Служу Отечеству: армия спасения — журнал За рулем

Служу Отечеству: армия спасения

Современная армия должна быть моторизована, подвижна и вооружена до зубов — иначе противника не одолеть. Чтобы выяснить, как обстоят дела на самом деле, автор отправился служить в действующую часть, на полигон в Капустином Яру.

1

1

Я спросил «замполита» 161-й школы техников РВСН, куда пошел на два дня осваивать матчасть и управление огромными многоосными ракетовозами: «От кого страну защищаем?». Роман ухмыльнулся: «Будто сам не знаешь, за новостями не следишь».

Как же, помню и американский «гуманитарный» флот в Черном море, кинувшийся помогать Грузии во время конфликта с Южной Осетией, и прошлогодние настоятельные требования китайцев передвинуть нашу границу на Алтае вглубь страны. Поэтому не стал более тревожить майора, а попросил поскорей отправить меня в казарму, чтобы на деле крепить оборону страны.

ПО КОНТРАКТУ

Полигон «Капустин Яр»: в 40 километрах Астрахань, в пяти — речка Ахтуба. За оградой прячется 161-я школа техников РВСН.

Полигон «Капустин Яр»: в 40 километрах Астрахань, в пяти — речка Ахтуба. За оградой прячется 161-я школа техников РВСН.Полигон «Капустин Яр»: в 40 километрах Астрахань, в пяти — речка Ахтуба. За оградой прячется 161-я школа техников РВСН.
Полигон «Капустин Яр»: в 40 километрах Астрахань, в пяти — речка Ахтуба. За оградой прячется 161-я школа техников РВСН.

Журналиста определили не к срочникам, а к контрактникам. Школа ими славится, она единственная в стране десятки лет готовит специалистов высшей пробы, способных справиться со сверхмощными уникальными машинами для перевозки ядерных дубинок — ракет «Тополь-М».

Парни грызут науку почти три года, в конце получают диплом об окончании среднего технического учебного заведения и отправляются служить в войска, к боевым тягачам. Ума-разума курсанты набираются у гражданских преподавателей. Тут и углубленное изучение иностранного языка, и курсовые работы по теплотехнике и проектированию двигателей внутреннего сгорания. Словом, предметов не меньше, чем в гражданском колледже, а то и больше. Учиться стараются. Не успеваешь — отчислят.

Время быстро шагает. Почти у каждого курсанта есть собственные ноутбук и смартфон, изучают они «прикладную» ядерную физику. Но верный курс по-прежнему указывает Ильич.

Время быстро шагает. Почти у каждого курсанта есть собственные ноутбук и смартфон, изучают они «прикладную» ядерную физику. Но верный курс по-прежнему указывает Ильич.Время быстро шагает. Почти у каждого курсанта есть собственные ноутбук и смартфон, изучают они «прикладную» ядерную физику. Но верный курс по-прежнему указывает Ильич.
Время быстро шагает. Почти у каждого курсанта есть собственные ноутбук и смартфон, изучают они «прикладную» ядерную физику. Но верный курс по-прежнему указывает Ильич.

Держаться есть за что. Стипендия 20 тысяч. Кормят, поят и дают кров за счет заведения. Да, жить приходится в казарме (если с семьей, то в военном городке Знаменске) и сносить тяготы армейской службы. Но такой доход и условия образования на гражданке еще поискать.

Мой первый армейский дружок замкомвзвода Витя Дынников (художник, детский учитель из Волгоградской области) сейчас получает 22 тысячи, а будет еще больше. Плюс 75% к жалованью, когда сдаст армейский спортивный норматив. Для него пустяк, ведь он за два года превратился в атлета.

Кстати, я был восхищен комплекцией не только курсантов, но офицеров школы. Ни одного пузана — крепкие, статные. Оказывается, и они должны сдавать спортивный экзамен. Например, километр кросса за 3 минуты 15 секунд. Не уложился — рапорт на стол и в тыл. Я даже засомневался, смогу ли быть на одном уровне с военными. Когда последний раз отжимался, подтягивался? Забыл. Надеялся лишь в аудитории не подкачать: еще помню устройство автомобиля, сопромат и термех.

