Зарядка для "десятки"
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
ЗАРЯДКА ДЛЯ "ДЕСЯТКИ"
НАСТРОЙКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
При оценке доработанных отечественных авто довольно часто сталкиваешься с "экстремальным" тюнингом. Здорово, конечно, иметь в пользовании почти спортивный снаряд и тягаться даже с мощными иномарками. Но чем сильнее автомобиль отличается от серийного, тем дороже его обслуживание. Потому-то в повседневной жизни мало кто рискует надолго пересесть в "гоняльную" машину - только весьма состоятельные люди, у которых, помимо средства для самовыражения, в гараже есть еще и средство передвижения. А как же быть тем, для кого быстрая езда лишь эпизод в повседневном существовании? Обычно их попытки улучшить ездовые возможности собственных автомобилей приводят к весьма спорным решениям. Между тем в тюнинге есть и вполне умеренные методы доработки. За ними тоже стоит определенная идеология, но ее принципы значительно терпимее, а воплощение - дешевле, нежели гоночной. С одной из таких бюджетных "десяток", подготовленных московской фирмой "Протэк", мы и познакомились.
С виду - почти серийный VAZ 2110, выделяющийся лишь большими, пятнадцатидюймовыми колесами с шинами 195/50R15. Конечно, есть еще надпись "Protec" в верхней части ветрового стекла и одноименный шильдик на крышке багажника. Есть внушительное жерло-муляж, приваренное к стандартной трубе выпуска. Но это уже нюансы - так сказать, посвящение в круг избранных.
В салоне изменения тоже минимальны: лишь фирменное рулевое колесо и анатомическое сиденье водителя нарушают скучноватую гармонию "десяточного" интерьера. Более того, и в работе мотора нет ничего необычного; его звук лишь чуть жестче привычного. "Так где же тюнинг?" - спросит читатель. Самое время отправиться в небольшое путешествие.
Нельзя сказать, что разгонная динамика автомобиля ошеломляет. Однако постепенно проникаешься невольным уважением к мощной и уверенной работе силового агрегата. Пусть нет звонких спортивных "подхватов", мгновенно укладывающих стрелку тахометра на ограничитель - зато есть очень стабильные, а главное, быстрые отклики на педаль акселератора. Мотор "едет" уже с 1000 об/мин, заметно оживает к 3000 об/мин и далее ровно раскручивается до срабатывания ограничителя.
Подобная идеология реализована и в трансмиссии. Она не заставляет постоянно "передергивать" передачи, а, будучи слегка "растянутой", подстраивается под эластичную работу двигателя. Получается, что к автомобилю не надо приспосабливаться. Унаследовав фамильные черты стандартного, он явно улучшил свои разгонные и скоростные возможности.
А если поехать побыстрее? Ага! В голосе двигателя появились приятные басовитые нотки, и "десятка", словно пришпоренная, рванулась вперед. Возросший темп движения ей явно по нраву. Конечно, в салоне машины стало заметно шумнее, но в этих звуках есть некий азарт спортивности, ради которого, в общем-то, все и делалось. Приятно, что мотор по-прежнему "нетребователен" к передачам и, легко прощая ошибки в их выборе, позволяет без проблем поддерживать заданный темп. К этому очень быстро привыкаешь и уже не утруждаешь себя частыми переключениями - дескать, двигатель все равно "вытянет". В этих режимах движения уже весьма наглядна работа более мощных тормозов, да и поведение подвесок, ранее настораживавшее седоков фамильярным потряхиванием, становится куда привлекательнее.
В отличие от двигателя и трансмиссии, настройки ходовой уже бескомпромиссно спортивны: сознательно ухудшая комфорт, создатели думали прежде всего о "гонщиках". Их труды не пропали даром. Отклики машины стали быстрыми, резкими, совсем не похожими на привычные. Наверное, в повседневной жизни все это не столь актуально, но если решили "оттянуться", то чувство автомобиля должно преобладать. И здесь уже не кажутся чрезмерными стабилизирующие усилия на рулевом колесе и ненужным почти идеальное следование заданной траектории. Скорее наоборот, "чувство локтя" помогает в быстрых поворотах.
Машина прекрасно справляется с большинством дорожных неровностей, преодолевая их жестко, но без каких-либо проблем. Даже двигаясь на грани скольжений, автомобиль почти не реагирует на дефекты покрытия, позволяя надежно удерживаться на заданной траектории. Отрадно, что и в этих режимах "десятка" чутко реагирует на действия рулем и тягой. Не все, однако, в ней идеально. Срывы в скольжение довольно резкие и требуют не только решительных, но и грамотных корректирующих действий. Причем на высокой скорости преобладает занос задней оси. Конечно, до определенного момента он позволяет весьма эффектно - "веером" пройти понравившийся вираж, но стоит переоценить собственные возможности, "десятка" надолго "зависает" в боковом скольжении. В подобной ситуации невольно захочется чего-нибудь попроще и поспокойней. Словом, со спортивной настройкой подвесок здесь, на мой взгляд, немного переборщили.
Подытожим. Как видите, создателям автомобиля многое удалось. Хотя, конечно, VAZ 21103 от фирмы "Протэк" не идеален и его характер еще можно совершенствовать. Тем не менее, основа заложена неплохая: мощный и в то же время эластичный двигатель, "удобная" трансмиссия, хваткие тормоза и настроенное для быстрой езды шасси.
Все это позволяет не только носиться сломя голову, но и нормально ездить, не утомляя себя и окружающих неким переизбытком спортивности.
СТОИМОСТЬ КОМПЛЕКТУЮЩИХ
Доработанные узлы и агрегаты Цена,
долл. США
Двигатель:
увеличение рабочего объема до 1,7 л
(диаметр цилиндра х ход поршня 82х78),
оригинальные распредвалы и блок управ-
ления "Январь 5.1"-"Протэк" 1800
Коробка передач - "11-й" ряд,
главная пара 3,5 600
Дополнительная опора силового агрегата 35
Газонаполненные амортизаторы высокого
давления "Протэк" (компл.) 360
Пружины передние "Протэк" 70
Доработка передней балки
(усиление кронштейнов, сайлент-блоков) 120
Верхняя распорка амортизаторных стоек 25
Стабилизатор поперечной устойчивости
передний диам. 20 мм + увеличение
жесткости задней балки 200
Тормоза: вентилируемые диски "Брембо"
диам. 284 мм (компл.) 350
Тормозные колодки "Феродо" 110
Анатомическое сиденье "Протэк спорт" 220
Рулевое колесо "Персонал" 200
Колеса "АТ" 6,5х15 4х95
Шины "Мишлен-Пилот Экзальто"
195/50R14 4х110
Итого $4910
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"
Погодные условия: температура +3°С, давление 752 мм рт. ст.,
влажность 86%, покрытие - асфальтобетон
Динамические качества
(Нагрузка частичная - 2 чел.+25 кг)
Разгон, с:
0-40 км/ч 2,5
0-60 км/ч 4,5
0-80 км/ч 7,0
0-100 км/ч 10,1
0-120 км/ч 15,4
0-140 км/ч 22,4
0-160 км/ч 33,6
0-400 м 17,4 (126,3)
0-1000 м 32,4 (158,5)
Максимальная скорость, км/ч 186,1
Погрешность спидометра, % 8
Эластичность, с:
60-100 км/ч (IV) 9,97
80-120 км/ч (V) 16,64
Выбег, м:
120-50 км/ч 1299
50-0 км/ч 571
Торможение со 100 км/ч:
тормозной путь, м 42,3
замедление, м/с2 8,75