Стоптанные лапти — журнал За рулем

Стоптанные лапти

СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЗРИ В КОРЕНЬ

СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ИЗНОС ШИН?

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЕВСТИФЕЕВ

МЕНЯТЬ ИЛИ НЕ МЕНЯТЬ?

Кому бы пришло в голову менять местами колеса, работающие в одинаковых условиях? Но условия всегда разные: одно колесо ведущее, другое нет, одно нагружено больше, другое меньше. Дорога под левым и правым не одинаковая — последнему больше достается и выбоин, и грязи, и гвоздей. Не одинаково и давление воздуха, различно состояние подвески, тормозов, отличаются углы установки... Результат хорошо известен: колеса изнашиваются неравномерно.

Заметив это, многие заглядывают в инструкцию, — а там, как правило, есть рекомендация — менять местами! И показано, как это сделать. При сем отмечено: для более равномерного их износа.

Вообще-то износ для шины — понятие довольно емкое, но не последнюю роль играет истирание протектора. Оно обусловлено тем, как прилагаются к «шашкам-дорожкам» силы реакций дороги, «причесывающие» протектор с разных направлений (в зависимости от движения колеса относительно покрытия). Шашки подгибаются и сильнее изнашиваются на той стороне, к которой приложена сила. Если она действует преимущественно в одном направлении (например, на передних колесах заднеприводной машины), шашки изнашиваются неровно, образуя заостренную заднюю кромку (рис. 1).

Заметим, что приработавшаяся на своем месте шина «лысеет» медленнее новой (нагрузки на углы шашки у первой меньше). Выходит, равномерный износ шин — не значит минимальный. Представим кривую полуось: если на этом месте будут периодически «трудиться» все четыре колеса, они станут похожи, как уродливые братья-близнецы. Отсюда следует:

ПИЛООБРАЗНЫЕ АНОМАЛИИ

Не часто встретишь автомобилиста, который перед каждой поездкой хотя бы пересчитывал колеса, не говоря уже о контроле давления воздуха. К чему приводит такое непочтение, говорилось несчетно. Лишь обнаружив, что одно из колес изнашивается в вопиющем «противоречии» с другими, владелец припоминает, как месяц назад влетел в яму!

Ездят все по-разному. У кого-то шины визжат на повороте — и происходит то, что показано на рис. 2. От боковых сил всего сильнее изнашиваются внешние дорожки протектора переднего колеса, на которое «наваливается» кузов. Результат — пилообразный износ — уже поперек дорожек.

«Знаток» скажет: но это же — как при чрезмерном развале колес (рис. 3), когда тоже изнашиваются внешние дорожки! Различить то и это, в принципе, можно. При большом развале эти дорожки существенных боковых сил не испытывают. А значит — в поперечном направлении «пилы» нет, износ ровный.

Конечно, если оба фактора налицо, точно определить, что с шиной происходит, трудно. А нужно ли? Само по себе «облысение» протектора должно насторожить. Это явная аномалия.

Кстати, взглянем на рис. 4. Такого при естественном износе шин исправного автомобиля быть не может! Видимо, левую при ремонте развернули наоборот: колеса работают несимметрично, машину тянет в сторону. Заодно напомним, что шину с направленным рисунком переворачивать вообще нельзя — на мокром, грязном, заснеженном покрытии она не обеспечит необходимого сцепления.

Теперь о сходе колес. Если он в норме, то бокового проскальзывания протектора нет, износ — ровный. При неправильном сходе шашки гнет боковая сила и появляется «пила» в поперечном направлении по всей ширине протектора (рис. 5). Направление «пилы» зависит от действующих сил. При положительном сходе покрытие «набегает» на протектор с внешней стороны: «зубья» смотрят внутрь. При отрицательном — наоборот.