Курсанты давно сменили сапоги на «берцы». Мне выдали удобные — мягкие, уже разношенные.

Курсанты давно сменили сапоги на «берцы». Мне выдали удобные — мягкие, уже разношенные. Курсанты давно сменили сапоги на «берцы». Мне выдали удобные — мягкие, уже разношенные.
Курсанты давно сменили сапоги на «берцы». Мне выдали удобные — мягкие, уже разношенные.

Из формы понравилось нижнее белье с начесом, шапка, портупея и перчатки. Остальное не впечатлило. Кто придумал модель гимнастерки с погоном на животе? Когда увидел роту в сборе, никак не мог определить, где капитан, где сержант, где лейтенант. Взгляд скользил по плечам, а там пусто. Чтобы узнать звание, нужно забежать вперед и ткнуться носом в грудь коллеги. Иначе никак.

Помню, в прессе критиковали бушлат. Дескать, холодный, продувает. Подтверждаю: правда. На степном полигоне ветерок легко пробил с виду толстую куртку и добрался до ребер. Вот где я забегал.

С голодным молодым бойцом сослуживцы поделились своей пайкой. Масла не пожалели, спасибо.

С голодным молодым бойцом сослуживцы поделились своей пайкой. Масла не пожалели, спасибо.С голодным молодым бойцом сослуживцы поделились своей пайкой. Масла не пожалели, спасибо.
С голодным молодым бойцом сослуживцы поделились своей пайкой. Масла не пожалели, спасибо.

РОТА, ПОДЪЕМ!

Вечером влился в роту, встретили радушно, хотя и сдержанно. Дальше всё по распорядку. Просмотр новостей на выверенном канале «Вести 24». Лекция о вреде наркотиков и табакокурения, вечерняя прогулка с песнями и барабаном, поверка. Отбой в 21:30. Думал, после него все замирает, как в детском саду: на правый бок и ручки под щеку. Нет, казарма полна ночной жизни, хотя и тихой, размеренной. Кто-то постоянно шмыгает туда-сюда. Скрипят кровати. Тем не менее спать на хорошо натянутой лежанке комфортно. Расстояние между кроватями по 2 метра, а в теплой казарме всего 44 нехрапящих бойца. Я отправился к Морфею почти сразу.

Побудка в шесть утра не застигла врасплох. За полчаса до нее в зале задвигались, и я проснулся. К зычному «рота, подъем!» уже оделся. Нынче до отбоя выполняю всё вместе с курсантами, без скидок и поблажек. В 6:10 уже на плацу, на зарядке.

Темно — глаз выколи. О фонарях и лампочках теперь заботится сторонняя, нанятая министерством обороны организация. Строительство зданий, ремонт, уборка территории, наконец, питание тоже за аутсорсингом. Идея верна: курсант должен постигать военную науку, а не картошку чистить, — но результаты труда этих компаний не шибко видны, хотя заказчик регулярно переводит деньги. Вот уж не думал, что так прямо столкнусь с печально знаменитыми «Славянкой» и «Оборонсервисом».

МАЗ-543М. Четырехосники используют в основном как машины обеспечения ракетного комплекса. Возят на своем горбу «гостиницы» — штаб, пункт управления, локацию.

МАЗ-543М. Четырехосники используют в основном как машины обеспечения ракетного комплекса. Возят на своем горбу «гостиницы» — штаб, пункт управления, локацию. МАЗ-543М. Четырехосники используют в основном как машины обеспечения ракетного комплекса. Возят на своем горбу «гостиницы» — штаб, пункт управления, локацию.
МАЗ-543М. Четырехосники используют в основном как машины обеспечения ракетного комплекса. Возят на своем горбу «гостиницы» — штаб, пункт управления, локацию.

БЕГОМ — МАРШ!

Солдат должен хорошо выглядеть даже в плохом свете. Поэтому никто не жалуется, а бежит положенный кросс. Я пока не отстаю, только завидую командиру роты, который успевает на бегу говорить по мобильному. Какое же здоровье надо иметь! Час максимальной нагрузки, да это не зарядка — тренировка. Если бы в завершение предложили еще раз покачать пресс на турнике, отступил бы — силы иссякли.

А ведь предстоят еще два «углубленных» спортивно-массовых занятия после уроков. Там есть специализация, и я записался на борьбу. Это лучше, чем жим на брусьях. Схватил соперника за куртку и можешь отдохнуть, пока он пытается уронить тебя на ковер. Но без спорта курсанту нельзя. Ракетовоз, на котором я скоро помчу, требует крепких рук и отличной физической формы.

На завтрак строем. Там вообще везде строем. С непривычки я все еще не попадаю в ногу, поворачиваю поздно или утыкаюсь в спины товарищей, чем вызываю добрый смех не только взвода, но и всей роты. Все равно мне приятно: вижу, парни стараются помочь. Уже чувствую локоть товарища — и горжусь этим.

13

13

Завтрак, обед, ужин повергли в уныние. Хотя всё по весу (проверил) и калорийности соответствовало норме. Но этим сыт не будешь. Щи без единой блесточки жира, каша — рис на воде. Набрал сала — думал восполнить баланс. Напрасно. Это не тот продукт, тающий во рту. Напоминает кирзу с остро-соленым вкусом. Хорошо, масла и хлеба в достатке. Сокурсники поделились со мной своей пайкой.

Правда, через пару дней, когда покинул расположение школы, Витя Дынников отписал, что с едой наладилось — сменили поставщика. Новый возит высококачественные продукты в одноразовой упаковке. Скажем, масло, сыр, сок в индивидуальной фасовке. Положено пять коробочек по 200 граммов — получи. Молодец командир части, добился своего!

Кабина стеклопластиковая, не бронированная. Да и ни к чему. Вокруг ракетовоза должно быть столько охраны, чтобы и мышь не проскользнула.

Кабина стеклопластиковая, не бронированная. Да и ни к чему. Вокруг ракетовоза должно быть столько охраны, чтобы и мышь не проскользнула.Кабина стеклопластиковая, не бронированная. Да и ни к чему. Вокруг ракетовоза должно быть столько охраны, чтобы и мышь не проскользнула.
Кабина стеклопластиковая, не бронированная. Да и ни к чему. Вокруг ракетовоза должно быть столько охраны, чтобы и мышь не проскользнула.

УЧЕНЬЕ — СВЕТ

Очень переживал, что нет кожаного планшета: у всех есть, а у меня нет. Конспекты некуда складывать, да и вид без него, словно у прогульщика. Выдали — я приосанился и отправился на занятия. Для меня это самая увлекательная часть службы. Оснащение классов поражает масштабами. В учебных залах не маленькие макеты, а настоящие ракетовозы МАЗ-543, —7917 — целиком и разрезные. Хочешь посмотреть, как устроена подвеска? Вот она и в деталях, и в сборе. Изучай. Мало того, все это движется, вращается.

На практическом занятии мы с товарищем меняли колесо. На МАЗе домкрат не нужен: благодаря независимой подвеске всех колес любое можно вывесить прямо на земле. Всё очень быстро. Машина не укатится, там еще 13 колес. В запаске нет нужды, для замены пробитого на нагруженной оси можно снять колесо из середины. В норматив мы не уложились, и слава богу: поспеши я — точно кого-нибудь придавил бы колесом. А в нем 270 килограммов.

Пока менял колесо, вспотел не раз. Весит оно 270 кг. Из подручных средств только монтировки да торцовые ключи.

Пока менял колесо, вспотел не раз. Весит оно 270 кг. Из подручных средств только монтировки да торцовые ключи.Пока менял колесо, вспотел не раз. Весит оно 270 кг. Из подручных средств только монтировки да торцовые ключи.
Пока менял колесо, вспотел не раз. Весит оно 270 кг. Из подручных средств только монтировки да торцовые ключи.

