Таблетка для возбуждения

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ "САМАРЫ" - ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ, НО...

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Если генератор на "Самаре" неожиданно "задурил", то вам может понадобиться таблетка. Не для себя - для генератора.

Напомним в двух словах, для чего "прописывают" подобные таблетки. Дело в том, что напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для его стабилизации на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора, управляя током обмотки возбуждения. Именно этим и занимаются интегральные регуляторы напряжения (ИРН), они же - "таблетки".

Купить "таблетку" сегодня несложно - мы остановились на магическом числе семь. Может быть, и наша экспертиза обойдется на сей раз без явного брака? Внешний вид "семерки" показан на фото 1-7.

Если предшественник "таблеток" из семейства вибрационных реле-регуляторов и их контактно-транзисторных сородичей были ремонтопригодными, то все приобретенные нами - "одноразовые": не подействовала - покупай новую. Исключение составляет только № 4 - щеточный узел изделия выполнен съемным, а потому при должной сноровке его можно быстро заменить на аналогичный, если таковой имеется под рукой. Еще одно конструктивное отличие этой "таблетки" - так называемый вывод "Б" в виде торчащего наружу провода с клеммой. На него следует подать "плюс" - иначе изделие работать не будет.

Тех, кто любой ценой будет пытаться собрать из нескольких неисправных регуляторов один нормальный, отговаривать не станем - досуг бывает разным. Постарайтесь, по крайней мере, не перегреть паяльником пластмассовый корпус "таблетки"... А мы тем временем проверим наши покупки на соответствие требованиям ГОСТов, технических условий и прочих солидных документов. Оценим внешность изделий, измерим уровень регулируемого напряжения, а затем сымитируем несколько аварийных ситуаций. Краткие комментарии, как обычно, разместим под соответствующим фото, а данные измерений укажем в таблице.

Регулируемое "таблетками" напряжение измеряли многократно. Сначала - при частоте вращения ротора генератора n=4000 об/мин и токе нагрузки 18 А, когда температура окружающей среды равнялась 25°С, а емкость аккумуляторной батареи составляла 50, 75 и 100% от номинала. Напряжение должно равняться 13,9-14,3 В. Затем задачу усложнили: частоту вращения ротора стали изменять в пределах от 2200 до 10 000 об/мин, нагрузку - от 0,3 до 36 А, а температуру - от -20 до +85°С. Напомним, что в этих случаях регулируемое напряжение не должно выходить за пределы диапазона от 13,5 до 14,6 В. Заодно проверили величину падения напряжения в выходной цепи ИРН - вольтметр должен показать не более 1,3 В.

"Издевались" над изделиями так. Сначала заставили "попотеть" силовую часть их электронной начинки: из привычного режима "включился-выключился" загнали ее на предел возможного. Судите сами: частота вращения ротора - 2200 об/мин, ток нагрузки генератора - 36 А, емкость аккумулятора - всего 40%... В таких условиях ток через обмотку возбуждения генератора должен протекать постоянно - и так полчаса. Затем испытали изделия на "дуракоустойчивость" и пару десятков раз "случайно" отключили "массу" аккумулятора. Во всех правильных пособиях написано, что так делать нельзя, но...

Что обычно делает "чайник", полностью разрядивший свой аккумулятор и все-таки не сумевший пустить двигатель? Правильно - он устанавливает под капот исправную батарею соседа, заводит машину, а затем, не глуша двигатель, снимает чужой аккумулятор и возвращает на место собственный... Фактически мы проделали то же самое - при токах нагрузки от 10 до 36 А. А "под занавес" попробовали "поиграть" с клеммой "Ш" - это та, что соединена с обмоткой возбуждения генератора через одну из щеток. Токи нагрузки те же, а контакт по нашей милости то появится, то исчезнет - и так 17 раз для каждой "таблетки".

Результаты испытаний оказались много лучше, чем ожидалось. Все регуляторы легко "подружились" с вольтметром и уложились в требуемый диапазон стабилизации напряжения. Более того, ни один из них не испугался наших "пыток" - с такими изделиями средний "чайник" может по-прежнему не читать книжек. Как тут не вспомнить про магию числа семь...

А для тех, кто любит читать, по секрету сообщим - в требования технических условий под "пытками" уложились не все! И если изделия № 1, 2, 3 и 7 не забыли своих обязанностей даже при отключении "массы", то № 4, 5, 6 при этом "дрогнули". Можно ли "упрекнуть" их в этом или нет - судить читателям. Нам же кажется, что при наличии выбора стоит отдать предпочтение тем изделиям, которые вообще не дали повода усомниться в своих достоинствах. Тем более, что цена всех семи регуляторов практически одинакова.

361.3702

Изготовитель / ОАО "Автоэлектроника",

Калуга

Маркировка изделия правильная: указаны фирменный знак изготовителя, основные параметры и дата выпуска. "Обычные" режимы проверки регулятор выдержал нормально, а при "аварийных" продемонстрировал абсолютное спокойствие, не "шелохнувшись" ни на десятую долю вольта.

Резюме - отличное изделие.

46.3702

Изготовитель / ОАО "Автоприбор",

Владимир

Не указан ни один из основных параметров изделия - странно. А по "электрике" вопросов нет.

Резюме - все хорошо, но ГОСТ по маркировке нужно уважать.

54.3702

Изготовитель / ООО "АСТРО",

Пенза

К маркировке претензий нет. К профессионализму - тоже.

Резюме - не подведет.

56.3702

Изготовитель / ООО "АСТРО",

Пенза

Маркировка нормальная. Вот "хулиганить" с таким изделием не стоит - при "аварийных" отключениях батареи можно что-нибудь спалить. Да и вообще, для "Самары" торчащий проводок ни к чему.

Резюме - профессионал справится, а "чайнику" такое не нужно.

61.3702

Изготовитель / фирма "Энергомаш",

Калуга

Маркировка претензий не вызывает. При "пытках" чуть-чуть вылезло за "рамки приличий", но это не беда.

Резюме - нормальное изделие.

Я212А11

Изготовитель / по-видимому,

фирма VTN

Лидер по "отсутствию" маркировки - не указаны ни параметры, ни дата изготовления... Поэтому даже приклеенный ярлык VTN доверия не вызывает. В нормальных режимах ведет себя хорошо, а вот при "аварийных" - капризничает.

Резюме - на безрыбье сойдет, но в целом не понравилось.

Я212А11Е

Изготовитель / по-видимому, СКБ

"Элькор", Нальчик

Параметры изделия не указаны, но "материальная часть" - в порядке.

Резюме - до оценки "отлично" не дотянуло.

Подпишитесь на «За рулем» в