Для "всех звезд" не хватало "звезд"
СПОРТ
/ТРЕК
ДЛЯ "ВСЕХ ЗВЕЗД" НЕ ХВАТАЛО "ЗВЕЗД"
ГОНКИ НА ЛЬДУ
И БОРЬБА ПОД КОВРОМ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО / АНДРЕЙ КЛЕЩЕВ
Нормальному течению зимнего сезона вновь помешало противостояние двух федераций, которые никак не могут поделить власть в российском автоспорте. Федерация автоспорта и туризма (ФАСТ), официально признанная Госкомспортом РФ, как и год назад, составила свой календарь. И вновь объявила незаконными все соревнования Российской автомобильной федерации (РАФ). Между тем сегодня только РАФ наделена правом выдачи международных гоночных лицензий, и этим многое сказано. Кстати, именно РАФ в конце прошлого года провела награждение победителей чемпионатов и обладателей кубков страны медалями, которые предоставил... Госкомспорт.
В этой глупейшей ситуации спортсмены и команды ориентируются, похоже, по принципу "чей календарь лучше". Позиции РАФ, предложившей логичную и стройную систему соревнований по трековым гонкам, значительно сильнее. Зато ФАСТ удалось подставить свой флаг к нескольким престижным гонкам в подмосковном Раменском.
Из-за них-то, собственно, и разгорелся последний конфликт: ведущие столичные пилоты, выступающие в элитном классе "Супер-шипы", наотрез отказались стартовать в гонках ФАСТ и подготовили "собственную" трассу в Крылатском. На ней решили провести "альтернативные" этап чемпионата России и гонку "Все звезды", причем в те же дни, что и в Раменском. Представляете? К счастью, все обошлось даже без вмешательства воюющих федераций - спортсмены и организаторы договорились между собой напрямую.
Между тем класс "Супер-шипы" переживает не лучшие времена. В новом сезоне мы не увидели ни новых гонщиков, ни новых команд и лишь две новые машины. Парочку " Фольксваген Поло" приобрели специально для гонщиков из Казани - Рустема Минниханова и Айрата Шаймиева. Заводская команда АвтоВАЗа, казалось бы заинтересованного в рекламе своих 16-клапанных моторов (именно они стоят под капотами лучших "восьмерок"), в этом году вообще проигнорировала "шипованный" класс. Еще более печальный факт: впервые за два десятка лет с трудом удалось "набрать" 16 участников гонки "Все звезды".
Здесь названы только следствия кризиса, а не его причины. Первая - это дороговизна - непомерные затраты на то, чтобы просто участвовать в "Супер-шипах", не говоря уже о победах. Хорошо подготовленная "восьмерка" обходится примерно в 30 тыс. долларов без расходов на замену ломких двигателей, коробок передач и т. п. К тому же в сезоне-2001 объявлено всего четыре гонки на шипах. Для спортсменов это повод задуматься: а стоит ли огород городить ради четырех стартов?
Вторая причина (на наш взгляд, даже более весомая) - Сергей Успенский! Выбрав в середине 90-х "своим" автомобилем " Опель Корса", мэтр нашего автоспорта верен ему по сей день. За последние два года вокруг него сложился ореол непобедимого - он выигрывал абсолютно все "шипованные" гонки, в которых стартовал, и таким образом, не желая того, постепенно терял... желающих с ним бороться.
Куда лучше обстоят дела в относительно дешевом и доступном классе
А-1600. Здесь нет иномарок, 16-клапанных моторов и впрыска. Все на одинаковых карбюраторных "восьмерках" и шинах без шипов. Демократичность технических требований - двигатель популярности: на таких машинах ездят везде, от столицы до Находки. РАФ придумала даже новую систему чемпионата: финалу (в Набережных Челнах) предшествовали отборочные соревнования в "европейской" и "сибирской" зонах.
Конкуренция была чрезвычайно высока - на 22 путевки в финал претендовали свыше 60 пилотов! Немудрено, что в итоге туда не попали даже такие асы трека, как ижевчанин Сергей Балдыков и орловец Владимир Черевань. Да и среди тех, кто все-таки пробился в финал, но не в призеры гонки, оказались именитые Виталий Дудин, Ренас Мухаметзянов, Николай Конин, Фарит Бадретдинов - они не попали даже в первую десятку.
Тем не менее и класс А-1600 не застрахован от неурядиц. В ближайшие годы здесь разрешат впрыск топлива, увеличатся скорости, а вместе с ними и неизбежные столкновения на скользких трассах. Перевороты и аварии на "нешипованных гонках" - сами по себе не редкость, но возросшая конкуренция уже сейчас побуждает пилотов все чаще применять на треке "силовые" приемы со всеми вытекающими последствиями.
Финальная гонка в Набережных Челнах превратилась в форменное побоище. Сегодня правила разрешают пилоту "сфолить" два раза в шести заездах! Только после третьего явного фола он будет "удален с площадки". Ужесточение наказаний за грубую борьбу напрашивается само собой: трековые гонки изначально почитали, как соревнования высокого класса и высокой культуры. Впрочем, десятки тысяч зрителей, заполняющих трибуны трасс в Раменском и Омске, Пензе и Усадах, ничего не имеют против трековых "гонок на выживание". Так что федерации, которая по итогам 2001 года будет награждать медалями трековых чемпионов, есть над чем задуматься.
В элитном классе "Супер-шипы" вовсю хозяйничают иномарки.
Сергей Успенский в своем репертуаре: три победы из трех возможных.
Лучшим из тех, кто ездит в "Супер-шипах" на "восьмерках", был тольяттинец Алексей Иванов.
Типичные эпизоды заездов
на машинах "нешипованного" класса.
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМ
А-1600: 1. А. Белов (Тольятти); 2. А. Арифов; 3. С. Петрухин (оба - Казань); 4. А. Иванов (Тольятти); 5. В. Саблин (Омск); 6-7. С. Удод (Омск), Б. Маслов (Тольятти), все - VAZ 21083.
КУБОК "ЭССО-УЛЬТРОН"
А-1600: 1. А. Белов (Тольятти); 2. В. Черевань (Орел); 3. А. Сотников (Курск), все - VAZ 21083. "СУПЕР-ШИПЫ": 1. С. Успенский (Москва, " Опель Корса"); 2. Р. Минниханов (Казань, " Фольксваген Поло"); 3. А. Иванов (Тольятти, VAZ 21083).
"ВСЕ ЗВЕЗДЫ - ПАНАСОНИК-2001"
А-1600: 1. В. Черевань (Орел); 2. А. Белов (Тольятти); 3. Р. Мухаметзянов (Ижевск), все - VAZ 21083. "СУПЕР-ШИПЫ": 1. С. Успенский (Москва, " Опель Корса"); 2. Д. Нарышкин (Москва, " Опель Корса"); 3. А. Иванов (Тольятти, VAZ 21083).