На паре по теории успел поспорить с преподавателем о плече обкатки управляемых колес и целесообразности закачки азота в пневмоподвеску ракетовоза. Не выгнали и даже не осудили. В школе приветствуются пытливые умы. А мне было чрезвычайно приятно еще раз послушать лекцию по конструкции автомобиля. Словно вновь побывал на кафедре в родном МАДИ.

Понравилась учеба на тренажерах. Да это и не учеба вовсе, а игра для взрослых дядек. В 161-й школе смонтировали недавно самые что ни на есть современные стенды для отработки действий механиков за рулем настоящих тягачей. Садишься в кабину реального ракетоносца — и в путь. За окном битва: с шумом проносятся реактивные самолеты, горят танки, гремят взрывы, от них воронки, только уворачивайся. Кабину потряхивают взрывные волны, машина кренится на спусках, подъемах, дергается при остановках и разгоне. В наушниках звучит голос командира, взирающего со стороны за твоими выкрутасами. Ощущение очень близкое к реальности.

Тренажер для виртуальных покатушек. Больше десятка уровней. Нужно одолеть все, вывести машину на позицию и разгромить врага. Тогда допустят к живым тягачам.

Тренажер для виртуальных покатушек. Больше десятка уровней. Нужно одолеть все, вывести машину на позицию и разгромить врага. Тогда допустят к живым тягачам.  Тренажер для виртуальных покатушек. Больше десятка уровней. Нужно одолеть все, вывести машину на позицию и разгромить врага. Тогда допустят к живым тягачам.
Тренажер для виртуальных покатушек. Больше десятка уровней. Нужно одолеть все, вывести машину на позицию и разгромить врага. Тогда допустят к живым тягачам.

Если бы не расписание, катался бы до вечера, настолько увлекательно. Наверное, подобные тренажеры есть только у летчиков. Ни в одном игровом центре таких не встретить, даже в Лас-Вегасе проще.

Прежде чем сесть за руль живого тягача, каждый курсант обязан провести в виртуальной реальности не менее 10 часов. И это оправданно. Алгоритм действий тут можно отточить до автоматизма, а ракетовоз хоть и несложен в управлении, но прежде, чем тронешься, нужно нажать десяток рычажков, как в самолете. И потом, в «кузове» не мешок картошки. Ответственность-то какая!

Шестой уровень «батла» сдал на удовлетворительно. Чтобы попасть на следующий, нужно потренироваться в объезде воронок: пару раз чуть не перевернул тяжеленную махину.

Селектор автомата без кожи и шелковых строчек. Но работает всё на зависть иным легковым машинам с автоматической передачей. Переключается вовремя. И старт без рывков.

Селектор автомата без кожи и шелковых строчек. Но работает всё на зависть иным легковым машинам с автоматической передачей. Переключается вовремя. И старт без рывков.  Селектор автомата без кожи и шелковых строчек. Но работает всё на зависть иным легковым машинам с автоматической передачей. Переключается вовремя. И старт без рывков.
Селектор автомата без кожи и шелковых строчек. Но работает всё на зависть иным легковым машинам с автоматической передачей. Переключается вовремя. И старт без рывков.

ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

Если бы не инструктор сзади, в жизни не пустил бы мотор и не тронулся. Помню из вчерашнего, что надо сначала продуть отсек огромных аккумуляторных батарей. Их четыре штуки. Все выделяют водород, не проветрил помещение — может и рвануть. Дальше как отрезало: то ли масло откачать, затем включить насос правого бака, то ли наоборот.

Двигатель рыкнул, выбросил клуб дыма и уверенно заурчал на холостых. «Трогай, милый, враг не дремлет, — слышу бодрый голос инструктора Дмитрия Дуюнова. — Ездил с автоматом? Вот здесь примерно так же. Все просто, селектор в положение 1 — и пошел». Коробка передач на МАЗе-7917 автоматическая, с гидротрансформатором, шесть осей ведущие (все, кроме средней). Колеса на первых четырех осях поворотные. Радиус — 27 метров.