ЧТО И КАК МЕРИТЬ

Иной профессионал чуть что хвастает: «У меня глаз — ватерпас!» Но, как показывает жизнь, хвастает напрасно. Сэкономив две-три сотни, автовладелец, сам того не замечая, в конечном счете платит куда больше — с неправильными углами установки колес машина, мягко говоря, «не та»: хуже рулится, хуже едет — нервирует...

Между тем современные, сложные рисунки протектора подобному «анализу» порой не поддаются: нет четких шашек или дорожек, выступы и прорези — стреловидные, винтообразные, серпообразные. Все это чаще всего нацелено на достижение высоких показателей шины. Оценивать углы установки таких колес по характеру износа протектора весьма рискованно. Единственно разумный подход — инструментальный. Кстати, толковый автолюбитель и ниткой отрегулирует сход-развал как надо, тем более, что допуски на эти углы довольно широкие. Едва ли не главное — чтобы углы для левого и правого колес были достаточно симметричны, без явного «антагонизма».

Ну а чем мерить давление в шинах? Не ударом «тарированной ноги»! А шинным манометром. Да вот беда: точность требуется довольно высокая (ошибка больше 0,1 кгс/см2 недопустима), а продающиеся горе-приборы порой врут в три раза больше. Остается «прокалибровать» манометр, сравнив с другим, хорошо проверенным.

При правильном давлении протектор нагружен равномерно, изнашивается ровно. Лучше проверять это по задним шинам — они меньше зависят от перегрузок на повороте. Если же износ выглядит так, как на рис. 6, давление в шине слишком большое — колесо опирается, в основном, на средние дорожки, здесь и «лысеет». А при малом середина протектора недогружена, колесо опирается на крайние дорожки (рис. 7). Кстати, если загрузка автомобиля меняется, то и давление воздуха в шинах нужно корректировать.

НА ДЕСЕРТ

У вас «Жигули», «Самара», «Волга»? Балка заднего моста или задней подвески довольно жесткая, плоскости колес параллельны — и можно считать, что здесь понятия сход и развал неуместны? Верно. Но... не всегда! Если балка деформирована, задние колеса могут изнашиваться неправильно, например, как на рис. 8. 

А вот кое-что почуднее — протектор изношен словно «по диагонали». Видимо, при каждом обороте колеса нагрузка приходится то на внутренние, то на наружные дорожки протектора. Это бывает, если беззаботный хозяин катался с кривой полуосью или деформированным диском колеса. Шина, как говорят, «восьмерила». (Внимательный это сразу заметит: при скорости около 10 км/ч машину ощутимо покачивает в стороны.)

Иногда задают и такой вопрос. Почему на заднеприводной машине протектор передних колес пилообразный, а задних — ровный? А на переднеприводной — наоборот? Объяснение простое. Ведущее колесо то тянет, то тормозит — действующие на протектор силы меняют направление на 180° — и шашки стираются ровно. А ведомое колесо, как уже было сказано, испытывает нагрузки одного направления. (Эпизодическое движение задним ходом не в счет.)

Еще один вид необычного износа — равнораспределенными пятнами, «плешинами». Этим колесо сообщает хозяину, что оно плохо отбалансировано — и, к тому же, пора заняться подвеской, амортизатором. Пятнистый износ — признак сильных резонансных колебаний шины и подвески при недостаточном их «гашении» амортизатором. Видимо, придется ехать к специалистам.

на исправном автомобиле менять колеса местами чаще всего бессмысленно, а на неисправном — вредно, так как это маскирует его дефекты, ускоряет износ комплекта шин, да и деталей подвески, рулевого управления...

Рис. 1. Так изнашивается шашка в условиях изгиба.

Рис. 2. Износ дорожек протектора в повороте.

Рис. 3. Износ протектора, вызванный чрезмерным развалом.

Рис. 4. Такого быть не должно!

Рис. 5. Износ протектора от чрезмерного схода.

Рис. 6. Повышенное давление перегружает средние дорожки протектора.

Рис. 7. Износ протектора возле боковин — следствие низкого давления в шине.

Рис. 8. Балка заднего моста кривая.

Архивная статья
 10621
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...