Пешеходный переход: вас не видно!

В течение года мы несколько раз писали о проблемах пешеходных переходов. Но простой эксперимент нагляднее любой статьи. Результаты обобщил автор, он же пешеход, он же водитель.

МЕНЯЕМ ПРАВИЛА

В августовском номере ЗР выступил с рядом инициатив. Одно из предложений касалось перспективных изменений в ПДД. Сейчас правила разрешают оставлять автомобиль сразу за зеброй и запрещают парковаться ближе 5 м перед ней. Мы предлагаем запретить стоянку и остановку ближе 10 м перед и за пешеходным переходом в населенных пунктах, а вне населенных пунктов – ближе 50 м. Чтобы обосновать наше предложение, мы отправились на Дмитровский полигон.

Задача была поставлена следующая. На небольшом участке моделируем ситуацию, когда автомобиль припаркован сразу за пешеходным переходом (как разрешено сейчас) и в 10 м от него (как предлагаем мы). При этом из-за припаркованной машины будет выходить пешеход. Сможет ли водитель вовремя его заметить, чтобы избежать несчастья? А сам пешеход – видит ли приближающийся транспорт?

На полигоне нарисовали участок проезжей части из четырех полос с пешеходным переходом. Ширина каждой полосы 3 м, перехода – 4 м. Автомобиль, на котором водитель должен высматривать пешеходов, установили на расстоянии 40 м: мы учитывали, что остановочный путь на сухом асфальте при торможении со скорости 60 км/ч составляет примерно 37 м.

Поехали!

Ситуация 1

Водитель: «Приближаюсь к переходу, вижу неподвижный автомобиль слева. Впереди идущая машина не тормозит, пешеходов не видно. Можно спокойно проезжать через переход».

Пешеход: «Машин слева нет, справа из-за припаркованного авто ничего не видно. Выхожу на зебру. Приближающийся транспорт справа увидел, когда пересек одну полосу движения почти целиком!».

Ситуация однозначно опасная! Конечно, ПДД требуют от водителя при приближении к переходу снизить скорость, чтобы убедиться в отсутствии пешеходов. А пешеходы, в свою очередь, обязаны убедиться, что их пропускают. В нашей ситуации припаркованная машина – реальная угроза для пешехода. Тот не видит приближающийся автомобиль, водитель которого, в свою очередь, не может знать, что в следующую секунду на дороге появится человек… Такого быть не должно!

Ситуация 2

Водитель: «Вижу переход. Автомобиль впереди не снижает скорость и не тормозит. Справа пешеходов не видно. Можно проезжать переход… Стоп! На противоположном конце зебры пешеход! Снижаю скорость».

Пешеход: «Подхожу к переходу. Слева никого, справа вижу два автомобиля. Первый проезжает переход, второй снижает скорость. Меня увидели и пропускают. Можно идти».

В этом случае обзор и для водителей, и для пешехода отличный. Правда, не понравилась немного запоздалая реакция водителя на пешехода. Ведь всё внимание обращено на полосы по ходу движения. Поэтому установка светофоров на многополосных дорогах (строительство подземных или надземных переходов) – единственно правильное решение, которое поможет окончательно снять проблему.

Ситуация 3

Водитель: «Впереди переход. Справа никого, слева припаркованный автомобиль. Пешеходов не видно. На всякий случай сбавлю скорость».

Пешеход: «Слева дорога свободна. Справа ничего не видно из-за стоящей машины. Выхожу на зебру, пытаюсь посмотреть направо…»

И в этом случае велика вероятность трагедии. Пешеходу нужно дойти почти до середины дороги, чтобы увидеть автомобиль справа. Да и водитель заметил пешехода в опасной близости. Не должны возникать ситуации, когда кто-то из участников движения не может заблаговременно убедиться в безопасности своих действий!

Ситуация 4

Водитель: «На зебре никого. Слева стоит машина. Можно проезжать… Нет, опасность! За неподвижным авто стоит пешеход».

Пешеход: «Подхожу к зебре. Слева никого, справа едет машина. Потихоньку выхожу на переход. Авто справа скорость не снижает. Ничего, подожду… Ага, все-таки заметил! Перехожу дорогу».

На узкой двухполоске расстояние от припаркованной машины до перехода в 10 м не такое безопасное, как на четырехполосной. Тем не менее пешехода можно заметить раньше. Бесспорный плюс этой ситуации – открытый обзор для пешехода: правую часть дороги ему никто не закрывает.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОДТВЕРДИЛ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАШЕЙ ИНИЦИАТИВЫ: ПРАВИЛА ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ У ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ НУЖНО МЕНЯТЬ!

Подпишитесь на «За рулем» в