италии, Испании, Китае, Бразилии и Германии, а конструкция автомобиля постоянно совершенствуется. Главное отличие Daily от конкурентов — рамная конструкция шасси. То есть если на большинстве прочих автомобилей грузоподъемностью 1–2,5 тонны кузова и кабины приварены к тонкостенным лонжеронам, то инженеры IVECO пошли классическим путем, применив для рамы сталь толщиной 3–5 мм в зависимости от модификации. Причем большая часть силовых элементов конструкции соединена друг с другом не сваркой, а мощными заклепками, как это принято делать на большегрузной технике. Кузова и кабины к такой раме, как и положено, крепят болтами. Достоинство рамного шасси — стабильная прочность и жесткость, почти не уменьшающаяся с годами при длительном механическом воздействии при езде с перегрузом и развитии поверхностной коррозии лонжеронов. Кроме того, полноценная рама с должным запасом прочности позволила значительно расширить ряд модификаций Daily по грузоподъемности.

Российский автопром в сегменте малотоннажного транспорта предлагает перевозчикам грузовичок «ГАЗель». Парк в 1,2 миллиона единиц обеспечивает модели звание самого распространенного у нас коммерческого автомобиля. Но здесь преобладают модификации семейства ГАЗ-3302 — спецкузова на шасси и бортовые. Цельнометаллических фургонов и автобусов вместе взятых — в 1,6 раза меньше, и в этом принципиальное отличие «ГАЗели» от малотоннажников зарубежных фирм, которым свойственно прямо противоположное соотношение. Конструкция шасси нашего малотоннажника отличается не свойственной зарубежным одноклассникам простотой — рамное, с неразрезными мостами, с рессорной подвеской, рулевое с сошкой, поворотные кулаки на шкворнях. Редкая особенность 5-ступенчатой КП — наличие синхронизатора передачи заднего хода. В феврале 2010 года завод представил «ГАЗель-Бизнес». Это была вторая крупная модернизация модели — машину стали комплектовать узлами и деталями солидных зарубежных фирм. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем Bosch и оба цилиндра гидропривода сцепления Saсhs, чешские сальники Rubena, ГУР именитой фирмы ZF.

Peugeot Boxer

Peugeot BoxerPeugeot Boxer
Peugeot Boxer
Peugeot Boxer

FIAT Ducato

FIAT DucatoFIAT Ducato
FIAT Ducato
FIAT Ducato

Volkswagen Crafter

Volkswagen CrafterVolkswagen Crafter
Volkswagen Crafter
Volkswagen Crafter

Mercedes-Benz Sprinter

Mercedes-Benz SprinterMercedes-Benz Sprinter
Mercedes-Benz Sprinter
Mercedes-Benz Sprinter

Ford Transit

Ford TransitFord Transit
Ford Transit
Ford Transit

ГАЗель

ГАЗельГАЗель
ГАЗель
ГАЗель

IVECO Daily

IVECO DailyIVECO Daily
IVECO Daily
IVECO Daily

Renault Master

Renault MasterRenault Master
Renault Master
Renault Master

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые