Звук бюджетного окраса

ЗВУК БЮДЖЕТНОГО ОКРАСА

РЫНОК

/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

ЗВУК БЮДЖЕТНОГО ОКРАСА

УСТАНАВЛИВАЕМ АКУСТИКУ И... ЭКОНОМИМ ДЕНЬГИ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

"Даром только птички поют", - говаривал Федор Иванович Шаляпин.

Действительно, оснастить автомобиль нормальной акустикой, не подрывая при этом семейный бюджет, прямо скажем, нелегко. Тем не менее, шансы есть - вот о них и поговорим.

Конечно, про себя нужно помнить, что преобразить салон вашей машины в "Ла Скала" не получится - это под силу только редким "профи" и за очень солидную плату. Однако заметно улучшить звучание магнитолы по сравнению с уровнем "средней паршивости", которым грешат как гаражные установщики "музыки", так и многие автосалоны, можно и нужно. За пределы 100 долларов постараемся не выходить, а в идеальном случае деньги просто не потребуются.

Идеальный случай - это когда акустику вообще не нужно покупать. Варианты могут быть разные: Степан Степаныч приобрел уже "озвученную" подержанную "Самару", Виталик разобрал старенькие отечественные колонки, а Кузьмич приватизировал в бывшем клубе кучу бесхозных динамиков. Чтобы заставить все это "богатство" нормально звучать, достаточно расположить его в нужном месте салона и подключить должным образом.

ЧЕМ ТОЛЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Даже посредственная акустика, установленная в самом неподходящем месте, зазвучит лучше, если питание на магнитолу подать не от прикуривателя и прочих близлежащих энергопотребителей, а прямо от аккумулятора - толстыми проводами через предохранитель. Хорошие медные провода в хозяйстве всегда найдутся, остальное зависит только от вашей аккуратности. Заодно замените проводку, идущую к динамикам: чем больше сечение проводников, тем лучше. Единожды потратив на эту работу время, вы сможете воспользоваться ее плодами как немедленно, так и позднее, если захотите установить на прежние места аппаратуру более высокого качества.

А где у динамика "плюс", а где "минус"? Если речь идет о висящем на стене однопрограммном громкоговорителе, то об этом можно не задумываться, но если динамиков больше двух, то необходима так называемая фазировка...

МУЖЧИНЫ - ВДОХ,

ЖЕНЩИНЫ - ВЫДОХ

Фазировка - это просто. Вспомните переполненный автобус из известного анекдота, когда водитель командует: "Мужчины - вдох, женщины - выдох!". В общественном транспорте это может помочь, а вот в оркестре напротив - вместо мощных аккордов вам придется вслушиваться в хилое похрипывание. Чтобы заставить динамики синхронно "дуть" в одну сторону, как раз и нужна фазировка, то есть соблюдение полярности подключения динамиков к источнику сигнала.

На импортных изделиях около каждого вывода обычно стоят значки "+" и "-". Если же их нет, то достаточно взять батарейку напряжением примерно 1,5 В и кратковременно подключить ее к сомнительному динамику. При соблюдении полярности диффузор дергается наружу, при ошибочном - внутрь: вот и все. Осталось подключить "плюсовые" выводы магнитолы к "+" динамиков, а "минусовые" - к их "-". Если перепутать местами одновременно все провода, то ничего страшного не произойдет, но лучше сразу же придерживаться установленного порядка.

КУДА СТАВИТЬ-ТО?

Теперь грамотно распорядимся собственной "жилплощадью". Чтобы динамик был певцом, а не астматиком, он должен нормально "дышать". Но, как правило, именно этого-то ему и не позволяют - бедолагу обычно ставят задом "к стенке": получается некое подобие карцера. А требуется немногое - всего лишь прорезать в этой самой стенке, будь то внутри двери или, скажем, на задней полке седана, отверстие площадью, равной площади диффузора. Подобная операция мгновенно улучшит звучание системы без всяких затрат с вашей стороны. Кстати, если доставшаяся вам "бэушная" машина оснащена динамиками, установленными в "торпедо", без сожаления выдирайте их оттуда и переносите в двери. Конечно, протягивать туда провода не совсем приятно, но работа того стоит. Не грех при этом разориться на специальные резиновые трубочки, сквозь которые следует пропустить проводку; их цена - примерно 5 руб. за штуку.

УЧАСТНИКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Когда подключаешь фирменные колонки к фирменному же усилителю, никакие законы Ома, в общем-то, не нужны - все рассчитали за тебя. А вот с акустикой типа "слепила из того, что было" нужно быть поаккуратнее - слишком малое сопротивление нагрузки быстро пустит из усилителя дым. Как правило, каждый выход магнитолы рассчитан на нагрузку в 4 Ом, однако в хозяйстве могут встретиться как двух-, так и восьмиомные динамики. Тем, кому захочется поэкспериментировать и соорудить из них батарею, напоминаем, что требуемые "четыре ома" можно получить при последовательном соединении пары двухомных динамиков или же при параллельном подключении двух восьмиомных. Кстати, если сможете изготовить на заднюю полку эдакую солидную звуковую доску, утыканную потрохами из разобранных колонок (фильтры тоже пойдут в дело!), то знайте - подобные развлечения в Западной Европе сегодня весьма популярны... С такой доской не стыдно поехать на дискотеку, скажем, в Булонский лес...

А ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ "ФИРМА"?

Если же ориентироваться на фирменное изделие, то нужно немножко подготовиться к его выбору.

Идеальный динамик должен хорошо воспроизводить все различимые ухом частоты Увы, сегодня таких изделий нет в природе. Зато к идеалу стремятся так называемые широкополосные динамики с дополнительным конусом - именно на них стоит обратить внимание в первую очередь.

Обычный широкополосник не звучит на частотах выше 5 кГц. Чтобы "задрать верхи", в его конструкцию как раз и ввели второй конус - это поднимает верхнюю планку примерно до 18 кГц. Что касается нижней границы, то она зависит от размеров динамика: чем он больше, тем лучше, да и отдача будет выше. Из представителей "двойных конусов" отметим изделия "Блаупункт": AL 100 имеет диаметр 10 см, AL 130 - 13 см, а AL 170 - 17 см. Примерная стоимость набора из пары подобных динамиков составляет от 20 до 40 долларов. Очень хорошие широкополосники делают также "Херц" (модель НСС 87) или, скажем, "Сони".

Понятно, что лучше бы поставить не два таких динамика, а четыре. Для бюджетного варианта установки это вполне оправдано: задействованы все четыре выхода магнитолы, создается эффект объемного звука, да и традиционное желание установить что-то не только по бокам, но и сзади при этом реализуется. За большими размерами динамиков гнаться не стоит: при диаметре свыше 20 см возникнут серьезные трудности с установкой, да и цена начнет больнее кусаться.

Говорят, что специалист широкого профиля знает понемногу обо всем. Так и широкополосники - понятно, что полную "гамму чувств" им все равно не выразить. На сей случай придуманы коаксиальники - неразъемный набор из нескольких динамиков, соединенных через фильтр. Это уже многополосная система - она зазвучит позвонче! Любопытно, что габариты таких динамиков практически не отличаются от "обыкновенных", а ценовая планка та же - выше 50 долларов мы не залезем. Однако при установке коаксиальников нужна особая аккуратность - их открытый диффузор, как черная дыра, вбирает в себя любую грязь, опилки и т. п. Бюджетные коаксиальники делают "Пролоджи", "Урал", "Эн-Эр-Джи", "Сони", "Кенвуд", "Джей-Ви-Си", "Пионер" - в общем, выбор есть. Если же трудовая заначка позволяет немножко посорить деньгами, то лучше всего остановить свой выбор на так называемых компонентниках.

Компонентники - это набор из "специалистов узкого профиля": в него входят раздельные динамики, каждый из которых работает в своей полосе частот. Они подороже на 20-30 долларов, однако сэкономить можно и здесь: будем ставить их только спереди! Сзади же пусть будут коаксиальники или широкополосники.

Низкочастотный динамик ставим в дверь - это однозначно. Казалось бы, что и звук при этом будет идти как бы из подземелья, однако нас спасут пищалки - их мы поднимем повыше, а вместе с ними поднимется и то, что знатоки называют "звуковая сцена". При этом их нужно размещать как можно дальше от слушателя!

Последнее утверждение относится к любым динамикам, но низкочастотники удалять просто некуда... Зато маленькие пищалочки можно разместить на передних стойках, на краях "торпедо" - в общем, место можно найти. А затем...

А что затем - опять-таки в следующий раз.

Коаксиальник BOSS: двухполосный "американец" обойдется в 40 долларов за пару.

Компонентники "Аркан" (Россия) можно приобрести за 40 долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в