К педалям тормоза и газа даже не привыкал. Они как на карте. Левой тормозишь, правой «гари» подкидываешь. Удобно.

К педалям тормоза и газа даже не привыкал. Они как на карте. Левой тормозишь, правой «гари» подкидываешь. Удобно. К педалям тормоза и газа даже не привыкал. Они как на карте. Левой тормозишь, правой «гари» подкидываешь. Удобно.
К педалям тормоза и газа даже не привыкал. Они как на карте. Левой тормозишь, правой «гари» подкидываешь. Удобно.

Слова старшего прапорщика вселяют в меня уверенность, и я разгоняю 100-тонный агрегат (машина 34 тонны плюс пусковая установка с ракетой 63 тонны). Как же легко идет тягач! Надавил, и он прытко ускоряется. Еще бы, под капотом танковый 700-сильный дизель V12. Мне нравится эта мощь.

Большой руль вращается легко, но я чувствую реакцию дороги. Быстро привыкаю к огромным габаритам машины. Хотя за хвостом все время поглядываю: неровен час, снесу какую-нибудь постройку на полигоне. Ведь длина поезда около 20 метров.

Опасался, что обзор будет никудышный, — ошибся: видно хорошо. Это в четырехосном МАЗе-543, усевшись прямо, видишь только 20 метров впереди, остальное съедает навес крыши. А здесь раздолье. Но не легковушка и даже не трак. Впрочем, нечего по сторонам глазеть, огромной машине все препятствия по колесу. Если раздавил что — война спишет.

Подвеска каждого колеса независимая. Гидропневматичекий амортизатор хорош и надежен. Его даже использовали в гоночных автомобилях на «Дакаре».

Подвеска каждого колеса независимая. Гидропневматичекий амортизатор хорош и надежен. Его даже использовали в гоночных автомобилях на «Дакаре». Подвеска каждого колеса независимая. Гидропневматичекий амортизатор хорош и надежен. Его даже использовали в гоночных автомобилях на «Дакаре».
Подвеска каждого колеса независимая. Гидропневматичекий амортизатор хорош и надежен. Его даже использовали в гоночных автомобилях на «Дакаре».

Проезжаю по бетонным дорожкам на отлично, на хорошо справляюсь с упражнениями на площадке. Теперь бездорожье. Это по мне! Здесь машина — как лягушка в своем болоте. Независимая подвеска каждого колеса облизывает любую неровность, сороконожка цепляется за каждый бугорок и быстро мчит по буеракам. Плавность хода, что в лимузине.

Офицеры утверждают, что боевые маршруты проложены в основном по дорогам и вне их ездить не придется. Лукавят. Хранят военную тайну. Машину минчане строили именно как самый выдающийся вездеход в мире. Иначе зачем дорожный просвет в полметра, блокировки осей, полный привод, мощная подкачка колес и широченные зубастые шины?

В ступице планетарная передача. Колесо задымило. Подумал, что сломал узел. Нет, колодки сильно развели.

В ступице планетарная передача. Колесо задымило. Подумал, что сломал узел. Нет, колодки сильно развели.В ступице планетарная передача. Колесо задымило. Подумал, что сломал узел. Нет, колодки сильно развели.
В ступице планетарная передача. Колесо задымило. Подумал, что сломал узел. Нет, колодки сильно развели.

В степи легко разогнал аппарат до разрешенных 40 км/ч. Хотел даже добавить, но Дмитрий напомнил: «Товарищ курсант, не увлекайтесь! Представьте, что наверху не бочка с водой, как сейчас, а ядерная боеголовка: перевернул машину — пожалел врага». К врагам мы беспощадны, я сбавил скорость.

