Итоги продаж: в режиме ожидания — журнал За рулем

Итоги продаж: в режиме ожидания

Автор представляет результаты продаж автомобилей в 2012 году и размышляет, что же будет дальше. А мысли у него — невеселые.

3_no_copyright

3_no_copyright

На фоне обвала европейского рынка российский выглядит вполне крепким. В Старом Свете за 2012 год продали всего 12 млн. автомобилей — на 8,2% меньше, чем в 2011-м. Это самый низкий показатель за последние 20 лет! И просвета не видно — декабрь вообще стал худшим месяцем за пять прошедших лет. Единственный крупный рынок Европы, где продажи выросли, — Великобритания: здесь продали машин на 5,3% больше, чем в 2011 году.

В России же сбыт автомобилей вырос на 11%; реализовано 2 млн. 935 тыс. машин. Это, безусловно, здорово, но... По сравнению с 2011 годом темпы роста снизились втрое (тогда они составили рекордные 29%) — нехороший знак. Вообще-то, прошлый год тоже начинался неплохо: в традиционно застойном январе дилеры продали на 20% больше машин, чем годом ранее. Но с лета темпы стали замедляться и окончательно скисли к концу года. В декабре рост не превысил 1%.

1_no_copyright

1_no_copyright

Что же произошло? Почему россияне вдруг массово стали отказываться от покупок, хотя теоретически спрос на машины никуда не делся? У нас ведь до сих пор на  1000 человек приходится лишь 270 автомобилей, в то время как в Европе — 400–600. Однозначного ответа на этот вопрос никто так и не дал, причин приводят сразу несколько.

Йорг Шрайбер, глава Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) считает, что наши сограждане, глядя на Европу, опасаются возвращения экономического кризиса и воздерживаются от крупных покупок. К тому же за год в среднем на 1% подорожали кредиты. Вроде бы ненамного, но теперь деньги придется занимать под 14–15%.

В лидерах по-прежнему АВТОВАЗ: продано 537 тыс. «лад». При этом их продажи снизились на 7%. В Тольятти говорят, что к падению спроса были готовы и возьмут свое с появлением обновленной «Калины» в этом году. Что же, посмотрим. На втором месте уже несколько лет подряд «Шевроле» (+ 18%); за ним в тройке лидеров — «Рено» (+ 23%), который благодаря сверхпопулярному кроссоверу «Дастер» вернулся на прежнюю позицию. А на четвертом месте... нет, не «Хёндэ», как вы могли бы подумать, а «Киа». Эта марка снова опередила родственницу в рейтингах продаж — спасибо «Рио». На шестое место с десятого законно поднялся «Фольксваген» с его народным «Поло». Основной урожай сейчас собирают те, кто поставил на современные бюджетные модели. Но в нынешнем году ситуация может вновь поменяться, ведь у идущего пока седьмым «Ниссана» появится новая «Алмера», а замыкающая почетную десятку «Шкода» готовит «Рапид».

На этом фоне довольно тускло смотрятся бывшие заметные игроки, которые по разным причинам потеряли популярность. Меньше 10 000 машин на счету «Фиата» и ЗАЗа — их продажи упали в 3,5 и 2,5 раза соответственно. Снижение показателей итальянцев обусловлено разрывом с компанией «Соллерс» и резким сокращением дилерской сети, а украинские машины заметно подорожали после введения утилизационного сбора.

В зачете моделей самым популярным в России автомобилем сейчас стала «Лада-Приора» (в прошлом году — второе место), хотя общая тенденция снижения спроса на устаревающую продукцию АВТОВАЗа сказалась и на ней (- 9%). Ясно, кто отобрал у нее покупателей: стремительный рывок на второе место совершила новейшая «Гранта». В первый полный год продаж ее выбрали 121 тыс. покупателей. «Калина» же, год назад лидировавшая на рынке, теперь замкнула первую тройку: спрос на нее сократился еще больше (- 16%), и опять же из-за удачного дебюта «Гранты». Лишнее подтверждение данной тенденции — ситуация с «классикой», еще в прошлом году занимавшей четвертую строчку в рейтинге продаж: падение составило аж 71%, после чего заслуженное семейство с почетом отправили в отставку.

Освободившееся место заняла иномарка — «Хёндэ-Солярис», в 2011 году стоявшая на ступень ниже. Признанный любимчик «Форд-Фокус» отстает, как и ранее, всего на одно место. А вот дальше совсем непривычная картина: пара новичков, «Киа-Рио» и «Фольксваген-Поло», на шестом и седьмом местах (соответственно), далее стремительно теряющая популярность «Лада-Самара» (еще в прошлом году она занимала третью позицию), «Шевроле-Круз» (ранее не входил в десятку) и «Нива». «Логан» же только одиннадцатый — а в прошлом году был седьмым. (Правда, если считать вместе с хэтчбеком «Сандеро», то получится твердое 5-е место.)

Очевидно, что начался серьезный передел российского авторынка. Оборвать его в нынешнем году может только стагнация. Но тут прогнозы расходятся: одни говорят о незначительном, на 5–7%, росте, другие предсказывают небольшое падение на ту же величину. Ясно только одно: никакой ясности нет.

Российская экономика, как показал прошлый кризис, очень бурно реагирует на «внешние раздражители» из-за привязки к цене нефти. После европейского кризиса 2008 года наш рынок обрушился в полтора раза! Не хотелось бы повторения...

Но все вместе: производители, дилеры, банки — пока не слишком охотно идут навстречу осторожным потребителям, не спешат снижать цены и ставки. Правда, в этом году на рынке появится несколько новых бюджетных моделей: «Ниссан-Алмера», «Шевроле-Кобальт», «Лада-Гранта»-хэтчбек, обновленные «Рено-Логан» и «Сандеро» и т. д. И за то спасибо!

2_no_copyright

2_no_copyright
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...