Легче алюминия?

ЛЕГЧЕ АЛЮМИНИЯ?

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ЛЕГЧЕ АЛЮМИНИЯ?

СТАЛЬНЫЕ МАГНАТЫ НЕ СДАЮТСЯ

Нет, конечно же, Крупп и прочие без боя не сдадутся. Но чтобы победить новые материалы, надо изготовить детали автомобиля из стали не менее легкими, но более дешевыми. Задача непростая и для ее решения 30 известных металлургических фирм объединились в консорциум. Проект назван ULSAC (Ultra Light Steel Auto Closures - сверхлегкие стальные автомобильные "крышки", то есть навесные элементы).

Ранее мы писали о подобном проекте ULSAB по облегчению каркаса кузова (ЗР, 1998, № 8), теперь пришел черед дверей и капотов. Технологам консорциума удалось облегчить их на 27-32%, сохранив себестоимость на прежнем уровне. Недавно была продемонстрирована дверь легкового автомобиля, изготовленная по новой технологии с применением высокопрочных стальных сплавов, гидроформованных полых профилей, лазерной сварки. Ее масса (без стекла и внутренних механизмов) составила всего... 10,47 кг, что на целых 42% легче традиционной конструкции! Как заявил президент консорциума д-р Кристоф Шнайдер, "производители стали хотят оказать помощь автомобильным концернам в выпуске надежных, легких и экологически чистых автомобилей".

Об экологии, кстати, упомянуто отнюдь не случайно. Дело в том, что ставшие популярными в семидесятые годы пластиковые бензобаки пропускают сквозь свои стенки пары топлива - около 18 г за сутки. По нынешним, а тем более перспективным "меркам", это слишком много: калифорнийские законодатели с 2001 года допускают утечку углеводородов в атмосферу до 2 г/сутки, а с 2004-го - 0,5 г! Тут-то и вспомнили о стальном баке, не пропускающем вообще ничего. Правда, вместо вредного свинца защищать новые баки от коррозии будут покрытия из цинка и никеля плюс тончайшая пластиковая оболочка. Есть также варианты горячего алюминирования (к ним склоняются Германия и Япония) и даже использования новых сортов нержавейки.

Не забыли сталелитейщики и о колесах. Казалось бы, что можно противопоставить красивым, легким и прочным легкосплавным дискам? Новые стали марок DP600 и DR600 позволили снизить массу штампованного диска на 20%: 15-дюймовый обод весит всего 6,75 кг при прежних прочности и стоимости. Это лишь на 1250 г тяжелее гораздо более дорогого алюминиевого конкурента! Кроме того, проходит испытания биметаллический стальной диск, сваренный лазером из двух полос стали разных сортов. Его масса - всего 5,3 кг, то есть меньше алюминиевого аналога!

Так работает вода, формуя стальные профили.

Подпишитесь на «За рулем» в