Симфония ветрового стекла

СИМФОНИЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

ФРОНТАЛЬНАЯ АКУСТИКА

Расставляя приоритеты в важности действующих лиц нашей "музыкальной истории", мы неоднократно указывали, что на первом месте стоит акустика. Тому есть как минимум две причины - неправильно подобранные и халтурно установленные динамики мгновенно уничтожают усилия магнитолы, ресивера, усилителя и всех прочих членов нашего "оркестрика", какими бы высококачественными они ни были. Есть и другой повод разобраться с акустикой раз и навсегда - работа по ее установке весьма трудоемка, а потому не стоит лишний раз разбирать-собирать двери и панели.

Задача ясна: предстоит капитально подпортить семейный бюджет, но зато купить что-то эдакое, типа "раз и навсегда". Достаем пачку купюр, отдаем ее продавцу... Нет - стоп!

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО... ЗВУЧИТ!

Самая дорогая акустика может вас разочаровать! И вот почему.

Во все времена считалось, что тяжелее всего воспроизводить классическую музыку. В ней сложно все - и многообразие определенным образом расположенных инструментов, и нюансы звучания каждого из них. Поэтому классика - это своего рода детектор качества звучания: дескать, если вытянул Баха и Генделя, то уж дискотеку в Доме культуры точно осилишь. Но здесь-то и таится незаметный подводный камень.

Дело в том, что классическую музыку нужно воспроизводить, как говорят профи, "мониторно" - что Иоганн Себастьян написал, то и играй. А вот всякого рода, извините, "попсу" желательно закачивать в уши собравшихся в эдакой собственной интерпретации - с ритмом, энергетикой, огоньком, яркостью! Словами всего этого, конечно, не передать - нужно слушать. Однако результат будет предсказуем - для классической музыки нужны одни динамики, а для "техно" - совсем другие. И просто ориентироваться на количество цифр в ценнике здесь нельзя.

Ту же мысль выразим иначе - разве можно подобрать себе автомобиль, исходя только из его стоимости? Даже при его шестизначной цене одному захочется "Бентли", другому - "Ягуар", а третий закажет отреставрированный "Дюзенберг". Так и здесь - сначала послушай, а затем попытайся сформулировать свои потребности. И только потом лезь за бумажником или кредиткой.

КОЭФФИЦИЕНТ "ПОПСОВОСТИ"

Конечно, такого коэффициента нет. Как и нет ничего обидного в том, что различные музыкальные брэнды давно поделены "продвинутыми" слушателями именно по музыкальным стилям - фирма "Х" делает шикарную акустику для классики, а "Y" непревзойден по "молодежным" направлениям. На наш взгляд, к последним можно отнести американские "Эм-Тэ-Икс" (МТХ), "Кикер" (Kicker) и "Инфинити" (Infinity) - при этом речь идет об изделиях очень высокого качества! А любителям запредельных децибелов подойдет "Бостон Акустикс" (Boston Acoustics) - у этих динамиков по части громкости соперников мало. Если же требуется вышеупомянутое "мониторное" звучание, то стоит прислушаться к "Динаудио" (Dynaudio), "Морель" (Morel), "Дэ-Эль-Эс" (DLS). Что касается цен, то в поисках очень серьезного уровня звучания не стоит опускаться ниже планки в 200 долларов для двухкомпонентных систем, а также ниже 300 - для трехкомпонентных. Есть, конечно, динамики и подороже - скажем, "Морель" модели Hybrid-6 или "Дэ-Эль-Эс" типа UR6 стоят около 350 долларов, "Кларион" 1961 - долларов 400, а "Динаудио" Kit-240 или 260 - примерно 400-500 долларов. Но конкретную модель нужно определять "на месте" - пришел, послушал, посчитал купюры и выбрал.

КУДА СТАВИТЬ-ТО?

Этот вопрос мы уже неоднократно затрагивали, но из уважения к его значимости не грех немного и повториться.

Начнем с того, что создатели автомобилей исповедуют по отношению к динамикам стиль профессора Выбегалло: "Когда вы понадобитесь, вас позовут". Продумать расположение пепельниц, подлокотников и переключателей - это важно, а динамик... а динамик пусть втыкают туда, где останется незанятое пространство. Причем это относится даже к очень дорогим машинам - в лучшем случае их напичкают огромным количеством громкоговорителей, заменяя качество звучания величиной пожираемой мощности. Поэтому про штатные места крепления динамиков нужно сразу же забыть - впрочем, об этом мы поговорим отдельно.

Важно понять одно: конечный результат нашей работы - это эффект присутствия. При этом звуковая сцена обязана быть как бы шире стоек кузова и глубже ветрового стекла, из которого, кстати, и должен исходить звук! Мы же хотим просто слушать музыку, а не гадать, откуда она исходит... А для этого, считаем, звук должен быть фронтальным.

Понять это немножко тяжело - мы слишком привыкли к неизбежности задних полок "жигулей" с расположенными там динамиками а-ля "шесть на девять". Пора привыкать к другой "неизбежности" - например, к расположенным спереди двухкомпонентным динамикам, а еще лучше - к трехкомпонентным. Впрочем, даже четыре динамика - два низкочастотника и пара "пищалок" уже способны обеспечить звук, за который не будет стыдно. Слушать мы их будем, конечно же, через усилитель - впрочем, на первых порах можно обойтись и "головой". Усилитель купим попозже.

Установка динамиков - это отдельная песня, даже целая сага. Вкратце отметим, что в "торпедо", как правило, можно установить только 13-сантиметровые изделия - другие просто не влезут. Поэтому чаще используют либо передние двери, либо специально изготавливаемые подиумы - для трехкомпонентных систем без этого просто не обойтись. Само собой, всему этому предшествует "евроремонт" тех же дверей: просто прикрутить дорогущий динамик к их арматуре - то же самое, что запихнуть их в банку из-под тушенки. Работать, конечно, будут, но вместо музыки будет доноситься звяканье - только и всего.

Шумоизоляция, вибродемпфирование, подиумы - понимаете, почему установить динамики желательно сразу и капитально? Кстати, тут же всплывет еще один нюанс - кто будет главным слушателем? Если тот, кто сидит за рулем или рядом с водителем, то вопросов нет, а вот если VIP-пассажир собирается ездить только сзади, то возни предстоит куда больше. Для этого придется устанавливать динамики и сзади - с разворотом в нужную сторону: тяжело, но можно. Что касается "классической" задней полки... Можно, конечно, задействовать и ее - просто нужно понимать, что лишние наборы коаксиальников увеличат громкость звучания, но одновременно исказят музыкальную сцену. Так что, хорошенько подумайте.

Напоследок - "дежурное" предупреждение. Самостоятельная установка акустики в автомобиле с целью сэкономить на услугах профи, как правило, заканчивается полным фиаско - искореженные потроха салона, убитое время и... плохое звучание. О возможной ошибке при покупке комплектующих мы уже говорили. Другое дело, если вы рассматриваете подобное занятие как элемент самовыражения и радостно тратите на него свое свободное время - хобби есть хобби. В этом случае можно аргументированно отстаивать свои позиции по изготовлению подиумов, использованию задней полки, установке сабвуфера...

Кстати, именно о сабвуферах мы и поговорим в следующий раз.

Акустика от "Дэ-Эль-Эс" двухкомпонентная...

... и трехкомпонентная.

А так выглядит "Кларион".

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Подпишитесь на «За рулем» в