ПРОЩАНИЕ «СЛАВЯНКИ»

Коллеги-журналисты, служившие в частях, отнеслись с недоверием к рассказам о добротной боевой выучке курсантов, о быте, службе. Дескать, так хорошо не бывает, показали потемкинскую деревню. Признаюсь, был момент, скрытый сослуживцами. Утром бежали не три положенных километра, а полтора — меня пожалели. Остальное не утаишь. Здания не задрапируешь.

По договору СНВ-3 американцы крушат свои самолеты — носители ракет, мы — наши ракетовозы. Отпиливаем раму, где крепят пусковую установку.

По договору СНВ-3 американцы крушат свои самолеты — носители ракет, мы — наши ракетовозы. Отпиливаем раму, где крепят пусковую установку. По договору СНВ-3 американцы крушат свои самолеты — носители ракет, мы — наши ракетовозы. Отпиливаем раму, где крепят пусковую установку.
По договору СНВ-3 американцы крушат свои самолеты — носители ракет, мы — наши ракетовозы. Отпиливаем раму, где крепят пусковую установку.

Эта школа техников — действительно первоклассное и уникальное заведение. И курсанты молодцы. Я видел, как они управляются с машинами на полигоне, — не хуже прапорщика Дмитрия. Да и знания что надо, недаром на выпускников школы спрос не только в войсках, но и на гражданке. У каждого из них не по одному предложению от заинтересованных работодателей. Парни уверены в своем будущем. А я — в том, что баллистическую ракету доставят куда надо, точно по графику.

Расставание с приютившей меня ротой было трогательным. За два коротких и насыщенных дня прикипел к этим парням. Умные, образованные, а еще крепкие и чуткие. С каждым фото на память. Теперь и у меня есть дембельский альбом и армейские дружки.

Роман, Виктор, обещаю не сутулиться, подтянуть живот, выправить на прическе кантик, не садиться на заправленную постель и шагать с левой ноги. Следить за новостями и происками потенциальных врагов. А еще я буду гордиться вами.

ЯДЕРНЫЙ ЩИТ

12

12

«Тополь-М» (в НАТО SS-27) — первая российская межконтинентальная баллистическая ракета. Принята на вооружение в 2000 году. Трехступенчатая, твердотопливная, дальность полета 11 000 км, масса 47,2 т, мощность термоядерного заряда 550 кт. Длина 21 м, диаметр 1,86 м. Почти все запуски успешные. Последний произвели в 2005 году. С 2011-го Министерство обороны закупает ракеты нового поколения МБР РС-24 «Ярс». Они круче «Тополя».

Сегодня главный ракетоносец в армии — восьмиосный МЗКТ-79221. Колесная формула 16×16. Поворотных колес двенадцать: три оси спереди и три сзади. Радиус поворота 18 м. Снаряженная масса 44 т, грузоподъемность 80 т. Запас хода 500 км, максимальная скорость 45 км/ч. Дизель ЯМЗ-847.10, V12, 800 л.с. Скоро такие машины поступят и в 161-ю школу.

161-Я ШКОЛА ТЕХНИКОВ РВСН

18

18

Школу создали на полигоне «Капустин Яр» в 1983 году. В ней готовили механиков-водителей для тягачей МАЗ-547, перевозящих ракетный комплекс РСД-10 «Пионер». В 1985-м школу перевели в Латвию, в Елгаву. В этом же году вышли первые специалисты в звании прапорщика. В Прибалтике подготовили 13 выпусков, это почти полторы тысячи механиков.

В 1991-м школа перебазировалась на Украину, в Винницу. Там вовсю осваивали новый тягач МАЗ-7912, таскавший ракетные комплексы «Тополь» четвертого поколения.

Тем временем СССР распался, и школу на Украине расформировали. Но потребность в механиках осталась, поэтому в 1992 году 161-я школа возрождается вновь на полигоне «Капустин Яр». Курсантов учат уже на новых машинах МАЗ-7917.

В 2001-м школа техников РВСН получает статус государственного учреждения среднего профессионального образования. По сути, ныне это военный автомобильный колледж, готовящий техников и механиков-водителей многоосных шасси для ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые