Сэр "фантом"

СЭР "ФАНТОМ"

Обращаясь к собравшимся в головном офисе "Роллс-Ройса" в графстве Западный Суссекс, он увлеченно рассказывал об авиационном и автомобильном прошлом компании, о перипетиях открытия нового завода в Великобритании и лишь затем о виновнике торжества - новом "Роллс-Ройсе".

В ожидании кульминации гости с нетерпением поглядывали на занавес, за которым прятался "Фантом". "Вы очень терпеливы", - улыбнулся Готт. Наконец завеса пала, и собравшиеся поймали на себе строгий взгляд глубоко посаженных прямоугольных фар.

Дизайнеры оказались куда смелее художников-фантазеров от автомобильной прессы, задолго до официальной премьеры заполонивших бумажные и электронные издания шпионскими изображениями машины. Столь дословного перепева классических мотивов, вероятно, не ожидал никто: "камин" радиаторной решетки, характерная волна ниспадающей крыши, "блюдца" противотуманных фар, кажется, просто скопированы с моделей 60-х.

В первый момент все это немного шокирует, но постепенно разочарование уходит и вспоминаются слова одного из отцов фирмы сэра Генри Ройса: "Стремитесь к совершенству во всем, что делаете. Возьмите лучшее из лучшего и сделайте его совершеннее. Если лучшего не существует - ваяйте его".

У дизайнеров, ваявших новый "Фантом", было лучшее - знаменитые автомобили прошлых лет. "Мы черпали вдохновение, глядя на "Сильвер-Клауд" 50-х и "Сильвер Шедоу" 60-х годов", - подчеркивает Тони Готт. Видна преемственность и с другими моделями. Например, с "Фантомом" второго поколения родом из 30-х праправнука роднят длинный капот и короткий передний свес, огромные колеса и восходящая линия порога, создающая иллюзию чуть приподнятого носа.

Да, англичане умеют хранить традиции. Хотя, восстановим справедливость: машину по большей части делали немцы. Специалисты БМВ, которой принадлежит "Роллс-Ройс", приступили к работе над автомобилем в начале 1999 года. А чтобы британские традиции не пострадали, баварцев поселили близ знаменитого Гайд-Парка и района Белгравия - дабы художники вдохновлялись атмосферой Лондона.

Вернемся в Гудвуд, к "Фантому" ХХI века. Заглянем в салон: вот так сюрприз! Двери распахиваются как в старых машинах, включая "Фантом" пятого поколения образца 1966 года, - в разные стороны, словно ставни. По утверждению фирмы, так удобнее садиться, вернее, входить в машину. Кстати, двери "Роллс-Ройса" с сервоприводами: нажал кнопку на задней стойке - и они плавно встают в проем.

В каждой из задних дверей спрятан незаменимый для лондонской зимы... зонт. Он выезжает из специального отделения при нажатии кнопки. Ниша для зонта с мудреными дренажными отверстиями, так что влага не испортит автомобиль.

Интерьер продолжает тему, доминирующую во внешности. Казалось бы, кожей и полированным деревом сегодня никого не удивишь. Но вот стилем и исполнением... Все 450 кусков и кусочков кожи, которые использовали для отделки, вырезаны лазером - гарантия безупречного качества. На выбор - шесть сортов дерева. Причем на каждую панель нанесен "сертификат соответствия". В зависимости от расположения детали подбирают фактуру древесины и вариант ее обработки - горизонтальные поверхности сделаны матовыми, а вертикальные отшлифованы до зеркального блеска.

С высококвалифицированным ручным трудом соседствуют новейшие технологии. Внешние панели 5,8-метрового кузова покоятся на алюминиевой пространственной раме, большая их часть тоже выполнена из "крылатого металла" и пластика. Результат феноменален: жесткость кузова на кручение достигает 40 500 Н.м (это вдвое выше среднестатистического в автомобильной промышленности показателя), а его масса всего 550 кг. В общей сложности рама состоит из 200 профилей и 300 формованных деталей и приходит в Гудвуд подсобранной с завода концерна БМВ в Дингольфинге, Германия.

Англичан тоже не оставили без сложной и ответственной работы. Например, установка дверей с хитрой кинематикой требует особой точности, поскольку допуск на зазор 2,7 мм очень строгий.

Груз ответственности за "начинку" "Фантома" целиком лежит на БМВ. Баварцы разработали адаптивную подвеску, позволяющую менять дорожный просвет в пределах 25 мм. Системы динамической стабилизации и АБС - от БМВ 7-й серии, адаптированные к "Фантому". Рычажок автоматической шестиступенчатой коробки передач, пристроившийся у руля, кругляш контроллера основных функций навигатора, аудиосистемы и климатической установки тоже немецкие, аналогичные тем, что знакомы по баварской "семерке".

Интересно, что 12-цилиндровый V-образный мотор "Фантома" имеет такой же объем, как и двигатели "роллс-ройсов" пятидесятилетней давности - 6,75 л. А ведь этот современный агрегат опять-таки ближайший родственник "семерочного". Разница - в увеличенном объеме и настройках. Более 75% момента двигатель выдает уже с 1000 об/мин, а максимальные 720 Н.м - при 3500 об/мин.

Любопытно, что игра в проценты продолжена и на приборной панели. Рядом со спидометром, указателями уровня топлива и температуры притаился чудо-прибор - аналоговый датчик остаточной мощности. Он успокоит водителя, сообщив, что на скорости 100 миль/ч в запасе еще 75% "лошадей". Впрочем, важно ли владельцу, что двигатель в 338 кВт/453 л. с. разгонит "Фантом" до 240 км/ч, а рубеж в 100 км/ч машина преодолеет за 5,9 с? Вряд ли. Ведь поклонники марки прекрасно знают - мощности у "Роллс-Ройса" всегда достаточно...

На заводе в Гудвуде ежегодно будут собирать около тысячи "роллс-ройсов". На крышах стеклянных павильонов, где рождаются "фантомы", разбиты газоны.

Знаменитый "Дух экстаза", венчающий капот, прячется в решетку радиатора, стоит пассажирам покинуть машину.

"Фантом" XXI века - один из немногих "роллс-ройсов", который делали с учетом того, что за руль машины иногда сядет хозяин.

ПРИЗРАЧНО ВСЕ

Стиль, престиж, шарм - понятия неосязаемые. Столь же нематериальны имена, которые "Роллс-Ройс" неизменно выбирает для своих машин. Начиная с модели "Сильвер Гоуст" ("Серебряный призрак") образца 1907 года, эта традиция не была нарушена ни разу. За столетнюю историю марки мир восторгался "Рассветом" и "Облаком", "Серафимом" и "Фантомом"... Как правило, вся эта "воздушность" была серебряной - многие имена начинались со слова "Сильвер". Еще ни разу англичане не спускались с небес на землю. Интересно, настанет ли день, когда в английском языке кончатся подходящие существительные?

ФОТО: "РОЛЛС-РОЙС"

Подпишитесь на «За рулем» в